Разговоры о том, что институт полпредов вот-вот ликвидируют, поскольку они «выполнили возложенную на них миссию», в последний год возникали не раз. Но теперь, когда целых две полпредские вакансии пустуют, после того как Дмитрий Козак и Камиль Исхаков получили новые назначения в Москве, о ликвидации полпредств заговорили уже как о вопросе предрешенном.
Бюрократическая логика подсказывает, что если на столь высокие посты (равновеликие с вице-премьерскими) Кремль никого не назначает, а в самом Кремле и вокруг него идет отчаянная борьба за ключевые позиции в госаппарате, то это означает, что полпреды больше не нужны. Впрочем, бюрократическая логика в данном случае — лишь индикатор куда более серьезных причин. Главная состоит в том, что, когда учредили институт полпредов, большинство губернаторов были самостоятельными политическими игроками, зачастую позволявшими себе открыто оппонировать федеральным властям. Да и местной вольницы было предостаточно. Это нашло отражение в специфическом региональном законодательстве, которое нередко сильно отличалось, а то и противоречило федеральному.
Местное законодательство довольно быстро привели «в соответствие». Прошло еще немного времени — и губернаторов «встроили» во властную вертикаль. Причем замена их выборности фактическим назначением стала только отправной точкой этого превращения: потом губернаторы лишились и политической самостоятельности. И, как и полагается федеральным чиновникам, полностью ассоциировали себя с «генеральной линией».
В последние месяцы процесс трансформации губернаторов в эмиссаров федеральной власти вышел на новую ступень. Как в царские и советские времена, губернаторов стали присылать из других регионов. Бывшего директора завода в Татарстане отправили в другой конец страны управлять Амурской областью. Вице-губернатора Томской области сделали президентом Бурятии. А если к этим фигурам добавить «новичков», которые, перед тем как стать губернаторами, недолго поработали в регионе, то список «пришельцев» может оказаться внушительным.
В ближайшее время губернаторы, судя по набирающей силу тенденции к партизации политической системы через «Единую Россию», могут оказаться встроенными еще в одну вертикаль — партийную. На это указывает, например, факт: 64 из 89 российских губернаторов и президентов республик стали «паровозами» региональных списков «Единой России». Но, скорее всего, доставкой единороссов в думские кресла партийные функции губернаторов не ограничатся. А в рамках новой «парламентаризированной» политической системы после выборов им придется следить за реализацией решений центра еще и по «партийной линии».
Словом, в политическом плане для полпредов как выразителей воли и интересов Москвы места вроде бы не осталось. Но до последнего времени за ними сохраняли важную финансовую функцию — надзирать за тем, как регионы тратят федеральные деньги. Однако после того, как в новом правительстве Зубкова скромное дотоле Министерство регионального развития было превращено в суперведомство с огромным бюджетом, который оно должно потратить на нужды регионов, полпреды могут утратить и это полномочие. Наверное, неслучайно оба ушедших на протяжении месяца со своих постов полпреда обосновались на руководящих позициях как раз в этом министерстве. Козак стал министром, Исхаков — его заместителем.
Так что если полпреды и останутся, то, скорее всего, превратятся в тихих, незаметных чиновников с небольшим аппаратом, как было при Ельцине, когда их функции сводились к составлению для кремлевской администрации отчетов о деяниях губернаторов и их подчиненных. Как ни относиться к полпредам, их исчезновение будет символизировать, что тема автономности регионов (она обязательно должна присутствовать в федеративном государстве) исключена из политической повестки дня. А это значит, что Россия сделала еще один шаг в направлении к унитарной государственности и отказу от федерализма.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68