Руководство ФК «Томь» уговорило местных бизнесменов скинуться на любимую команду
Региональный футбол живет по своим собственным правилам. Если клубы Москвы и Питера могут позволить себе потратить миллионы на игрока, который потом не заиграет, то в регионах большинство команд время от времени борются за выживание. Поэтому каждый сезон команды, оказавшиеся в нижней части турнирной таблицы, стараются оттуда выкарабкаться любыми способами. Руководство ФК «Томь», например, решило прибегнуть к более изысканному методу, чем банальные попытки атаковать губернатора, и обратилось к местному бизнес-сообществу на предмет добровольных вливаний.
О «народном проекте», или «народном IPO», который уже принес томскому клубу миллион долларов, а также о борьбе за выживание в Премьер-лиге отдельно взятой провинциальной команды мы поговорили с генеральным директором ФК «Томь» Юрием Степановым.
— Насколько эффективен проект «Томь — народная команда»?
— Любая идея, если она, конечно, не откровенно фантастическая, дает эффект, когда за ее реализацию берутся грамотные и деятельные люди. Один из инициаторов этого проекта — профессор, доктор наук, депутат областной Думы Николай Петрович Кириллов. Бывший вице-президент акционерного общества «Востокгазпром» и большой друг нашего клуба.
— Поговаривают, что данный проект просто пиар-акция клуба для привлечения новых инвесторов.
— Мы не нуждаемся в пиаре. Вокруг нашего клуба и так много различных толков и разговоров. Да, нам пока не удается договориться с крупными компаниями и предприятиями на предмет спонсирования клуба. Почему? Я думаю, что для вас это не секрет. Владельцем практически всех крупных компаний является Москва. И развитие регионального футбола не входит в ее интересы. Наши власти по тем или иным причинам с крупными бизнесменами договориться пока не могут. По крайней мере по поводу вложений в футбольный клуб «Томь». Хотя сейчас во власти достаточно много людей, которые либо поддерживают футбол, либо готовы это делать, однако есть и те, которые придерживаются иного мнения.
— Кто инвестирует в этот проект?
— Идея привлечь мелкий, средний и по возможности крупный бизнес (именно Томска) витала в воздухе. Эта программа еще не приобрела конкретную форму. Но она уже озвучена. Создан Попечительский совет, в который вошли серьезные бизнесмены и политические деятели, в частности, мэр города, начальник департамента образования области, представители банковских структур, люди из нефтяного бизнеса. Так или иначе начало этой программы принесло клубу один миллион долларов. Конечно, не все эти деньги были получены, что называется, «под флагом» «Томь — народная команда». Но то, что эти средства в экстренных ситуациях пришли от томского бизнеса, не может не радовать.
— Каким образом деньги поступают в казну клуба?
— Мы используем только легитимные схемы. К примеру, предлагаем достаточно разнообразный рекламный портфель. Или же деньги могут поступать в качестве спонсорских вложений. Также люди могут стать соучредителями, вложив свои деньги в уставной фонд. При этом средства не будут облагаться налогами.
— Со стороны может показаться, что вы используете административный ресурс для того, чтобы «нагибать» местных бизнесменов. В свое время подобное весьма широко практиковалось в регионах: если хочешь здесь нормально работать, неси социальную нагрузку вроде спонсорства футбольного клуба.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Времена меняются. И местный бизнес, если он чего-то не хочет, особо не «гнется». Люди в основном дают деньги на те проекты, которые им небезразличны. В стране становится все больше и больше богатых людей, они хотят себя реализовывать в иных сферах. Почему нет? А что касается, как вы говорите, «нагибания» — это не стиль руководителей нашего региона.Можно дать нищему рубль на паперти. А можно вложить деньги в инвестиционно привлекательный социальный проект, на который, что называется, есть спрос. К нам же болельщики с 22 городов приезжают.
— Насколько я понимаю, сейчас задача у клуба одна — не вылететь из Премьер-лиги. По слухам, букмекеры определились с командами, которые покинут высший дивизион. «Томь» в их число вроде бы не входит…
— Если жить, руководствуясь только ставками букмекерских контор… Знаете, они тоже ошибаются. Да, мы сейчас озабочены сохранением прописки в Премьер-лиге. Мы понимаем: пока клуб находится в высшем дивизионе, от нас нельзя «отмахнуться» и мы можем рассчитывать на поддержку региона и лояльность властей. А если не подтвердим свою спортивную состоятельность, то отношение к нам будет, скажем так, иное.
— Скажите, почему футбольный клуб «Томь» до сих пор именуется «некоммерческим партнерством»?
— Создание различных ОАО и ЗАО должно подразумевать под собой получение прибыли…
— Но ведь топ-клубы Премьер-лиги давно уже акционировались. Хотя прибыли от них тоже никакой — одни убытки. Причем весьма солидные.
— Я могу только догадываться, для чего люди становятся акционерами футбольных клубов. Видимо, на что-то рассчитывают. С другой стороны, капитализация этих клубов высока и продолжает расти.
— Вы не считаете, что российским клубам, мягко говоря, рановато выходить на биржу?
— Скажу лишь, что для «Томи» это будет пустая трата времени и денег.
— Проблемы «Томи» типичны для всех команд, находящихся без «опеки» олигархов?
— На футбольном рынке России остался только один олигарх — президент московского «Спартака» Леонид Федун. Все остальные клубы так или иначе живут на бюджетные денежки, находясь под «опекой» госкомпаний или местных администраций. Мы не исключение. Наш бюджет (650 миллионов рублей) на 80 процентов состоит из средств, выделенных областью. Остальное добываем сами. В этом году планируем заработать 110–115 миллионов рублей.
С другой стороны, например в Китае, есть закон о футболе. По которому команды высшего дивизиона, в зависимости от статуса и рейтинга, дотируются из госбюджета. Пять лет назад сумма этих дотаций варьировалась от 5 до 25 миллионов долларов.
Думаю, что мы тоже рано или поздно к этому придем. Футбол пользуется спросом. И властные, и бизнес-структуры выработают схемы нормального финансирования футбола. Для того чтобы мы, по крайней мере, не хватались за сердце, наблюдая за тем, как наши «чешут» на Уэмбли
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68