СюжетыОбщество

Моя предвыборная программа

Зам. директора «Новой газеты» Валерий Ширяев накануне выборов написал вот такой текст. Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении.

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 14.09.2007 №35 (45)
Читать
Жизнь связывает нас со временем и страной, и порой прихотливо. В «Новую газету» начали приходить первые письма с вопросами о расценках на политическую рекламу в предвыборный период. …Настоящее, за которое нам предлагают вскоре...

Жизнь связывает нас со временем и страной, и порой прихотливо. В «Новую газету» начали приходить первые письма с вопросами о расценках на политическую рекламу в предвыборный период.

…Настоящее, за которое нам предлагают вскоре проголосовать, не притягивает. Прошлое, представленное в памяти самыми лучшими воспоминаниями, соблазняет.

Пенсионеры, подавляющая часть избирателей, идут к выборам с вывернутой назад головой. Так устроен мозг — пожилые склонны идеализировать собственное прошлое. На стариков рассчитаны все предвыборные бюджеты. Молодая прогрессивная капиталистическая партия СПС признала это честно, видимо, от полного бессилия. Официальные политики (ответственные, системные, реальные — черт их знает, какие определения они навесят на себя завтра!) боятся разбудить демона русского шовинизма. А сказать больше нечего. Все остальное не рождает сочувствия.

Все щурятся близоруко, перебирая тусклые лозунги нового застоя. Такое впечатление, что в нашем языке 300-400 слов, а в политическом — 50-70. <…>

Они найдут новых врагов — кавказцев, богатых, фашистов, англичан, — но обреченно пойдут по второму кругу. Небогатое мыслью выступление Суркова, этого Суслова новых времен, перед академиками окончательно показало: все слова сказаны. Им нужно только одно. ВСЕ ХОРОШО, НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙТЕ, ОСТАВЬТЕ КАК ЕСТЬ! Но это ли нужно тем, кто думает о будущем России? Их не меньше четверти. Должен найтись тот, кто скажет новые слова, кто поставит на будущее. И для этого ему придется победить прошлое.

Все отечественные биографии Большой советской энциклопедии после 1917 г. начинаются одинаково: русский (татарский, украинский, казахский и т.д.) советский писатель (архитектор, ученый, певец и т.д.). Одно универсальное качество объединяло элиту и простой народ, и выражалось оно непременным прилагательным «советский». Советским мог быть даже троллейбус и простой гвоздь. Но главным носителем этого качества был советский народ. Он действительно существовал.

Парадоксальным образом преждевременная смерть замечательного режиссера-мультипликатора Татарского напомнила мне о главной проблеме современной русской политики — не убиенном наследии СССР, которое своей мощью поддерживает надежду значительной части народа (избирателей) на возрождение притягательного монстра. Лукавят те, кто ограничивает понятие советского искусства и науки вымученными агитками и схоластикой. Все самое талантливое в Советском Союзе было якобы создано вопреки советской власти. <…>

Создатель «Пластилиновой вороны» Александр Татарский был советским мультипликатором, как Шукшин был советским писателем, а «Белорусский вокзал» — советским фильмом. И чудесный образ страны и ее людей, созданный в картине «Я шагаю по Москве», — главное препятствие на нашем пути. Новая Россия не может состояться, если она не возьмет в руки мел и не проведет черту между собой и живущей в памяти империей. <…>

21 июля в лагере «Наших» на Селигере два вторых лица России призвали отказаться от поиска национальной идеи: «Все должно крутиться вокруг простых и понятных для людей истин… У человека всегда есть набор простых стимулов — семья, здоровье, и мы не должны ставить перед собой завышенных, пафосных целей. Целью должны стать нормальные человеческие условия для всех, кто живет в России».

То же говорит нервное и капризное от долгой политической бескормицы «Яблоко». То же говорит втайне государственный СПС. «Жить как в Европе. Хорошо жить». Но качество жизни не определяется только достатком. Наивен, кто думает, что Европе и Америке достаточно одних денег! Посмотрите на их грандиозные планы развития искусства и науки. По сути, их годовые бюджеты — отражение напряженного поиска гармонии духа и материи.

И Советский Союз не строил просто хорошую жизнь. Он строил мечту, как понимали ее образованцы из Политбюро ЦК КПСС на разных этапах развития партийной бюрократии. Мечта была у Рузвельта, у Кеннеди, у де Голля. И их мечта жива поныне, потому что на выборах в США и Европе на все партии работают миллионы волонтеров. И в партийные фонды жертвуют миллионы простых граждан — они верят словам политиков. Наши политтехнологи не верят в добровольный труд в политике, всюду подозревают только деньги. И вместо мечты предлагают комиссарам «Наших» оплату мобильных телефонов, пару сотен за участие в митинге и отгул в институте. Вслед за самовлюбленной столичной тусовкой они пытаются весь мир измерить деньгами.

<…> Тот, кто первым заявит необходимость отринуть, решительно оставить за кормой советское прошлое и наше главное проклятие — советское сознание (а вовсе не нефть с газом), — тот выполнит историческую миссию. Я предвижу улыбки: ведь об этом говорили и говорят постоянно. Не действует. Да, говорили от случая к случаю. Призывали переоценить прошлое в контексте текущих задач. Говорили о преступлениях Сталина. Но никто еще не сделал главным лозунгом своей предвыборной программы: «ПРОЩАЙ, СССР!».

Когда большевики начали строить свой мир, они с первых дней всем гением поддержавших их творцов всему миру объявили, что они новые люди. Что царская Россия умерла. И только поэтому стало возможным новое государство.

Спустя десятилетия, утвердившись в головах, Советский Союз частично вернул себе культуру царской России и в лучших умах своих переосмыслил ее, развил. Она живет во всех советских книгах и фильмах, даже в образцах пропаганды. Вот так и в США снисходительно смотрят на возродившиеся символы и ностальгию по культуре рабовладельческого Юга. Спустя сто лет.

Пройдут годы, и наши правнуки на мотоциклах пронесутся по Невскому проспекту в кожаных куртках со звездами и серпами: советские символы имеют романтический ореол, близкий молодости. Но тогда они будут иметь настоящий независимый суд и действующий эффективный парламент. Это будут просто шалости и несодержательная мода. Это будет уже не страшно.

Но сегодня пришедший с того проспекта хозяин России всеми силами пытается вернуть СССР таким, каким знал его сам. Для него идеальное устройство — ГДР. Он не в состоянии дать нам больше фальшивой многопартийности Восточной Германии.

<…> Первые разговоры о психологическом влиянии, ментальном наследии СССР зашли при попытке отстранить функционеров КПСС от управления государством. Сейчас очевидна наивность этого порыва. <…> А в начале 90-х (кое-кто и сегодня) говорили о люстрациях, покаянии коммунистов. <…> И спасительный пример искали на стороне. Например, до сих пор уважительно отмечают, как решительно немцы распрощались с нацизмом. Между тем я убежден: сравнение с Германией недопустимо. Рейх прожил 12 лет и никак не эволюционировал, а последние три года просто агонизировал. По себе оставил могучую военную теорию и технические достижения. Жизнь Рейха возникла и оборвалась на памяти одного поколения. Новую ФРГ возрождали совсем еще не старые избиратели 1933 г. А вот СССР прожил 5 этапов. Некоторые, очень длинные, вместили целые поколения.

  1. Военный коммунизм — массовая мечта о всемирном счастье, для достижения которого решили уничтожить всех, кто стоял на дороге. Таковых в России оказалось более 3 млн. Эйфория нового мира — Маяковский, Хлебников и море других энтузиастов.
  1. НЭП — СССР как равноправная родина конструктивизма, «12 стульев», Эйзенштейн, Багрицкий, Заболоцкий, «Тихий Дон», Александров, расцвет Есенина, Светлов… Это все почти сплошь революционные энтузиасты, вплоть до Пастернака.
  1. Репрессии с 1934 до 1956 г. — все как у нацистов: расцвет музыкальной комедии, научно-технический подъем, балет, имперская архитектура…
  1. Оттепель 1956-68 гг. Фантастический расцвет. И миллионы верили в новое пришествие социализма, в том числе и Галич, и Окуджава, и Городницкий. Про прозу, стихи, кино и музыку того периода что говорить? До сих пор читаем, слушаем и смотрим. Та вера двигала и Евтушенко с Ахмадулиной и Шукшиным. Сотни фамилий, и все они поначалу — отнюдь не диссиденты с фигой в кармане.
  1. Застой — все устали, эксперимент провалился. Техническое творчество еще на высоте, но все идет в болото. Крах неизбежен.

Вольно же немцам отказываться от Рейха — 12 лет вычеркнуть можно. А нам от чего отказываться, от какого периода? Мне что, от «Белого солнца пустыни» отказываться или от «Баллады о солдате»? От Маяковского? От истории отца? Господа, коммунизм — куда большая проблема для России, чем нацизм для Германии. Целые поколения должны признать, что жили напрасно.

Но отказаться от СССР придется. Процесс денацификации в Германии начался не через 20 лет после войны, а в 1946 г. Мы слишком долго тянем, нам нефть помогает. С чего начинать? У меня нет рецепта, есть лишь убежденность, что начинать пора.

Делать это нужно с уважением к прошлому, но решительно. Необходимо убрать советские символы из Устава Вооруженных сил и с формы. Военные не должны обращаться друг к другу: «Товарищ». Все советские знамена должны быть сданы в музеи. Гимн не устоялся, не поздно еще и поправить товарища Путина. Перелом состоится, когда у рокеров на пряжках повсеместно будет двуглавый орел. В этот миг сама решится проблема Мавзолея, где мертвец по ночам зажигает свои неистовые мысли. Но это всего лишь программа пропаганды, пусть и необходимая.

Главная же проблема в том, что современная Россия, как бы противостоящая СССР, а на деле наследующая ему, в массовом сознании устойчиво связана с образом разложения, воровства и тотальной лжи. Проводится мысль, что это исконно присущая нам форма существования. Михалков-Кончаловский так и сказал в телеэфире: «Я тоже не плачу налоги, я тоже русский».

Да, нет, ты не русский, ты советский! А русские после реформ Александра II налоги исправно платили. Да и суд у нас был не из худших. Любой, кто решится на политическом пространстве внятно артикулировать, заявить как принцип: «Я не советский!» — вынужден будет неизбежно добавить: «Я плачу налоги, я не выбрасываю на скорости мусор из машины. Я уважаю чужое мнение, но не позволю никому вытирать о себя ноги, невзирая на чины и посты».

<…> Современные политики боятся, что идеи прозвучат в равнодушной пустоте? А это — какие слова ты найдешь для людей. Хлебные должности будут в твоей голове или стремления команды Кеннеди, оставившей ради невысоких министерских окладов миллионный бизнес и высшие посты в крупнейших корпорациях?

Я надеюсь, что Владимир Путин станет последним советским президентом. Потому что жизнь уже создала нам пример. Не советские русские живут в Прибалтике. Значит, и нам этот путь не заказан.

<…> Процесс идет, СССР частично распался в нашем сознании. Новая Россия не знала остервенения Гражданской войны, и советское прошлое уйдет из крови медленно, как продукт распада алкогольного отравления. Заявить об этом надо уже сегодня…Обсуждение на форуме OTKPblTO.RU

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow