…В самолете был большой выбор английских газет. Единственным упоминанием о России было небольшое сообщение о том, что красивая русская дизайнер Дарья Жукова (ныне более известная как «невеста Абрамовича». —Прим. ред.) сделала себе прическу в парикмахерской на севере Англии.
В Москве о мини-кризисе в отношениях можно поговорить с любым человеком, и у каждого есть свое мнение. В Лондоне с этим сложнее. Полное равнодушие к вопросу я объяснила для себя тем, что ухудшение отношений с Британией в практическом смысле задевает русских больше, чем англичан. Большое количество русских детей и молодежи учится в английских школах и университетах. Огромное количество русских туристов приезжает в Англию — для каждого настоящего и бывшего русского школьника, учившего английский, Англия — не просто заграница, а школьный предмет, знакомый с детства… Так что мне на первый взгляд показалось, что если дипломатические отношения действительно сильно ухудшатся, они не затронут англичан настолько, чтобы ровное и, по моему опыту, очень доброе отношение к русским от досады переменилось.
Я думаю, что вся история с Лит-виненко и все последовавшие за ней события вызывают у англичан равнодушие потому, что они им изначально непонятны. Идея терпимости и примирения и стремление к исправлению и добру являются основой английской психики. В сказке для детей Си Эс Льюиса «Лев, Ведьма и Платяной Шкаф», в которой тема измены играет важную роль, один из главных героев по имени Эдмунд предает злой ведьме своих двух сестер и брата за коробку с конфетами. Но после сложной серии событий и трансформаций, которые происходят с ним, в конце сказки его вместе с сестрами и братом коронуют принцем и дают ему имя Эдмунд Справедливый. Из предателя в справедливые может попасть только английский персонаж. В одной из английских газет 1940 года было сообщение о том, что в маленькой английской деревне две пожилые женщины нашли выпрыгнувшего с подбитого самолета немца. «Вы меня сейчас застрелите?» — спросил он. «Мы в Англии себя так не ведем», — изумленно ответили женщины и предложили ему чашечку чая (с молоком и без полония).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Меня часто удивляет то, что мои русские друзья учат своих детей при конфликте дать сдачу, в Англии это считается неприемлемым. Один раз и я по старой привычке, когда в 7 лет моя дочь пожаловалась мне, что одна маленькая хулиганка в школе все время норовит ее толкнуть, в сердцах сказала: «А ты тоже дай ей как следует». Дочь в ужасе посмотрела на меня и ответила: «Ты же взрослая, как же ты не понимаешь, что если я на зло злом отвечу, всем только хуже будет?». В ее школе преподают урок жизненных навыков. На этом уроке детей учат разрешать конфликты мирным путем. Надо признаться, что дети, и особенно подростки, все равно воюют, и часто это кровавые войны, но они четко знают, что это неприемлемое для общества поведение. Так что понять всю случившуюся историю рядовому англичанину не под силу…
Последние две недели я провела на Эдинбургском фестивале. Мне пришла мысль посидеть вечером в пабе и поспрашивать людей об их теперешнем отношении к России и русским. В Эдинбурге я остро почувствовала, что британцы не однородны и что существуют — совсем как в популярном жанре британского анекдота, в котором всегда участвуют англичанин, шотландец и ирландец, — три совершенно разных национальных характера. Я решила выяснить у англичанина, шотландца и ирландца их мнения. Я спросила у друзей, как с виду мне разобраться, кто есть кто, ведь не спрашивать же национальность напрямую. Мне сказали, что англичанин будет пить пиво, шотландец — виски, а ирландец — пьян, что бы он ни пил.
Атмосфера на фестивале очень теплая, хотя не обошлось без драк — вроде бы один актер шел домой после спектакля почему-то с бутафорской саблей, и на него напали грабители, которых он героически разогнал своей саблей (то, что она бутафорская, уже не упоминается). Во время фестиваля все с удовольствием и с легкостью общаются; в пабе я без особого труда нашла шотландца, англичанина и ирландца, и мы начали разговор. На вопрос, изменилось ли после ухудшения дипломатических отношений между странами отношение британцев к русским, первым ответил поэтичный шотландец. «Понимаете, — сказал он, — символ Британии — старый дуб: огромный, сильный, на который всегда можно опереться. А символ России — березка, тонкая и гнется то туда, то сюда. Она более гибкая, чем дуб, но главное, их качества не противостоят, а дополняют друг друга. Об этом надо всегда помнить…»
Англичанин, кажется, единственный из троих, кто чувствовал себя принадлежащим к хотя и бывшей, но все-таки империи, и поэтому оценивающий всю историю с немного другой точки зрения, сказал, что всегда в передрягах между государствами страдают не сами государства, а простые люди. Поэтому, сказал он, нужно всегда стараться жить с миром в мире. А к русским людям, как было хорошее отношение, так и осталось.
Ирландец — и правда уже довольно пьяный — все-таки тоже решил внести свою лепту в разговор. «А я вам расскажу одну историю, которая со мной случилась, — сказал он. — Это вам все объяснит… Ехал я как-то к теще в соседнюю деревню в гости, сбился с пути и не заметил. Еду себе. Песни пою. Вдруг понимаю, не туда заехал. Вижу — по полю фермер идет, а за ним свинья с деревянной ногой ковыляет. Спрашиваю фермера: мол, это мне мерещится или, правда, свинья тут у вас с деревянной ногой? «О, эта свинья — потрясающая свинья… — ответил он. — Вы видите, вон там пруд вдали? Так вот моя дочь упала в него зимой и так бы и утонула, если б эта свинья ее из воды не вытащила, тревогу не подняла, первую помощь не оказала. А весной пожар у нас был, так эта свинья пожарников вызвала и жену мою со второго этажа вытащила…» «Так она в пожаре ногу потеряла?» — кивнул я. «Да нет, такую потрясающую свинью разве можно за один раз съесть?»К чему была рассказана эта история — ни я, ни шотландец, ни англичанин не поняли. Хотели у ирландца уточнить, но он уже крепко спал.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68