СюжетыОбщество

Поднять театр на другой уровень

Сценографы спасают современный театр от власти текста, а театральное оборудование соревнуется с голливудской машинерией

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 10.08.2007 №30 (40)
Читать
Cовременный театр устал от текста, от власти режиссера и капризов актера. Альтернативы у всех свои, но основные надежды возложены, во-первых, на новые технологии. Тогда спектакль становится похож на телевизионное шоу: зритель смотрит...

Cовременный театр устал от текста, от власти режиссера и капризов актера. Альтернативы у всех свои, но основные надежды возложены, во-первых, на новые технологии. Тогда спектакль становится похож на телевизионное шоу: зритель смотрит больше на экраны-мониторы с заранее записанными картинками, чем на игры актеров под этими экранами.

Второй вариант — акцент на пластику; замолчавший и затанцевавший актер драмы может, конечно, попытаться рассказать что-то новое, но обычно эти попытки смехотворны: сам по себе отказ от слова еще не гарантия новых смыслов и эстетик.

Третий путь, усиление власти сценографа, видится наиболее убедительным и перспективным. Искусство сценографии, в которое входит и мастерство художников по свету, как наиболее материальное из театральных наук, ближе всего современному миру, где идее предпочитают вещь. Поэтому сценограф — одна из самых уважаемых театральных профессий. В его власти и показать товар-спектакль лицом, и пустить пыль в глаза, если режиссерская работа подкачала. В провинициальных театрах, где именитые господа оформители появляются редко, а оборудование устаревшее, главная задача сценографа — сделать картинку узнаваемой, привычной.

В последние десятилетия в России оформляли спектакли такие выдающиеся сценографы, как Сергей Бархин, Эдуард Кочергин, Игорь Попов, Станислав Бенедиктов, Георгий Цыпин, Борис Мессерер, Георгий Алекси-Месхишвили, Давид Боровский, Олег Шейнцис. Двое последних ушли в прошлом году из жизни; это огромная потеря не только для российского, но и для мирового цеха сценографов. Остаются ученики (на факультете сценографии ГИТИСа конкурс 8 человек на место), приходит свежая кровь. А уже знаменитый молодой режиссер Дмитрий Черняков прославился в том числе авторским оформлением своих спектаклей.

Сегодня крупные российские города переживают бум театрального строительства и, соответственно, оснащения театров новой технологической начинкой. Из наиболее грандиозных или просто дорогих, технически оснащенных проектов театральных зданий последнего времени — Новосибирский театр оперы и балета, концертные залы Ханты-Мансийского округа, Центр имени Мейерхольда, Школа драматического искусства на Сретенке, театр Et Cetera Александра Калягина, реконструкция Александринского, Большого, Мариинского театров. Мариинка и Большой как титульные театры страны после реконструкции имеют все шансы получить сценографическое оборудование, наиболее совершенное на текущий момент.

О технических секретах театральных чудес рассказывают сценографы, предъявляющие к театральному оборудованию самые высокие требования.

Андрей Проничев, технический директор Мариинского театра (Санкт-Петербург):

— Прежде всего важна творческая востребованность технических новинок. Например, Мариинский театр под руководством Валерия Абисаловича Гергиева постоянно ищет сотрудничества с наиболее яркими режиссерами и художниками. Новое слово в области театральных технологий сказал реконструированный в 1999 году лондонский театр «Ковент-Гарден», увеличивший после реконструкции свою технологическую площадь за счет соседних зданий. Вспомните «пятнашки», детскую игру в коробочке, и представьте себе, что внутри здания примерно таким же способом в горизонтальной плоскости перемещаются 7 сцен, заменяющих одна другую.

Для бесперебойной и качественной эксплуатации сцены нужен целый комплекс технических средств. Последняя реконструкция в Мариинском театре была проведена в 1970 году, техническое оборудование театра во многом устарело. Невозможно обходиться одними живописными задниками, как мы обходимся в «Баядерке», «Лебедином озере», «Сказке о царе Салтане», «Руслане и Людмиле» и многих других спектаклях. Мы очень любим старый классический репертуар, но современные сценографы уходят от этого и требуют выполнения иных, более сложных технических задач.

Сергей Даниленко, технический директор Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва):

— Когда театр строят, берут лучшее из того, что есть на сегодняшний день. Но прогресс движется без остановок, и в существующую постройку внедрить что-то новое трудно.

Новинки иногда изобретаются на ходу. Для этого наряду с поворотным кругом необходимо иметь возможность вскрывать планшет сцены, с тем чтобы в образовавшиеся проемы можно было ставить всевозможные подъемно-опускные механизмы и использовать эти проемы в сценографии. Так, в Театре имени Моссовета, где я работал, в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» (сценография Марта Китаева) круг был набран из съемных щитов, что позволило на планшете сцены сделать 7 окопов. Круг вращался, окопы не были завязаны на основание трюма. Дно одного из окопов поднималось с помощью автономного подъемника, и там стояла кровать генерала.

— Что в театре называется нетривиальной технической задачей?

— В спектакле «Арто и его двойник» Валерия Фокина (Центр им. Мейерхольда) — подъем венского стула. Пришлось сделать венский стул с ножками длиной 5 м. В планшете сцены сделаны отверстия для четырех ножек, стул стоит на сцене, а ноги находятся этажом ниже в трюме и укреплены на специальном подъемнике. В нужный момент стул вместе с актером поднимается на высоту 4 м от планшета сцены.

Андрей Проничев:

— Для обслуживания современных спектаклей постоянно формируется и обновляется технический комплекс, создается специальная механизация. Например, для «Кольца Нибелунгов» требовались сложные внутренние и внешние приводы. Громадные передвижные подсвеченные фигуры, придуманные художником Георгием Цыпиным, управлялись единым компьютером. Когда Георгий Цыпин привез в Мариинский театр макет «Кольца Нибелунгов», мы даже не представляли с чего начать. 11-метровые фигуры из полупрозрачного пластика, которые должны двигаться на глазах у зрителя, менять позы, светиться… Это была не просто нетривиальная задача, а целый комплекс таких задач. И два месяца до премьеры. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

В «Борисе Годунове» по сцене движутся купола, управляемые дистанционно, люстра превращается в паука, который «пожирает» Бориса Годунова с помощью системы электронноуправляемых приводов, разработанных специалистами Политехнического института совместно с Мариинским театром.

— Что сегодня в сценографическом оборудовании считается «писком моды»?

Сергей Даниленко:

— В последнее время популярны всевозможные подъемно-опускные механизмы, встроенные в декорацию и изготовленные специально для конкретного спектакля. Например, мосты и оркестровая яма в «Короле Лире» Театра им. Моссовета (сценограф Борис Бланк). В спектакле «Дамская война» Театра имени Моссовета — стрела крана по диагонали сцены, по которой перемещается подъемно-опускная каретка (сценограф Мария Рыбасова). Чем больше технических возможностей, материалов, механизмов, тем безграничнее полет фантазии сценографов.

Андрей Проничев:

— Может быть мода на режиссера, на художника, мода на оборудование сама по себе бессмысленна. Техника

— всего лишь инструмент, создать театральное чудо можно при помощи веревки или обычной электрической лампочки. Например, когда много лет назад, в начале 80-х годов прошлого века, у нас в театре выпускался спектакль «Конек-Горбунок», нужно было сделать полет над городом. О сложной механике и электронике тогда в театре слышали мало. Все было решено довольно просто. Двигался вверх панорамный задник и по сцене ездили домики, в которых сидели артисты на тележках типа инвалидных колясок и управляли ими. Или эффект «волн» в балете «Корсар» (художник Мурванидзе). И если это оборудование позволяет создать спектакль, который произведет впечатление на зрителя и поразит его, — вот это и есть настоящий «писк»!

Под текст

В городе Сарове, засекреченном Арзамасе-16, более 15 лет успешно работает фирма «Система», выпускающая сценическое оборудование — световые пульты, светодинамические системы, микрофоны. Продукция кооператива «Светон»* сразу стала брать медали ВДНХ. Сегодня театральное оборудование «Системы», по рейтингам профессиональных журналов и выставок, «бьет» своих коллег из Европы, Великобритании и США. Монтажные бригады «Системы» работают в Чебоксарах, Ульяновске, Татарстане, Нижнем Новгороде, Сарове, Саратове, Курске, Брянске, Дагестане, Калмыкии, Ярославле, Карелии, Удмуртии, Казахстане.

Игорь Капустин, директор фирмы «Система» (Саров):

— Пожалуй, ни один директор театра в мире не сможет с уверенностью сказать: «Мой театр оборудован по последнему слову техники». Ежегодно появляется несколько или даже несколько десятков новинок в области театрального оборудования.

На Западе руководители ведущих театров стараются примерно раз в пять лет делать частичную замену устаревшего оборудования, а примерно каждые пятнадцать лет — проводить полную реконструкцию. Но, разумеется, основная масса театрально-зрелищных заведений так же, как и у нас, отнюдь не блещет новейшими разработками.

Поскольку самым удобным случаем полностью обновить оборудование является капитальная реконструкция театра, можно сказать, что на сегодняшний день наиболее близки к недостижимому идеалу те, чья реконструкция завершилась в последние год-два. Например — миланский театр Ла Скала, вновь открытый в прошлом году. Хороший шанс обзавестись современным оборудованием имеется у Большого и Мариинского театров.

Общее для всех стационарных театров — наличие определенного набора оборудования.

Световое — прожекторы различных типов. Современный театральный прожектор — это уже не просто корпус с лампой, отражателем и линзой. Это — сложный прибор, плод трудов коллектива, инженеров различных специальностей.

Верхняя механика, находящаяся над сценой, — различные лебедки, поднимающие и опускающие декорации и превращающие сцену то в берег моря, то в волшебный лес.

Нижняя механика, находящаяся на сцене и под сценой, — все эти поворотные круги, позволяющие переносить актеров то, например, в кабинет, то в гостиную; подъемно-опускные площадки, изменяющие «рельеф» сцены; люки-провалы, в которых внезапно исчезают персонажи и из которых они так же внезапно появляются.

Звуковое оборудование, получившее широкое распространение в театре около полувека назад, но ставшее уже его неотъемлемой частью и позволяющее донести малейший вздох влюбленной героини до любого зрителя на галерке.

А также — вспомогательное и противопожарное оборудование: театр, как это ни кощунственно прозвучит для истинного театрала, является объектом повышенной пожароопасности. За примерами далеко ходить не надо, они у всех еще свежи в памяти.

Многое в арсенале оборудования зависит от репертуарных особенностей театра — в национальном театре, где спектакли идут на языке коренного народа, совершенно необходима система синхроперевода; поворотный круг есть практически во всех драматических театрах и очень редко используется в музыкальных театрах, обладающих, в свою очередь, более развитой системой подъемно-опускных механизмов.

За кулисами современного театра происходит не менее волнующее представление, чем на сцене: без видимого участия человека приходят в движение театральные прожекторы и лебедки, поворачиваясь в заданную точку с точностью до десятых долей градуса и перемещая декорации с точностью до нескольких миллиметров.

*Так зарегистрировали будущую «Систему» отцы-основатели, выходцы из РФЯЦ-ВНИИЭФ (Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow