Главный герой рекламы последнего времени — человек с кредитной картой, выходящий из банка для того, чтобы купить пай в ПИФе. Такого доминирования рекламы финансовых услуг не наблюдалось со времен «МММ», «Олби» и «Властилины».Тогда это была преимущественно реклама банковских (и псевдобанковских) услуг. Теперь на арену вышли акции госкомпаний и ПИФы (паевые инвестиционные фонды). Но суть не изменилась — агрессивная реклама, граничащая с пропагандой, в условиях низкой финансовой грамотности большинства телезрителей.
И ладно бы еще компании упоминали в рекламе о возможных рисках. Практика показывает, что для многих потенциальных инвесторов ПИФы и акции — это лишь новая альтернатива банковскому вкладу, а разница между ними — только в названии.
Паевые фонды по удельному весу рекламы занимают, пожалуй, первое место, в то время как риск потерять свои инвестиции у пайщиков выше, чем у других частных инвесторов.
«Основные риски участия в ПИФах связаны с работой управляющей компании, насколько эффективно она будет управлять портфелем, честно ли она будет действовать и т.д.», — замечает Ольга Беленькая, аналитик по макроэкономике ИК «Совлинк».
ПИФы — это срочный инструмент, обладающий потенциально высокой доходностью, но в то же время и высокими рисками. Паевый инвестиционный фонд — это, грубо говоря, «общак», в который каждый пайщик вносит свою долю. Распоряжается этими деньгами УК — управляющая компания (деньги при этом остаются вашими, но переходят в доверительное управление; это как если бы вы по договору дали другому человеку «побомбить» на вашей машине при условии раздела прибыли). УК вкладывает общие деньги в акции, облигации, в недвижимость и другие активы, которые могут приносить доход. Если вкладывает правильно, получается прибыль, которая распределяется между пайщиками в соответствии с размером пая. То есть если доходность ПИФа — 10%, а вы вложили 10 тыс руб., то на выходе получите 11. Если доходность отрицательная (-10%), то получите 9 тысяч. Арифметика простая, схема, как видно, рискованная.
Кстати, в отличие от банков, ПИФам по закону запрещено обещать своим клиентам определенный размер прибыли — ни 100%, ни 0,001%. Дело в том, что получение прибыли не гарантировано ни государством, ни самим фондом и зависит не только от ситуации на рынке, но и от того, насколько разумно УК распоряжается доверенным ей деньгами. Единственное, что может УК, — рассказать о том, какую прибыль показывали находящиеся под ее управлением ПИФы в прошлые годы (это — в России; в ряде западных стран и на этот фокус наложено табу).
В любом случае, не стоит обращать на этот показатель внимание: если вам или вашим друзьям повезло в определенном казино, это не значит, что в следующий раз вы не выйдете из того же заведения без штанов. А доходность ПИФов, как и выигрыш в рулетку, ничем не гарантирована. Вложение денег в ПИФы — не для слабонервных, потому что стабильностью здесь и не пахнет: еще в марте почти все фонды приносили доход своим клиентам, но уже в апреле большая их часть работала в убыток. «На фоне роста рынка УК показывают довольно неплохие результаты, — говорит аналитик. — Если рынок не будет расти, то здесь многое будет зависеть от профессионализма УК. И тут нужно ориентироваться не на результаты последнего квартала, а на результаты нескольких лет».
Универсального свода правил по выбору «правильной УК» не существует. Конечно, предпочтение стоит отдавать компаниям, которые уже работают в финансовом секторе 10-15 лет. Чем больше опыт управления активами, тем лучше. Причем не только на растущем, как сегодня, рынке, но и в периоды кризисов, которые были в прошлом и обязательно случатся в будущем. Так что если фирма пережила, например, август-98 — это скорее говорит о ней положительно.
«Вынуть» деньги из ПИФа можно только в определенный момент: по договору вы доверяете деньги на месяц, три, полгода и так далее и не можете забрать их раньше или позже окончания этого срока. После того как вы получите деньги, у вас на руках ничего не останется. То есть паи не позволяют получать так называемый рентный доход, жить на проценты, как те же банковские вклады.
Пайщик — существо несамостоятельное. Он никак не может повлиять на ситуацию даже в том случае, если видит, что рынок валится: решение о купле-продаже ценных бумаг, а также их ассортимент определяет управляющая компания.
Впрочем, акции — тоже весьма рискованный инструмент. Сохранность денег здесь зависит от большего количества факторов. Прибыль от перепродажи можно получить в любой момент, дивиденды — раз в год, если компания сподобится (хотя чаще всего этого не происходит, а если и происходит, то не в срок). У большинства крупнейших российских компаний (а мелкие и средние почти не представлены на бирже) один, максимум два-три основных акционера, которые имеют абсолютное большинство на общих собраниях акционеров и без участия миноритариев решают все стратегические вопросы, в том числе и по выплате дивидендов. Прибыль выгоднее не раздавать в виде дивидендов, а направлять на развитие бизнеса компании — это позволяет экономить на налогах. Повлиять на этот процесс миноритарный акционер может не больше, чем отдельно взятый гражданин, обладающий правом голоса, на решения федерального правительства. Права на управление компанией прямо пропорциональны доле в уставном капитале, а у мелких частных инвесторов она измеряется тысячными долями процентов.Но есть и плюсы. Даже если цена акций на рынке в какой-то момент упадет до нуля, инвестор все равно будет иметь их в собственности, свободно ими распоряжаться: он может их продать, передать, подарить или оставить себе и ждать лучших времен. Во всех развитых странах этот механизм взаимодействия между гражданами и финансовыми институтами налажен и работает исправно.
Отличие российского фондового рынка в том, что его движущей силой являются «голубые фишки», представленные по большей части государственными нефтяными и газовыми компаниями. А их капитализация не в последнюю очередь растет благодаря прямой или опосредованной поддержке государственных же органов. Известно, к примеру, как «Роснефть» получила активы ЮКОСа, а «Газпром» — «Сибнефть» и «Сахалин-2». Но это не может продолжаться вечно. Искусственно раздутый, переоцененный рынок рано или поздно начинает сдуваться.
«Риск меняется от «голубых фишек» до акций второго эшелона, — говорит Ольга Беленькая. — У первых риски меньше и доходность ниже, у вторых — наоборот. Есть вероятность не только не получить доход, но и потерять в худшем случае все свои инвестиции (к примеру, скоро завершится процесс банкротства ЮКОСа — и акции некогда самой дорогой компании России превратятся в кульки для семечек тыквы)».Вообще-то акции раньше не особо и покупали. Дело в том, что это не колбаса и даже не пай ПИФа. Для частного инвестора, который хочет инвестировать всего несколько тысяч рублей или даже тысяч долларов, — это слишком хлопотно и затратно. Нужно заключить договор с брокером, услуги которого придется оплачивать. В отличие от специалистов УК, брокер ничего сам делать не будет — он продает и покупает акции только по вашей заявке.
Есть только одно исключение — так называемые «народные» IPO, когда компании, выходя на биржу, дают возможность купить небольшие пакеты акций всем желающим без посредников. Обычно компании так не делают, потому что надо либо иметь огромную сеть собственных офисов, либо заключать договор на распространение акций с тем, у кого такая сеть уже есть. А еще — серьезнейшим образом вкладываться в рекламу.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Первопроходцем в этом деле была «Роснефть», которая прошлым летом провела «народное» IPO. Это было действительно «народное размещение». Приходили простые люди, которые решили узнать, «что это такое».
А вот доступ «простого населения» к акциям во время «народного размещения» Сбербанка был ограничен ценой, которая крутилась в пределах трех тысяч долларов. Естественно, расчет был на так называемый средний класс.
Несмотря на активное вмешательство государства, рынок все равно говорит свое слово, и статус государственной компании еще не гарантирует отсутствие рисков. «Народное» IPO «Роснефти» прошлым летом доказало, что это даже не правило: акции этой компании с самого ее появления на рынке штормило так, что мало не покажется. Это было развитие, но, скорее, синусоидное. Только за первый день торгов акции компании обесценились на 2%, а среднестатистический проигрыш равнялся 6000 рублям. Потом был неплохой рост и новое падение ниже цены размещения. В дальнейшем «Роснефти» прогнозируют колоссальный рост на 77% из-за скорого выпуска на рынок пакета, выкупленного у ЮКОСа. Вложение в эту компанию — это дело не одного года, здесь нужно рассчитывать на долгосрочную перспективу, имея в виду не выплаты дивидендов, а рост стоимости акций.
«Что касается акций, то все зависит от образованности инвестора, — говорит старший аналитик российского представительства рейтингового агентства Standard and Poor’s Евгений Тарзиманов. — Нужно разбираться в том, куда хотите вложить свои деньги. Иначе лучше доверить это дело другим — например, управляющей компании, вложившись в ПИФы».
Как это ни парадоксально, несмотря на то, что все больше людей вкладывают деньги в ПИФы и участвуют в IPO госкомпаний, финансовая грамотность населения растет гораздо медленнее, чем совокупные инвестиции физлиц (по данным Национальной лиги управляющих, стоимость чистых активов всех ПИФов в России приближается к 650 млрд руб.; это в шесть раз больше, чем два года назад). Злую шутку с нами играют реклама и растущий рынок. Действительно, в последние годы российские акции демонстрировали блестящие показатели, которые, естественно, проецировались на результаты деятельности ПИФов, и пайщикам начало казаться, что так будет всегда. Но ни один рынок в мире не рос вечно. И неизбежная коррекция, похожая на внезапное отрезвление, будет способствовать росту нашей финансовой грамотности не меньше, чем сегодняшняя инвестиционная эйфория. Ведь финансовая грамотность — это разновидность жизненного опыта, и ее нельзя измерить ни в процентах, ни в условных единицах. В общем смысле это умение адекватно оценивать риски. А человек, который пока ничего не потерял, на это не способен.
Лучшие акции/ПИФы по итогам 2006 года
Эксперт номера
Сергей Николаев, руководитель группы региональных продаж инвестиционного департамента ВТБ 24:
– Стоит ли в рамках «народного» IPO вкладывать в акции одной компании все личные средства, предназначенные для инвестирования, или лучше вложить небольшую часть, а остальное разместить в банке, например?
– Инвестору, желающему разместить свободные личные средства, стоит помнить о том, что опыт, накопленный многими профессиональными и непрофессиональными инвесторами, прямо указывает на классическое правило «не держите яйца в одной корзине». Любой профессиональный портфель создается управляющим исходя из принципов диверсификации, то есть страхования риска снижения стоимости портфеля за счет распределения денежных средств среди разных активов. Рыночная ситуация временами может быть неблагоприятна для одного актива и вполне позитивна для другого. Иными словами, распределив средства среди большого количества активов, инвестор получит больше шансов не только обезопасить свои инвестиции, но и получить ощутимый доход. Исходя из этого, было бы нелогично все личные средства, предназначенные для инвестиций, вкладывать в один актив, причем не важно «народное» IPO это или просто покупка конкретных акций на бирже.
Выбор же типа инструментов (консервативные или рискованные) напрямую зависит от типа инвестора и планируемой инвестиционной стратегии. Если инвестор рассчитывает на получение максимального дохода, то доля консервативных (и, соответственно, низкодоходных) инструментов в портфеле должна быть минимальной. И наоборот. В любом случае, баланс в соотношении риск/доходность инвестор должен определить самостоятельно.
– Стоит ли обращать внимание на то, какую доходность показывал ПИФ в предыдущие периоды времени, или важнее то, каков его инвестиционный портфель?
– История доходности, показанной тем или иным фондом, безусловно, позволяет определить профессионализм управляющего, но это, скорее, вспомогательный фактор при выборе ПИФа. Любой отраслевой фонд может год за годом показывать неплохую доходность, связанную с хорошей макроэкономикой отрасли, но если в данном экономическом секторе пойдет спад, скорее всего, лидер перейдет в аутсайдеры. Поэтому наиболее разумно делать выбор в пользу индексных фондов, имеющих в портфеле максимально широкий спектр инструментов. В данном случае у пайщиков появляется возможность получить доходность, сопоставимую с изменением ведущих биржевых индексов. Если же управляющему удается год за годом «обгонять» ведущие индексы – это весомая причина в пользу выбора данного фонда. Однако, как и в ситуации с самостоятельной покупкой акций, всегда имеет смысл распределить инвестиционные ресурсы между несколькими наиболее надежными и доходными ПИФами, причем желательно – различных управляющих компаний.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68