Сюжеты · Культура

Робер Лепаж: Требуется интерес к другим

Подарок московским театралам сделал Чеховский фестиваль, привезший в Москву четыре спектакля знаменитого канадского режиссера

Этот материал вышел в № 56 от 26 июля 2007 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 56 от 26 июля 2007 г.

20:00, 25 июля 2007Светлана Полякова
views

120

20:00, 25 июля 2007Светлана Полякова
views

120

Канадец Робер ЛЕПАЖ — одна из определяющих фигур современного театра, причем фигура многофункциональная. И мировую известность он снискал практически по всем дисциплинам, в которых раскрывает свое дарование: худрук театра (последние 13 лет…

Канадец Робер ЛЕПАЖ — одна из определяющих фигур современного театра, причем фигура многофункциональная. И мировую известность он снискал практически по всем дисциплинам, в которых раскрывает свое дарование: худрук театра (последние 13 лет это его труппа Ex-Machina), актер, сценарист и режиссер — театральный (в этом году получивший премию «Европа—театру») и «киношный» (уже первый его полнометражный фильм был представлен на Каннском фестивале), к тому же сценограф (учитывая высокую бутафорскую художественность и технологичность его спектаклей, Лепаж в этой области — специалист штучный). Такая бешеная занятость в собственном театре (для которого он в 1997–м умудрился выбить муниципальные площади и создать в Квебеке междисциплинарный культурный центр La Caserne Dalhousie) не лишает Робера Лепажа возможности отвечать на многочисленные приглашения других театров — еще пятнадцать лет назад он стал первым североамериканцем, руководившим постановкой Шекспира на сцене Национального королевского театра в Лондоне («Сон в летнюю ночь»).

Чеховский фестиваль, привезя в Москву четыре спектакля столь знакового для эпохи и одного из самых дорогих режиссеров, сделал царский подарок московским театралам. И неожиданно напомнил о географическом пространстве, которое мы до сих пор никак не связывали с культурным мейнстримом.

— Робер, кроме нескольких имен в фигурном катании и нескольких десятков имен хоккеистов, средний россиянин не назовет ни одной канадской знаменитости, в частности в области культуры…

— На самом деле есть огромное количество знаменитых канадцев, но их поглотили Соединенные Штаты. Мы их часто видим по американскому телевидению. Но это — англоязычная канадская культура. В Канаде четверть населения говорит по-французски и три четверти — англоязычного населения.

Культура англоязычных канадцев не идентифицирует себя с Канадой. Как только добиваются каких-то результатов, они тут же уезжают в Америку, а иногда — в Англию. А франкофонов гораздо в большей степени можно назвать канадцами, и в этой среде происходит много интересного, специфично канадского в культурном отношении.

— То есть канадские франкофоны во Францию не стремятся?

— Эмиграция во Францию существует, но гораздо больше французов приезжают жить в Канаду. Хотя Франция прекрасна, сегодня европейская структура и европейские законы давят на человека, поэтому французы уезжают в Канаду, где не так сильна бюрократия. Французы полагают, что в Канаде жить комфортнее, поскольку страна огромна, а население немногочисленное.

Канада ведь сегодня едва ли меньше России — в ее теперешних границах. И всего тридцать три миллиона населения. Есть огромное свободное пространство — в том числе культурное и психологическое. В этом преимущество и недостаток Канады.

— Существует вечный спор между французами и канадцами: чей французский более французский…

— Французы вбирают в свой язык много англицизмов. А мы сопротивляемся. Нас сегодня почти восемь миллионов на Североамериканском континенте. Это море против океана англоязычных. И мы — защитники языка. Поэтому сегодня многие англоязычные фильмы для франкоговорящих стран дублируются в Монреале.

— Вы в молодости мечтали о карьере географа, но и теперь изучаете географию с практической точки зрения — благодаря своей нынешней профессии очень много путешествуете.

— Но прежде всего меня интересует человек. Его нельзя понять, не зная, на какой территории он живет. Я очень люблю сравнивать культуры. Любопытство вызывают, например, японцы. Соотношение между территорией и заселенностью в Японии прямо противоположно канадскому. Если в Канаде — сплошные просторы, то в Японии просторов вовсе нет. И это определяет человеческие отношения, ничего общего не имеющие с отношениями между людьми в Канаде.

— Много ли общего у канадцев с Соединенными Штатами?


— Мы созданы из культуры той страны, где родились. Есть правила, законы, температура, культура севера, культура юга — общества очень разные! Первое, что замечаешь в США, — это огромная свобода.

— Разве в Канаде не хватает свободы?

— Канада — бывшая колония Англии, и мы во многом — британцы: в нашей манере общения с людьми, в организации общества, в законах, во взглядах на сексуальность. А американцы восстали против англичан. Они с англичанами боролись, поэтому у них на английский образ исторически негативная реакция. Во времена моего детства в США ездили, потому что это была страна свободы, там не было иерархии. Если сравнивать с бывшей канадской системой — у нас были губернатор, представляющий королеву, премьер-министр, назначенный королевой, и строжайшее британское классовое разделение общества. Перейти в более высокий класс было практически невозможно. А в Штатах эпохи моего детства все это было разрешено. Но сегодня обнаруживается, что в США существует чудовищная иерархия — денег и политики. Сегодня я уже не чувствую той свободы — они быстро восстанавливают иерархическую систему из соображений безопасности или национальных интересов. А у себя в Канаде мы, наоборот, ее потихоньку разрушаем.

— Какая страна, на ваш взгляд, в ближайшем будущем будет определять мировую культуру?

— Мой ответ вас, наверное удивит: Германия, которая довольно консервативна. Но Германия сегодня богата и интеллектуалами, и художниками, и политиками, кроме того, у нее есть деньги — всего этого у нее достаточно, чтобы установить свое влияние, чтобы подготовить встречу разных культур. Это парадоксально, учитывая ее недавнее прошлое. Раньше европейскую культуру определяла Франция, в какой-то степени еще несколько стран, а теперь в центре новой Европы — Германия.

— Идеи нынешних немецких мыслителей и художников вам близки?

— Мне кажется, да. Это все-таки народ громадной научной и художественной культуры. Как и русские. Что очень важно — вы умеете рассказать свою историю через литературу. Это типично для России и очень редкое качество. И немцы тоже владеют этим умением — соединить культурную, научную и политическую мысль в литературе.

— Из четырех ваших спектаклей, показанных на Чеховском фестивале, российского зрителя, естественно, более всего тронула «Обратная сторона Луны» — ностальгическая тема славы российской космической мысли и космонавтики. Что, по-вашему, человечество делает в космосе?

— Ответ на этот вопрос я услышал в фильме Тарковского «Солярис»: «Мы здесь, чтобы создать зеркало для Земли». Я пришел к выводу, что другое нас не интересует, нас интересуем мы сами. Когда Христофор Колумб поплыл в Америку, он искал там другую Испанию. Он туда прибыл и от культуры, которая существовала там, отказался. И трансформировал тамошнюю культуру в культуру испанскую. Нас не интересуют другие.

— Если это в человеческой натуре, можно ли и надо ли этому сопротивляться?


— Не знаю, можно ли, но нужно сражаться против этого внутри себя. Знаете, пещерный человек, который рисовал на стенах свои картинки, когда рисовал звезду, изображал ее пятиконечной. Посмотрите на звезду — разве она пятиконечная? Но еще в ту пору, чтобы сделать звезду понятнее, люди рисовали пять лучей, как у человека — руки, ноги и голова. Это единственный способ понять мир — сделать его похожим на себя самого. Мы придаем вещам человеческие черты. Иначе они нас не интересуют.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

9 часов назад

«Команда 29» объявила о самороспуске

Подписывайтесь!

выпуск

№ 78 от 19 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 78 от 19 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

454003

2.
Комментарий

Александр Ширвиндт: «Чиновники подтираются этими воззваниями». ВИДЕО Знаменитый актер — о позиции Министерства культуры в скандале с увольнением директора музея имени Бахрушина

views

212230

3.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

196221

4.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

143653

5.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

129030

6.
Исследование

Преступления против истории Как в России устанавливается монополия на «правильное» прошлое

views

119954

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera