СюжетыОбщество

Сотни «пилотов удачи»

Хроника катастроф и происшествий в Африке с летчиками из России и стран СНГ за последние пять лет

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 12.07.2007 №26 (36)
Читать
В этом году Всемирный фонд безопасности полетов отметил, что самым неблагополучным регионом в сфере авиабезопасности по-прежнему остается Африка. И хотя, по данным докладов Евросоюза и Международной ассоциации воздушного транспорта IATA,...

В этом году Всемирный фонд безопасности полетов отметил, что самым неблагополучным регионом в сфере авиабезопасности по-прежнему остается Африка. И хотя, по данным докладов Евросоюза и Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, за последний год относительный показатель аварий и катастроф в Африке несколько снизился по отношению, например, к СНГ, вероятность того, что пассажирские и транспортные самолеты в Африке потерпят катастрофу, на сегодня в шесть раз выше, чем в других регионах мира. По мнению специалистов, это связано с тем, что в ряде регионов Африки вообще неконтролируемое воздушное пространство и руководство безопасностью полета порой осуществляется не через диспетчера, как это принято во всем мире, а через прямую связь между пилотами разных самолетов, совершающих в данный момент рейс.

Кроме этого, африканский парк самолетов в основном состоит из российских и украинских «Анов», «Илов» и «Яков», многие из которых еще советского производства, давно отслужили свой срок и годятся только на запчасти. При посадке они не могут выпустить шасси, а при разбеге на взлет у них лопаются шины. В полете у них неожиданно отказывают двигатели, механизмы, навигационное оборудование и приборы связи. Вдобавок ко всему, если за это хорошо платят, их загружают под завязку техникой и людьми, иногда превышая нормы не то что на килограммы – на тонны. В результате у самолетов смещается центр тяжести, они выскакивают за пределы взлетной полосы, в полете порой резко теряют высоту, врезаются в холмы, падают на жилые районы. Не говоря уже о том, что летают эти самолеты в далеко не благополучных в смысле мирной обстановки районах – перевозя людей и грузы там, где действуют группировки повстанцев, происходят перевороты, идут бои местного значения.

Именно поэтому летчиков этих самолетов, тоже в основном выходцев из России, Украины и стран СНГ, называют порой «пилотами удачи». В современной Африке таких пилотов не десятки и даже не сотни, а тысячи. Здесь можно встретить командиров судна, штурманов и авиатехников из Тюмени, Сургута, Нефтеюганска, Кирова, Тамбова, Челябинска, Оренбурга, Архангельска, Новгорода, Екатеринбурга, Вологды, Сыктывкара, а также из других городов России и стран СНГ. Они работают в десятках стран Черного континента – в Либерии, Мали, Чаде, Сьерра-Леоне, Ливии, Кот д’Ивуаре, Эритрее, Марокко, ЮАР, Мозамбике, Гвинее, Экваториальной Гвинее, Джибути. Однако больше всего их на сегодняшний день в Конго, Анголе, Намибии, Сомали, Эфиопии, Судане, Кении и Уганде.

Так, в одной только Демократической Республике Конго (бывший Заир) по контрактам с частными авиакомпаниями работают самостоятельно порядка двухсот пилотов из стран СНГ, плюс несколько конголезских авиакомпаний (таких как Malila Airlift, Service Air, Africa One и другие) эксплуатируют самолеты «Ан» с русскими экипажами. Кроме столицы Киншасы они сосредоточены еще в семи городах республики. В другой Республике Конго (столица которой в Браззавиле) летчики из России также летают по всей стране, включая малые приграничные поселения, и имеют две основные базы – в столице Браззавиле и в городе Понт-Нуар. Еще 40 российских летчиков до недавнего времени жили в здании торгпредства РФ в столице Анголы Луанде, откуда летали в том числе и в соседнюю Намибию. В самой Намибии есть база русских летчиков в городе Ондангва, а в аэропорту портового города Уолфиш-Бей работают летчики из Екатеринбурга, ремонтирующие советские самолеты из Анголы, – разумеется, тоже с русскими экипажами.

В нестабильном Сомали, где, как и в Конго, авиация остается практически единственным средством транспортного сообщения, русские и украинские летчики соединяют между собой не только сомалийские города, но и наладили перелеты между Сомали, Эфиопией и Джибути. В частности, из Джибути в сомалийскую столицу Могадишо и обратно летает «Ил-18» хрущевской эпохи, владельцы и экипаж которого – выходцы из России и Украины. А в сомалийский город Бусасо из эфиопского Дире-Дауа русские летчики ежедневно возят чат (побеги слабонаркотического дерева для жевания). В Эфиопии русских летчиков можно встретить также в северном городе Бахр-Дар и в столице Аддис-Абебе. Еще один островок «русского присутствия» в Африке – граничащий с Эфиопией Судан, на юге которого база русских летчиков в городе Румбек наладила сообщение этой страны с Кенией и Угандой.

2007 год

3 июня, Сьерра-Леоне. В момент приземления взорвался и загорелся в воздухе вертолет российского производства «Ми-8» африканской авиакомпании Paramount Airlines, перевозивший 19 болельщиков футбольной команды Того (государство в Западной Африке). Погибли все пассажиры и два пилота – граждане России и Молдавии. Командиру экипажа, тоже россиянину, удалось спастись.

23 марта, Сомали. В результате попадания ракеты потерял крыло и упал в окрестностях сомалийской столицы Могадишо самолет «Ил-76», принадлежавший белорусской транспортной авиакомпании «Трансавиаэкспорт». Погибли 11 человек, девять из которых – белорусские пилоты. По одним данным, самолет перевозил под флагом ООН гуманитарные грузы, по другим – доставлял из Уганды в Сомали два бронетранспортера.

2006 год

3 августа, Демократическая Республика Конго. При приближении к аэропорту в городе Букаву врезался в гору, упал в лес и сгорел самолет «Ан-28», зафрахтованный одной из конголезских авиакомпаний. Все члены российско-киргизско-украинского экипажа и девять пассажиров-африканцев погибли.

7 июля, Демократическая Республика Конго. В районе аэропорта города Гома на восьмой минуте взлета в результате отказа двигателя и разворота на аварийную посадку врезался в гору транспортный самолет «Ан-12». Погибли двое африканских пассажиров и трое летчиков – россияне из Самары, Ульяновска и Екатеринбурга. Летная годность этого «Ан-12» закончилась за пять лет до трагедии. На момент катастрофы он принадлежал частной конголезской авиакомпании Mango Airlines.

23 апреля, граница африканских государств Чад и Камерун. При заходе на посадку в столице Чада Нджамене самолет «Ан-74» из-за неожиданно возникших технических проблем перелетел через аэропорт и рухнул в открытом поле на территории соседнего государства Камерун. Погиб весь экипаж, состоявший из шести харьковчан. Согласно контракту, самолет с украинским экипажем служил для перевозки высокопоставленных чиновников страны и некоммерческих грузов.

2005 год

5 сентября, Демократическая Республика Конго. При заходе на посадку в районе аэропорта Исиро задел деревья, загорелся и развалился на части самолет «Ан-26» советского производства. Экипаж из четырех человек, включавший троих россиян, а также все семь пассажиров погибли.

16 июля, Экваториальная Гвинея. Вскоре после взлета из аэропорта Малабо исчез с экранов радаров, загорелся и упал в джунгли самолет «Ан-24». Погибли члены экипажа – выходцы из СНГ, а также все 54 пассажира. Рассчитанный на 48 человек самолет оказался перегружен.

25 мая, Демократическая Республика Конго. Спустя полчаса после взлета потерял контакт с диспетчерской башней и упал на дно ущелья вылетевший из города Гома самолет «Ан-12», зафрахтованный компанией, принадлежащей россиянину из Ливии. Пять членов экипажа, набранного также из россиян, и все 22 пассажира погибли. Зафрахтовавшая воздушное судно компания выполняла заказы министерства обороны республики.5 мая, Демократическая Республика Конго. В районе Кисангани потерял радиосвязь, задел при развороте пропеллерами деревья и потерял контроль над управлением самолет «Ан-24» местной авиакомпании Kisangani Airlift, пилотируемый российскими летчиками из Владимира и Тамбова. Экипаж и шесть пассажиров погибли.

8 января, Уганда. Летевший в столицу Демократической Республики Конго Киншасу транспортный самолет «Ан-12» с грузом фасоли и автомобилями на борту упал в лесу из-за отказа двигателя, перегруженности и смещения центра тяжести. Погибший экипаж состоял из шестерых россиян, прилетевших на заработки в Африку из Сыктывкара, Жуковского, Кубинки и Москвы. Работали по контракту с небольшой африканской авиакомпанией, владелец которой родом из Волгограда.

2004 год

9 ноября, Кот д’Ивуар. В аэропорту города Абиджана задержаны 15 авиамехаников транспортных самолетов «Ан-12» – выходцы из России, Украины и Белоруссии, работавшие по частным контрактам. Спустя четыре дня они согласились отремонтировать несколько военных самолетов, и затем были отпущены, но остались работать в Африке.5 октября, Судан. При попытке совершить вынужденную посадку из-за отказа двигателя летевший в суданский город Джуба грузовой самолет «Ан-12» загорелся и рухнул в лес. Все четверо погибших членов экипажа были гражданами России из Иркутска. Самолет произведен за 34 года до катастрофы и до 2002 года находился на балансе ВВС России, а на момент трагедии числился за одной из суданских частных авиакомпаний.

28 июля, Африка – Россия. В инфекционной больнице Ставрополя оказались трое вернувшихся из африканской командировки местных летчиков, один из которых в итоге скончался от тропической лихорадки.

2003 год

29 ноября, Демократическая Республика Конго. После неудачной попытки взлета, во время захода на второй разбег, из-за разрыва шины за пределы взлетно-посадочной полосы на рыночную площадь в Боенде неожиданно вылетел самолет «Ан-26». В результате погибли все 6 членов экипажа, включая российских пилотов, 14 из 18 пассажиров, а также 13 человек на земле. Первый подобный случай зафиксирован в 1996 году, когда самолет «Ан-32» с российским экипажем выскочил на рыночную площадь в Киншасе. Погибших конголезцев тогда оказалось в десятки раз больше, а пилоты выжили и больше года провели в местной тюрьме.

Июль, Судан. На военном аэродроме Эль-Фашер арестован вертолет «Ми-26» с тринадцатью россиянами-членами экипажа из Твери. Вертолет был окружен вооруженными автоматчиками, а затем летчиков в течение нескольких дней вплоть до освобождения по линии МИДа РФ держали под домашним арестом. Их обвиняли в неправильном оформлении транзитных документов и возможных контактах с местной повстанческой группировкой.

16 мая, Ангола. При взлете в аэропорту города Менонге из-за неисправности в одном из двигателей разбился «Ан-12» с российским экипажем. Погибли четыре летчика, ни один из которых не был зарегистрирован в консульском отделе.

8 мая, Демократическая Республика Конго. Сотни человек выдуло за борт из салона транспортного самолета «Ил-76», управлявшегося украинским экипажем и выполнявшего рейс из Киншасы на высоте нескольких тысяч метров. Это произошло из-за внезапного самопроизвольного открытия грузового люка, расположенного в хвостовой части воздушного судна. На борту в это время находились рота охраны президента Кабилы, которую перевозили для участия в параде, а также большая группа спецназовцев местной полиции с семьями – всего свыше двухсот человек. Точное число погибших и пострадавших не названо до сих пор и варьируется от нуля до 250 человек.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow