СюжетыОбщество

Позвонил, очнулся — гипс

Проверено на себе: водитель с мобильником похож на человека, заснувшего за рулем

Этот материал вышел в номере Новая автомобильная газета "ШОФЕР" №9
Читать
Первого июня мы посылали всевозможные проклятия на голову миловидной блондинки, хозяйки красного Ford Focus, которая, болтая по телефону на скорости 100 км/ч, чуть не убила десяток других водителей. Не смотря по сторонам и не слыша...

Первого июня мы посылали всевозможные проклятия на голову миловидной блондинки, хозяйки красного Ford Focus, которая, болтая по телефону на скорости 100 км/ч, чуть не убила десяток других водителей. Не смотря по сторонам и не слыша сигналов, девушка резко прыгнула в левый ряд, заставив остальных оттормаживаться в пол.

Через пять дней нам предложили принять участие в эксперименте научного объединения «Нейроком» и проверить на себе, насколько влияет на безопасность дорожного движения разговор по мобильному за рулем. Отказываться мы, естественно, не стали.

Нам выделили по инструктору, посадили в новенькие BMW, опутали проводами и вручили датчики-браслеты. Браслеты оказались велики, пришлось закреплять датчик, подсовывая под ремешок собственную визитку, сложенную вчетверо. Электроника должна прилегать плотно.

— Вообще-то этот прибор был создан для машинистов электропоездов, чтобы они не засыпали в дороге, — поясняет член-корреспондент РАЕН Вячеслав Шахнарович. — Он фиксирует ваше внешнее внимание, вашу концентрацию за рулем и сигнализирует об опасности. Мы будем за вами следить.

На Тушинском полигоне школы вождения BMW на неприлично близком друг от друга расстоянии расставлены яркие конусы. Наша задача — быстро и аккуратно проехать три круга по треку, не сбив конусы и соблюдая намеченную траекторию. Маршрут кажется простым, лишь пока ты стоишь на старте.

В первом же повороте BMW завизжала резиной, во втором, показавшемся с обочины простым, неожиданно пришлось выкручивать руль из крайнего левого положения в крайний правый. И тут зазвонил мобильник, валявшийся в подстаканнике. Ученые на проводе:

— Начинаем эксперимент. Назовите номер школы, в которой вы учились?

— Девятнадцатая, имени Виссариона Григорьевича Белинского, — в этот момент на скорости порядка 50 км/ч проходим «змейку».

— Сколько в вашем классе училось мальчиков?

— Э-э-э-э…. М-м-м-м… Не помню вообще-то… — уже медленнее заканчиваем «змейку» — и…

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В салоне раздается громкий противный писк. Среагировал прибор, закрепленный на передней панели, — он мигает всеми лампочками и издает отвратительнейший звук. Инструктор быстро нажимает секретную кнопку — снова тишина.

— Запищало… — растерянно сообщаем ученым по телефону, продолжая рулить между конусами одной рукой.

— Все правильно. Значит, ваш мозг переключился с внешнего внимания на внутреннее, вы не контролируете ситуацию на дороге в данный момент.

За три круга, что мы проехали по полигону, прибор срабатывал несколько раз. В сложном повороте напрягал даже вопрос о девичьей фамилии матери, а на прямой устройство пищало, когда ученые допытывались о «росте вашей собаки». Стоит задуматься хоть на секунду — все, «уровень вашей концентрации ниже допустимого».Автогонщик Денис Сухоставский перед началом эксперимента утверждал, что все зависит от водительских навыков: профессионалу, мол, и самые каверзные телефонные вопросы нипочем. Однако у него прибор зафиксировал снижение внимания во время беседы за рулем практически в два раза. У телеведущей и по совместительству инструктора школы вождения Кати Карениной устройство пищало шесть раз — и это при том, что Катя, в отличие от остальных подопытных, прекрасно знакома с трассой.

— В современной обстановке у человека и так практически не остается информационного резерва для восприятия всего происходящего на дороге, — говорит академик Вячеслав Шахнарович. — Разговор по телефону заставляет водителя пожертвовать вниманием к дороге в пользу собеседника — иначе невозможно. Это опасно не только потому, что водитель хуже сконцентрирован. Дело в том, что при резком снижении внимания разрушается структура двигательных навыков управления. Одна рука, которой водитель тянется за телефоном, двигается не так, как обычно, и из-за этого может нарушиться координация и ног тоже.

По результатам исследования, в котором принимали участие, кроме нас, еще сто добровольцев, перенос внимания с управления автомобилем на разговор по телефону наблюдался у всех водителей. Критическая точка «засыпания» достигалась в среднем через 50 секунд после начала разговора. А восстанавливалась концентрация быстрее — всего через 1 — 2 секунды после того, как водитель нажимал «отбой». Сам автомобилист этого, как правило, не замечает.

— Графики электродермальной активности, составленные по каждому из участников эксперимента, напоминают картину спящего человека, — считает Владимир Дорохов, старший научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. — В принципе это страшно — видеть показатели спящего у того, кто за рулем. А ведь это не единичные случаи.

По данным РОМИР-мониторинга, 12 процентов россиян постоянно разговаривают за рулем по мобильному телефону, держа его в руке. Еще 26 процентов стараются брать трубку только при благоприятной ситуации на дороге. 24 процента отечественных водителей беседуют кратко и по возможности переносят телефонные разговоры. Устройства беспроводной связи использует лишь пятая часть наших сограждан.

— Так называемые hands-free — тоже не решение проблемы, — говорит академик Вячеслав Шахнарович. — Международные исследования показывают, что и с наушниками внимание рассеивается, хотя, конечно, не так критично.

В общем-то, всем известно, как эту проблему хотят решать власти. Во многих странах мира действуют законы, запрещающие использование мобильного телефона за рулем. В Великобритании нарушитель должен заплатить 60 фунтов стерлингов, а в США — 120 долларов. В России поправки в действующий КоАП, которые уже прошли второе чтение в Государственной Думе, предполагают наказание в размере 300 рублей. Однако ученые с законодателями категорически не согласны.

— Это просто смешно, — возмущается Вячеслав Шахнарович. — Давайте вообще запретим по телефону разговаривать. Давайте запретим автомобили. Система наказаний ни к чему не приводит. Хотя бы потому, что никто и никогда не докажет, говорил я по мобильному или нет. И я знаю, что власти тут бессильны, и любой водитель это знает. Запрет приведет лишь к тому, что автомобилист просто на секунду спрячет трубку, заметив на обочине сотрудника ДПС. И, конечно, даст дополнительный инструмент запугивания водителя тем, кто нечист на руку. Нет, нужно искать другие пути решения проблемы. Сам водитель должен осознать опасность, которую он, болтающий по телефону, создает не только для себя, но и для других участников дорожного движения. А ведь они не виноваты в его безответственности.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow