СюжетыПолитика

§3. Белый фрак как черная технология

Подробности

Этот материал вышел в номере № 45 от 21 июня 2007 г.
Читать
(Продолжение. Начало в №35, вторая часть в №40) Технология. Черно–белая картина мира — непатентованное изобретение ОРТ и фирменной «Программы Сергея Доренко». Появление «своего» клиента в чистой манишке, когда все остальные по уши в грязи,...

(Продолжение. Начало в №35, вторая часть в №40)

Технология. Черно–белая картина мира — непатентованное изобретение ОРТ и фирменной «Программы Сергея Доренко». Появление «своего» клиента в чистой манишке, когда все остальные по уши в грязи, срабатывало безотказно во все времена, в том числе в новейшее российское. Именно «перекрашивание» Красной площади в белый (с помощью голубей, садящихся вокруг кандидата в президенты), призванное символизировать отказ от мрачного прошлого, предлагал в 1991 году сделать стержнем базисного ролика Бориса Ельцина маститый французский политтехнолог Жак Сегела, дважды приводивший к победе Франсуа Миттерана.Однако термин «белый фрак» в отечественных условиях всегда был черной технологией. Во–первых, потому что белыми в классической паре должны быть завязанный бабочкой шелковый галстук и пикейный жилет. Во–вторых, выводя на сцену «свежий кадр», манипуляторы общественным мнением предпочитают не позиционировать нового политика как чистоплюя. Клиент «в белом» выставляется для смены контекста на финальной стадии кампании и бьет по конкуренту без промаха.

История вопроса. Как ни странно, и в качестве клиента, и в качестве главного пострадавшего от технологии «белый фрак» в РФ выступает один и тот же политик — Григорий Явлинский. С диапазоном примерно в год его сперва «раскрутили» на «олигархических» ОРТ и НТВ (в пику «русскому Клинтону» Борису Немцову из правительства «молодых реформаторов» 1997–го), а осенью 1998–го к выборам в ЗакС Санкт–Петербурга публично «замочили», выставив против «ЯБЛОКА» список бывшего соратника Явлинского Юрия Болдырева.

Телеканалы Бориса Березовского и Владимира Гусинского, напомним, воевали против двух первых вице–премьеров кабинета Виктора Черномырдина — Анатолия Чубайса, недавнего «регента Кремля» при больном президенте, и Бориса Немцова, номинировавшегося тогда в «преемники». Идея противопоказать «пуделю Ефимычу» близкого ему по стилю, но более тяжеловесного политика Григория Алексеевича, говорят, принадлежит пиарщику «Моста» Сергею Звереву и профессиональному менеджеру информационных потоков Игорю Малашенко.

Из лучших побуждений был создан контраст между двумя кандидатами — «консерватором» Немцовым и «лейбористом» Явлинским (так были сформулированы разногласия самим Борисом Ефимовичем), а работа в правительстве и критика непопулярных реформ со стороны делали свое «черное дело». Роковым для имиджа серьезного претендента на власть стал вроде бы маленький прокол по этикету — Борис Немцов приехал в аэропорт встречать президента Азербайджана Гейдара Алиева в темно–синем клубном пиджаке и… белых штанах. Рейтинг у «второго первого вице» скоро рухнул ниже рейтинга лидера «ЯБЛОКА», однако на смену «молодым реформаторам» Григория Алексеевича в кабинет министров не позвали. Видимо, в Кремле побоялись операции «Чистые руки». И свели счеты.Дальнейшее применение. «ЯБЛОКО» сожрали уже на генрепетиции следующей думской гонки, раскрутив в СПб еще один «белый фрак». Имидж «союза честных людей» дал блоку «Явлинский — Болдырев — Лукин» мощный старт на парламентских выборах 12 декабря 1993 года, но последовавший двумя годами позже публичный развод Григория Алексеевича с Юрием Юрьевичем при создании на базе думской фракции одноименной партии оставил права отцов–основателей и за тем, и за другим.Это пригодилось политтехнологам Смольного в критической для тогдашнего губернатора Санкт–Петербурга Владимира Яковлева ситуации, стул из–под которого могло выбить новое «яблочное» большинство в муниципальном собрании. Блок питерского по происхождению и не «запятнанного» экс–сенатора Юрия Болдырева (на тот момент зампредседателя Счетной палаты РФ) казался избирателю «белым фраком» на фоне якобы приведенных Григорием Явлинским «варягов из Москвы».Поскольку демократические, практически «яблочные» убеждения болдыревцев не ставились под сомнение, избиратель в первом туре отдавал голос за «единомышленников» в принципе нравящегося им политика (только «своих» и «более качественных»), не замечая подмены. Вскрытие урн показало: ни у «ЯБЛОКА», ни у блока Юрия Болдырева нет шансов на большинство в ЗакСе. А потом советник губернатора Алексей Кошмаров–Трубецкой сочинил из кандидатов, догоняющих демократов, «петербургский список» и при мощной поддержке СМИ привел его к победе во втором туре.

К чести Юрия Болдырева надо добавить, что на выборах 1999 года он уже не позволил использовать свое имя в кампании против «ЯБЛОКА», блокировавшись с «Конгрессом русских общин» Дмитрия Рогозина. А «белый фрак» молодого премьера Владимира Путина стал едва ли не главной находкой Кремля в гонке за думским большинством. Имиджи лидеров, казалось, обреченного на победу блока «Отечество — Вся Россия» Примакова и Лужкова были не только обрушены пропагандистской машиной ОРТ/РТР, но и дополнены «белым пятном» — Владимиром Путиным. Лицом, в котором угадывались черты и силовика–государственника а–ля Евгений Максимович (но моложе), и хозяйственника–патриота а–ля Юрий Михайлович (но сдержаннее).Современные СМИ в состоянии задать лишь несколько существенных черт политика, оставляя на совести аудитории домысливание остальных характеристик. Каждый избиратель волен дорисовать в свежем кадре то, чего ему не хватало в примелькавшихся. Известны случаи, когда за пропутинское «Единство» в национальных республиках РФ голосовали русские, всерьез опасавшиеся регионального сепаратизма и измены местной этнической номенклатуры центру. Распада России после краха СССР у нас действительно боятся, хотя это скорее фантомная боль, чем реальная угроза.

Оценка эффективности. Эта «черная технология» в отечественных условиях может быть оценена в 9 баллов по 10–балльной шкале. Минус один пункт в условиях достаточно зрелого столичного электората, когда есть безусловный лидер, против которого никакой «белый фрак» не поможет. Москва оставалась верна Юрию Лужкову и при предъявлении ей в качестве «свежего кадра» Сергея Кириенко в 1999–м, и при аналогичном позиционировании Александра Лебедева в 2003–м. Наступила ли с тех пор усталость материала, покажет битва партийного списка «Единой России» против списка «Справедливой»…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow