СюжетыПолитика

Габальное потепление

Подробности

Этот материал вышел в номере № 43 от 14 июня 2007 г.
Читать
Во время саммита «восьмерки» в Хайлигендамме Владимир Путин неожиданно предложил Джорджу Бушу отказаться от размещения ПРО в Польше и в Чехии в обмен на совместное использование старой советской радиолокационной станции предупреждения о...

Во время саммита «восьмерки» в Хайлигендамме Владимир Путин неожиданно предложил Джорджу Бушу отказаться от размещения ПРО в Польше и в Чехии в обмен на совместное использование старой советской радиолокационной станции предупреждения о ракетном нападении (РЛС СПРН) в Габале, в Азербайджане. Если американцы примут предложение, то, по словам Путина, будет создана система, которая «закроет всю Европу». В ответ Россия откажется от развертывания новых ударных ракетных комплексов в Калининградской области и от перенацеливания на Европу ядерных ракет.

Нам сообщили, что американцы были поражены неожиданной мирной инициативой Путина, которая тайно готовилась и согласовывалась с властями Азербайджана. Буш назвал предложение «интересным», одобрил «желание работать вместе» и объявил о договоренности провести переговоры на уровне военных экспертов и дипломатов, чтобы «лучше понимать технологии систем ПРО и возможности для сотрудничества». Помощник президента Сергей Приходько разъяснил, что переговоры по ПРО будут на уровне заместителей министров иностранных дел и обороны, а часть консультаций может быть с участием министров. Приходько не исключил возможности обмена военными технологиями в случае достижения договоренности. Все это было объявлено великой дипломатической победой Путина.

В реальности в идее поделиться с США Габалой нет новости. Еще 15 мая наш посол в Баку Василий Истратов объявил об этом на пресс­конференции. Кроме того, еще в 2000-м Буш и Путин подписали меморандум о создании совместного центра обмена данными о ракетных пусках, в рамках которого предполагалось совместное использование информации национальных средств СПРН, включая Габалу.

Меморандум не был выполнен, но США, похоже, все же готовы расширить сотрудничество с Россией, если Москва снимет наконец возражения против ПРО в Чехии и в Польше. Американцы, наверное, могут даже малость доплатить за «совместное использование» РЛС в Габале. По десятилетнему договору аренды Москва платит за Габалу 7 млн долл., но в 2006-м Баку попросил удвоить сумму до 14 млн в год. В ответ, по словам вице-премьера Сергея Иванова, в 2008-м под Армавиром будет развернута небольшая, современная — лучше, чем РЛС «Дарьял» в Габале, — РЛС «Воронеж-ДМ», которая полностью заменит габалинскую. Теперь вот Москва пытается всучить устаревшую РЛС американцам. При этом министр иностранных дел Сергей Лавров требует «заморозить переговоры по созданию базы ПРО в Восточной Европе на период рассмотрения предложения по габалинской РЛС».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Политически «обмен» Габалы на ПРО в Европе выглядит привлекательно для Москвы, для Баку, для Западной Европы, для многих в США и даже для Ирана, который знает цену этой РЛС. Но с военно-технической стороны путинские предложения, мягко говоря, наивны, поскольку РЛС в Габале не может быть центром организации системы ПРО.

Огромная (128 м в высоту) РЛС в Габале была построена исключительно для предупреждения об американском нападении баллистическими и крылатыми ракетами с южного направления и для отслеживания космических объектов. Использовать эту РЛС СПРН для наведения противоракет невозможно. РЛС фиксированно смотрит на юг и даже не охватывает всю территорию Ирана — северо-восточный угол вблизи туркменской границы находится вне сектора. Даже для предупреждения об иранском нападении она плохо годится, поскольку находится в радиусе действия иранских ракет типа «Скад­В», тактической бомбардировочной авиации, десантников и сразу будет выведена из строя. Для защиты Габалы в случае конфликта нужно несколько дивизий: ПВО, ПРО, мотострелковая, и то без гарантии успеха.

Для наведения противоракет нужна РЛС с возможностью кругового обзора, например, как «Дон-2Н» противоракетной обороны Москвы (система А-135). Именно такой радар XBR (X-Band Radar) американцы планируют перевести в Чехию с атолла Кваджелейн в Тихом океане для наведения перехватчиков GBI, что будут развернуты в Польше. Путин в ответ предложил развернуть противоракеты «на юге», в Турции или в Ираке, «на мобильных платформах, на военных судах», чтобы сбивать нацеленные на Европу ракеты «на первом разгонном участке».

Но президент опять попал впросак: нет ни в США, ни в РФ никаких перехватчиков, что из Турции или Ирака могли бы сбивать иранские ракеты, пущенные в сторону Европы «на первом разгонном участке». Скажем, создаваемая в США мобильная система THAAD предназначена для перехвата на финальном участке. Очевидно, наши военные наговорили Путину, что американцы, мол, готовятся в Польше поставить ракеты для перехвата наших межконтинентальных «на разгоне», и он поверил. Также явно с чужих слов рассказал на пресс­конференции страшную историю о том, как на Европу в случае развертывания американской ПРО «будут падать сверху с огромной скоростью такие железные болванки 10, 20, 30 сантиметров величиной, прошивать пяти-семиэтажные дома до подвала — это не шутки». Выглядит как раз как шутка, поскольку перехватчик GBI, бьет цель на высоте 100 км, кинетическим прямым попаданием разбивает в пыль, которая потом, сгорая в плотных слоях атмосферы, распадается до молекул. И выпадения в любом случае будут не в Европе, а над океаном, или в Канаде, или в Аргентине, или в Австралии — причем все это будет рассеяно по огромным площадям.

Американцы в Хайлигендамме успокоительно кивали Путину, как капризному ребенку, чтобы он опять не начал грозить перенацеливанием ядерных ракет. Надеются, видно, что при обсуждении на уровне экспертов вся нелепость этих предложений станет очевидна, что русские наконец поймут, что перехватчик GBI, пущенный из Польши, в принципе не может попасть в нашу ракету — только в иранскую, например в разрабатываемую межконтинентальную «Шехаб-5», и кризис вокруг ПРО будет закрыт.

Но Путин верит сказкам собственных военных, зачем ему иностранные? Все это очень напоминает мирную советскую инициативу времен «холодной войны»: согласятся американцы взять Габалу — будут в проигрыше; откажутся — докажут свою агрессивную империалистическую сущность. Для антиамерикански настроенной общественности это беспроигрышный вариант. Но остальные не купятся, и беспощадная борьба за мир продолжится.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow