Если кого-то не устраивает государство, выход есть — с вещами и в эмиграцию. Но этот спасительный рецепт недавнего прошлого стал общедоступен. А доступность — привела к крамоле: не нравиться могут ВСЕ государства. Есть, конечно, пример майора Ее Величества Пэдди Роя Бэйтса, оккупировавшего старую нефтяную платформу и провозгласившего ее княжеством Силэнд. Он отпугивал захватчиков с помощью пушки, оставшейся со Второй мировой, добился де-факто признания и в итоге родину продал. Но больно хлопотно, да и по шее можно запросто получить…
Сеть предложила иной, безопасный и приятный вариант: создать виртуальную державу и принимать туда тех, кто тебе нравится. Таких республик, графств и королевств уже несколько сотен. И что примечательно: пока никто не воюет.
Полуигра, полуправда. Параллельное мироустройство. Но, как известно, параллельные прямые могут и пересечься. В какой точке истории и с какими последствиями… Об этом президентов, великих магистров и консулов расспрашивала корреспондент «Новой» Елена Потапова, посетившая русскоязычные государства-онлайн.
Виртустан (www.virtustan.net)
ОсновательЖитель Харькова Сергей Пустовойтов (он же король Пруль Первый).
История«Однажды я шел мимо какого-то рынка и заметил висящий там флаг транснациональной компании, — рассказывает Сергей Пустовойтов. — И у меня возникла мысль, что эта корпорация — вполне себе виртуальное государство. У нее есть флаг, законы, территория, гимн, национальная одежда, традиции, годовой бюджет и т.п. В ноябре 2004 года я взял и сформулировал идею своего виртуального государства в блоге. К моему удивлению, к проекту начали присоединяться все новые и новые участники».
НаселениеСреди подданных короля Пруля Первого 84 человека, 1 птица, 10 кошек и котов.
Государственное управлениеПруль Первый — убежденный монарх (как и большинство глав виртуальных государств). По его словам, «демократия — это сплошная говорильня». Но в то же время он не сторонник деспотизма. Абсолютная монархия в Виртустане подразумевает, что «оспорить или обжаловать решения короля невозможно. Переубедить можно. Но можно и не переубедить». Правда, приятная примесь анархии освобождает граждан от каких-либо обязанностей. Главный принцип конституции Виртустана — НЕ НАВРЕДИ. «А желательно еще и что-то полезное делать…»
Внешняя политикаУже заключены дипломатические договоры с четырьмя виртуальными государствами, планируют создание Лиги виртуальных микронаций.
Деятельность населенияПо словам Его Величества, граждане Виртустана «постоянно получают удовольствие», «помогают друг другу», «общаются», «обучаются» (читают статьи и задушевные рассуждения Пруля Первого), «занимаются исследованиями» (пытаются найти несоответствия в этих статьях и оспорить Его Величество). В целом это и есть непринужденное общение в лучших интернет-традициях. Единственная обязанность (в форме настоятельной рекомендации) граждан Виртустана — чтение одноименного жж-сообщества и участие в обсуждении появляющихся там постов. Причем отвечать на новые сообщения нужно почему-то непременно в течение суток.
Территория«Официальной территорией государства является «виртуальное пространство, 1 гектар на территории Луны, Каменный остров в Канакской бухте, планеты Меркурий, Венера, Юпитер, Плутон, Европа (спутник Юпитера), Солнце (солнечная поверхность), астероид Эрос; Подземелье (The Dungeon), часть комнаты Пруля (The Corner)».
ЭкономикаОдно огорчает короля Виртустана — недостаток денежных средств. Его Величество активно призывает своих подданных вносить материальные пожертвования с помощью системы webmoney. «Дорогую технику можно не дарить, а давать во временное пользование, — поясняет Пруль Первый. — Еще очень нужна подводная лодка».
Под текст
«В игре ты красавец, предводитель. Да и вообще - гений»
Преподаватель кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ Ольга МИХАЙЛОВА:
— Виртуальное государство, часто создаваемое в виде деловой игры, позволяет участникам проявить себя в роли активных политических деятелей. Во всяком случае, гораздо быстрее, чем в реальности. Это отличная возможность тестировать способы управления государством, а потом, быть может, использовать их в реальности. На мой взгляд, развитие виртуальных государств не отчуждает людей от реальных. Наоборот, они должны делать реальную политику более доступной для понимания и осмысления. Прочувствовав суть государственного управления в игре, открыв для себя механизмы и законы политической власти, легче встроиться в реальную политическую жизнь страны и активно участвовать в ней. Чем больше будет таких государств, чем больше активных участников они будут привлекать, тем теснее реальное государство будет связано с обществом».
Психолог, заведующий кафедрой общей психологии МГУ Александр ВОЙСКУНСКИЙ:
— Это новые, еще не испробованные формы общностей, человеческих объединений с принципиально новыми целями и задачами. Почему люди занимаются этим? Это может быть желание воплотить свои взгляды, самовыразиться. Сейчас, вместо того чтобы придумывать новую философскую систему или проект переустройства мира, человек все чаще и чаще придумывает игру с определенными правилами или государство со своими законами. Это в какой-то степени проще и доступнее. Кажется, что за пару недель можно испробовать все модели общественного устройства. Определить для себя все достоинства и недостатки. Еще причина — в нереализованности человека. Здесь ты недостаточно красив, заикаешься и хромаешь. К тебе не прислушиваются. А ты способен на большее. В своей игре ты красавец, предводитель, да и вообще гений. С точки зрения психического развития отдельного человека это полезно. Усвоение новых функций, знаковых систем — это, безусловно, обогащение. Во что ты употребишь появившиеся возможности, зависит от твоих моральных установок и от того, куда тебя толкнет жизнь».
Новая Европа.Ру (www.neweurope.ru)
ОснователиЭто государство — дело рук группки энтузиастов во главе с Валерием Новоскольцевым (ныне председателем Парламента «Новой Европы»).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
ИсторияНовая Европа.Ру родилась на свет 26 февраля 2006 года. Новые Европейцы сразу же избрали Парламент (в нем 101 участник), председателя Парламента, Правительства, Верховного суда и всех остальных руководителей. Как только авторы проекта оформили политическую систему, они сразу взялись за образовательную программу. В тот же день постигли премудрости «формирования корпоративных структур информационного (постиндустриального) гражданского общества».
Государственное управлениеЧлены Парламента и Правительства — ревностные граждане в Интернете и успешные бизнесмены по жизни. Они уверяют, что в оффлайне людей воспринимают не как личностей, а как физических лиц. А в их государстве все наоборот! Здесь власть помогает каждому гражданину на сто процентов проявить свой потенциал.
Внешняя политикаДружить, общаться с другими виртуальными и реальными государствами, добиваться их признания «Новая Европа» особо не стремится — другие задачи. И хотя у «НЕ» установлены дипломатические отношения с некоторыми виртуальными государствами (например, с Виртустаном на уровне переписки глав государств), все-таки в этих связях ничего личного — only business.
НаселениеЕсли хочешь узнать, кто такие граждане «Новой Европы» и сколько их всего, придется стать одним из них. Простым смертным эта информация недоступна. Чтобы стать гражданином «Новой Европы», нужно обратиться к консулу, затем оплатить вступительный взнос, а взамен получить пароль к доступу на сайт и паспорт гражданина «Новой Европы». В «Новой Европе» действует свой Табель о рангах из восьми разрядов. Любой гражданин может получить один из четырех «Квалификационных» рангов, выполнив определенный игровой норматив. «Выборный» ранг (консул города/области/территории/страны) присваивается за заслуги перед новоевропейским отечеством. Если Нового Европейца вдруг снимут с почетной должности, он не останется с пустыми руками, а сохранит статус. Правда, с досадной приставкой «экс». Например, экс-консул города. Сокращенно ЭКГ.
Деятельность населенияВ Новой Европе.Ру на каждого гражданина оформляется собственная интернет-компания. Это свой сайт со своим счетом в «виррах» (1 «вирр» — 30 российских рублей) — по сути дела, свой бизнес , только без утомительной регистрации, проблем с кредитами и ежеквартальных балансовых отчетов. А еще это целый букет дополнительных возможностей: от доступа к закрытой информации «Новой Европы» до скидок в платных образовательных программах «НЕ».
ТерриторияСовременная реальность уже не устраивает авторов «Новой Европы»: «слишком тесна и мала для творчества». А на виртуальных просторах «Новой Европы» места для активной деятельности хватит всем и — что радует — даже без стартового капитала.
ЭкономикаПод лозунгом «равенство в доступе к материальным и духовным ценностям» Новоскольцев и Ко обещают «мгновенную поддержку идей граждан и возможность такой самореализации, которая никому и не снилась в реальном мире». Счастливому обладателю паспорта «Новой Европы» предлагается развить собственное дело, а в нагрузку дается стандартный набор уже вклеенных виз-пропусков в мир услуг. Все граждане автоматически одариваются страховкой от несчастного случая на $15000, гомеопатической программой «Природный доктор», услугами персонального адвоката и самое приятное — кредитной карточкой VISA с суммой в 30000 руб.
Клик в сторону
Модели оригинальных миров с чертами государственности легко разглядеть и в Role-Playing Games (знаменитых ролевых играх: Line-age, EverQuest, World of Warcraft и т.д.). На них 16 миллионов геймеров по всему миру тратят больше 20 часов в неделю. Любое реальное демократическое государство позавидует такой вовлеченности граждан (игроков) в политический процесс. Только от них зависит, каким этот мир будет. Например, клан геймеров Дмитрия Смита «Red Squad» (примерно 300 человек) очень смахивает на полноценный социум.
У «Red Squad» есть своя экономика (мини-биржа, рынок), своя валюта (клан-пойнт). Она зарабатывается игровой активностью и тратится на дополнительные игровые навыки. Что с успехом используют желающие заработать: «накачивают» персонажа всевозможными умениями и приспособлениями, покупая их на виртуальные клан-пойнты, а потом продают за вполне реальную валюту. Однажды «накачанного» персонажа купили за $52 000.
На политику клана у Смита свой взгляд. Он считает, что демократия возможна только в очень маленьких сообществах (10—20 человек). Когда количество игроков в клане переваливает за 50, пора вводить конституционную монархию. А там, где больше 100 участников, — место диктатуре. «Только при диктатуре можно препятствовать возникновению и развитию недовольства», — считает Дмитрий. Когда в клане набирается больше 500 геймеров и складываются влиятельные группы (кто-то отвечает за экономику, кто-то за внешнюю политику), в силу вступает олигархия. «С «хардкорными» (самыми опытными) игроками лучше не портить отношения. В клане они что-то вроде спецслужбы. К мнению авторитетных геймеров придется прислушиваться. Если, конечно, не хочешь потерять расположение клана». Внешняя политика в жизни таких сообществ тоже имеет место. Например, однажды клан из США подал в суд на немецкий клан за шпионаж и выиграл дело.
Республика Ахеллия (www.ahellia.by.ru)ОснователиБелгородские жители Дмитрий Рубанов и Сергей Коваленко, именующие себя Аяксом Хонротом (Верховный магистр, непосредственно управляет Ахеллией) и Аксиусом Тейлором (Госсекретарь — бывший Вице-магистр) соответственно.
ИсторияС 25 февраля 2006 года Ахеллия успела побывать и президентской республикой, и республиканской монархией с собственной Кронпринцессой по «прозвищу» Бируте Снежинскис — дама представляла страну на международной арене. Магистры так объясняли отказ от демократии: «Это обусловлено трудностью управления страной при абсолютной республике. Ни одно виртуальное государство не является республикой в чистом виде. Практически в каждом таком есть еще Король, Князь, который ею и управляет. Но, насколько мы знаем, только в Ахеллии глава государства избирается всенародным голосованием». А меньше месяца назад Верховный магистр и Госсекретарь волевым решением упразднили должность Кронпринцессы и отправили девушку в отставку. Ахеллия вновь превратилась в республику.
Государственное управлениеСоздана была держава ради воплощения в жизнь идеальной модели прямой демократии, при которой мнение каждого гражданина услышано и учтено.
Законодательную власть в Ахеллии представляют Верховный магистр и Госсекретарь, а исполнительную — тот же Государственный секретарь за компанию с пятью министрами (экономики, безопасности, по связям с общественностью, науки и культуры, иностранных дел). В случае чего на них может обрушиться кара в виде импичмента. За соблюдением законов ревностно следят Верховный и два Народных судьи. Любая государственная должность может достаться любому гражданину Ахеллии. Как, впрочем, и рыцарский титул.
Внешняя политикаСвоими благими намерениями Аякс и Аксиус собираются выстлать дорогу прямиком в Международную Ассоциацию Микронаций. Для этого они заключают международные (виртуальные) договоры (с королевством Виртустан и Объединенным Королевством Эскапландия), разрабатывают англоязычную версию сайта Ахеллии и сетуют только на недостаток известности.
НаселениеСреди 34 граждан Ахеллии есть свой Главный Астролог под псевдонимом Миледи Непредсказуемая и даже Пресс-секретарь УСБ (Управления собственной безопасностью).
Деятельность населенияГраждане Ахеллии без устали обсуждают все новые указы и законопроекты своих властей. Создана НПА (Народная Партия Ахеллии) и СДПА (Социал-демократическая Партия Ахеллии). Форум служит и избирательным участком — по предложенным указам проходят голосования. Население Ахеллии строит свое государство всем миром, кирпичик за кирпичиком. Пожалуй, это и есть его основное занятие. Пользовательская активность в разделе «Голос правительства» больше, чем в «Просто пообщаться».
ТерриторияОфициальная территория у Ахеллии небольшая, но зато реальная: покрытый льдом о. Скотта, что в Тихом океане, неподалеку от Антарктиды. «На момент образования Ахеллии (25.02.2006) остров считался свободной территорией. Так как по резолюции ООН на Антарктиду не может претендовать ни одно из существующих государств. А о том, что там нельзя образовывать новые государства, ничего не сказано!» — говорят правители Ахеллии.
ЭкономикаАхеллия успела обзавестись собственной валютой (ахеллийским эскудо), подделка которого преследуется по закону. Правда, деньги эти не конвертируемые и для получения реальной прибыли пока никак не используются. Зато ими исчисляются зарплаты госслужащих Ахеллии (от 20 до 200 эскудо) и подоходный налог (в 10%). На них же граждане могут обзавестись недвижимостью в виртуальной столице — городе Фелкон (в честь Роберта Фелкона Скотта). Например, квартиркой за 900 эскудо или поместьем за 3500.
P.S. Вопрос, сможет ли виртуальное пространство с виртуальными же государствами когда-нибудь заменить нам реальную действительность, уже не звучит так дико. Авторы Новой Европы.Ру вообще уверены, что «в перспективе развитие коммуникаций сотрет даже внешнее различие между виртуальными и реальными социумами. А что касается государств в Интернете, то, «существуя в пространстве Сети, как бы нигде, сами по себе эти сообщества вполне реальны. Их экономическое, политическое и культурное влияние на окружающий мир может быть сколь угодно большим».
Король Виртустана Сергей Пустовойтов не столь категоричен: «Заменить — нет, а вот участвовать в жизни человечества на равных с реальными государствами виртуальные микронации, наверное, в будущем смогут». Самый оптимистичный прогноз дали граждане Ахеллии: «Виртуальная жизнь ни в коем случае не заменяет реальную, она только дополняет ее. А мы лишь стараемся сделать это дополнение интереснее».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68