Два раза в месяц им выдавалась прозодежда, выдержанная в национальном духе, и раз в полгода — праздничные национальные костюмы» — дивная цитата из антиутопии «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, выловленная искусствоведом Юлией Демиденко для статьи в «НЛОшном» журнале «Теория моды», подчеркивает, в сколь утопически прекрасном с точки зрения потребления мире мы живем. Титанический труд выбора замедляет покупку, будь то губки для мытья посуды или блокнот. Что уж говорить о школьном выпускном платье, которое предстоит выбрать всякой девочке 16 лет, вне зависимости от достатка и престижности школы.
Школьный выпускной бал — уж точно не первая в жизни 16-летнего человека ярмарка тщеславия в плане демонстрации одежд. Выпускные устраиваются и для шестилеток, закончивших детский сад, а показы мод для самых маленьких собирают куда более плотную толпу родственников вокруг подиума, чем на «взрослых» показах.
Но все, что до школьного выпускного, — праздники локальные, что ли. Выпускной, как первая любовь и ЕГЭ, бывает у всех. Школьный бал запоминается выпускнику, измученному репетиторами и экзаменами — выпускными и вступительными, — как сумбурное событие, о котором долго мечталось и совершенно некогда было готовиться. Максимум на что урывается время — и то далеко не у всех — на праздничный наряд выпускницы. Которая, может, и протанцевала весь вечер не с тем, и шампанским облили, и сигаретой новый шелковый наряд прожгли, и непонятно куда платье делось потом, а все равно дороги эти воспоминания, связанные с первым «взрослым» платьем, в котором после джинсов себя не узнать.
Накануне выпускного-2007 мы поинтересовались, как готовились к своему школьному балу выпускницы разных лет и как готовятся школьники, родители, магазины к грядущему выпускному балу.
«Выпускное платье стало многоразовым»
Ольга Вайнштейн, историк моды:
- Платье на выпускной вечер относится к архетипу платья для бала. Выпускной бал как обряд инициации отмечает переход из одного периода жизни в другой. В образе девушки, проходящей обряд инициации, доминирует эмблематика невинности — отсюда символическая роль светлых цветов, особенно белого цвета. Поэтому не удивительно, что иногда выпускное платье перешивают из свадебного платья старшей сестры или подруги — это тоже обряд перехода, женской инициации. О глубинно ритуальных корнях «школьно-выпускной» инициации говорит и то, что после торжественной части неминуемо наступает «вольница» — шалости, проказы, капустник, дискотека, мелкие хулиганства — ритуальные нарушения норм обычного поведения.
Любопытный для историка моды момент — раньше одежда, которая полагалась для праздника, случающегося один раз в жизни, была одноразовой. Крестильную рубашку и крестильный чепчик после крестин больше не использовали, что подчеркивало торжественность момента. Так же со свадебным платьем — это ведь одноразовое одеяние. Но традиционная культура уходит в прошлое. И теперь выпускное платье шьют таким образом, чтобы его можно было использовать не один раз.
Оценивая историю выпускного платья в ретроспекции, мы видим, что в первые годы после войны экономика еще не восстановилась настолько, чтобы мы могли говорить о выпускных платьях, но уже в 50-х годах платья несут на себе отпечаток моды — приталенные фасоны, пышные юбки, отголоски диоровского new look. 60-е — короткий прямой силуэт, узоры в духе поп-арта. При этом зарубежные журналы добывались с трудом, информация поступала из латвийских и польских журналов мод.
Выпускной наряд — консервативный, парадный, шился, как все любимое и вымечтанное, у портнихи. Заметим, что портнихи часто обслуживали целую семью и подсказывали фасон платья — они не просто механически шили одежду, а творили образ в процессе женского общения. Шитье платья у портнихи, как правило, связано с реализацией мечты, что подразумевает особый фантазматический алгоритм. Сначала в разговоре может возникнуть образ, идея или желание, допустим, импульс подражания киногероине или персонажу книги. Выбор ткани, выбор фасона — это мелькающие проекции будущего идеального «я».
Однако в советской школе на пути реализации фантазматического образа всегда стояла традиционная советская мораль. Я много работала с журналами «Работница» и «Крестьянка» 1950—60-х годов — по их текстам видно, что скромность была программным идеологическим требованием. По отношению к выпускнице требование скромности подразумевало, что платье должно быть достаточно закрытым. Идея нарядного выпускного платья в 1970—80-е переживалась особенное остро, потому что в школах была форма, и увидеть девочку не в форме было событием. Сейчас, когда во многих школах нет формы, граница между повседневной и праздничной одеждой стала более размытой. В 1985—1986 годах появились первые кооперативы, и возможности у школьных модниц расширились, а роль портнихи уменьшилась.
Женя Самсонова, дизайнер, автор костюмов к спектаклю «Гедда Габлер» (Центр имени Мейерхольда, режиссер Ирина Керученко): — У меня было не платье, костюм — брюки и слоеная накидка, я шила сама, и мама мне помогала. Теперь я рада, что не сохранилось фотографий, — на мой сегодняшний взгляд, это совсем не то. Сейчас я бы сделала себе платье в стиле 50-х, диоровский new look — юбка-«колокольчик» и рукав-«фонарик», — пропущенный через современный взгляд Джона Гальяно.
С просьбами сшить обращаются много. Вроде бы все хотят заранее и что-то оригинальное, но тянут до последнего и в итоге бегут на рынок — платьев сейчас продают много. Вот и моя подруга, выпускница-2007, перелистав со мной гору журналов, в итоге быстро купила платье Cavalli (на фото).Но я бы все равно шила.
Ирина Тюрикова, год выпуска 1973, г. Алексин Тульской области:
— Ткань на платье, бежево-розовая с выпуклыми цветами, покупалась в Доме ткани на Ленинском проспекте в жуткой очереди (на периферии ничего не было). Платье шила моя учительница по труду. Рукав-«фонарик», немного приталенное, длина чуть выше колена. У всех были только платья и все шили. Туфли белые на каблуке с открытой пяткой, чешские. Чувствовала себя очень взрослой с завивкой из парикмахерской (первый раз в жизни).
Ирина Кудина, год выпуска 1994, Кунцево:
— Мама торжественно купила на рынке полиэстровую юбку и полиэстровую кофточку с оборочками. Папа, увидев меня в этом облачении, сказал: «Какой бы ни была странной одежда, что на тебе, держи спину прямо и чувствуй себя уверенно». Так я и пошла — в полиэстре и черных маминых туфлях, с маминой сумочкой-торбочкой в стиле 80-х, в которой ничего, кроме носового платка, не было, так как я не красилась. Кто помнит — в 1994 году одеваться в палатке было вполне круто, мегамоллов за МКАДом и шопингов за границу не было. Наши девушки были все в том, что считалось выходной одеждой, то есть кто в чем, уровень торжественности — как в театр сходить.
Моя сестра заканчивала школу на 5 лет позже, и у нее была другая история. Ее скромное платье было куплено в Швейцарии, туфли — в магазине на Тверской.
Наташа Озерова, год выпуска 1996, Новогиреево: — Дело было в 1996 году. Девочки нашего класса целый год только и говорили о том, в каких нарядах они появятся на выпускном. Многие шили на заказ, кто-то покупал. Буквально за полгода все уже знали — КАКОЕ.
Мы же с подружкой подошли к этому делу с поразительной беспечностью — храбро купили платья, туфли и подстриглись прямо в день выпускного. И получилось очень хорошо!
Платье у меня было бирюзового цвета в мелкую белую полоску, обтягивающий стрейч с разрезами по бокам. К нему я еще купила хэбэшный летящий кардиган. Самое смешное, что подружка моя купила платье почти такого же кроя, такой же точно стрейч с разрезами, только другого цвета. Все же остальные девочки были в платьях типа бального, с пышной юбкой, так что мы очень выделялись.Потом я носила его еще года два в первозданном виде и пару лет в обрезанном, как майку:))))
Ольга Корчак, год выпуска 2003, проспект Мира:
— Накануне последнего звонка мы с мамой и сестрой носились по рынкам, ничего не нашли, все одно и то же. Продавцы знают все праздники, и цены перед «последним звонком» на наряды были взвинчены до предела. Мы решили шить. Сначала прошлись по магазинам присмотреть модель, зашли в «Атриум». Ходили-ходили, напоследок решили зайти в бутик Karen Millen. 400 долларов за платье с камнями Сваровски нам показалось дорого, но мы отложили его, съездили домой за деньгами, его и купили. На Черкизовском рынке за те же деньги это было бы одноразовое платье-подделка, а это платье я ношу до сих пор…
(Фамилии указаны девичьи, на момент выпуска)
Саратов
Магазинов, специализирующихся на вечерней одежде для подростков, в Саратове нет. Гардероб собирают по частям. Большая часть мам ориентируется не на модные журналы, а на ценники. Экономичным (хотя и рискованным) вариантом считается заказ в учебных мастерских ПТУ и техникумов. Практиканты сконструируют костюм за 1-1,2 тысячи рублей (без стоимости материала). По оценкам экспертов, вновь, как и десять лет назад, в моде стиль 1960-х. На платьях — талия под грудь, рукав-«фонарик», легкие летящие ткани. Кислотные расцветки почти не встречаются. Популярны геометрические узоры, клетка, самая фишка — горошек. Девушки выбирают босоножки на платформе. Прически — с завышенным затылком, буклями и шиньонами. С ампиром парадоксально сочетается восточная бижутерия: чеканные серьги, крупные кулоны и браслеты.
Саратовские молодые люди из года в год придерживаются образа сицилийских мафиози: светлый пиджак и темная (черная, бордовая, синяя) рубашка. Галстуки — розовые, голубые, фиолетовые, зеленые с броским рисунком. Это один из самых дорогих аксессуаров (от 500 рублей). Ботинки должны быть «естественными»: носы — не слишком острые и не слишком тупые. Стрижки — короткие, но не радикально (полубокс, площадка, бачки остались в 1990-х). В среднем «упаковать» мальчика можно за семь-восемь тысяч рублей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Омск
По наблюдениям модельеров, бальная мода становится менее помпезной и более демократичной. «Тенденций множество, никаких жестких правил нет, — считает завкафедрой одежды Омского института сервиса Галина Толмачева. — И у девушек, и у юношей стало больше стремления к самовыражению».
«Радует, что у них появляется вкус, чувство стиля, — говорит художник модного дома «Роба» Марина Зайцева. — Еще в позапрошлом году я отводила взгляд, когда видела на улицах девчонок в платьях с корсетами времен Екатерины II. Это выглядело пошло до безобразия. Сейчас девушки чаще заказывают платья по фигуре — не длинные, но и не выше колен, модельеры их называют «коктейлями». В моде шелк, сарафаны, вообще у выпускников наряды облегчились: исчезли тяжелые, вульгарные детали — банты, каркасы, искусственные цветы».
Топ-модель агентства «Nelly Models» Кристина Цветкова, выступающая в свободное от учебы время на подиумах Нью-Йорка, Парижа, Пекина и Токио, полагает, что в Омске на выпускные балы возвращается мода 60—70-х. Она шьет себе платье из двух частей: верх атласный красный, юбка — пышная из шифона, не длинная.
Финалистка кастинга «Мисс Россия» из того же агентства Даша Тулупова на балу будет блистать в сарафане с пиджаком «болеро». По ее мнению, самые модные нынче цвета — золотистый, красный и шоколадный.
Юношам проще, но и они индивидуализируются: костюмы предпочитают неофициозного кроя и посветлей. Многие парни обходятся и без пиджаков, но джинсы на выпускном считаются дурным тоном — торжественность момента чувствуют все.
Красноярск
Молодость выбирает блестящее и переливающееся. Жизнеутверждающее свечение стекляшек, которыми расшиты платья, видимо, отражает умонастроения выпускниц. В ближайшем магазине висит американское платье с вкраплениями стразов от Сваровски — этот наряд за 30 тыс рублей привезен по заказу, он уже выкуплен родителями выпускницы, скоро за ним приедут. Есть и подешевле, но почти все с аппликациями и узорами из бисера или стекляруса — говорят, особо эффектно такие платья выглядят «на динамичных моделях».
Блестящие платья, привезенные в магазины Красноярска специально к выпускным балам, разбирают стремительно. И не по одному в руки — сейчас на выпускных балах модно наряды менять. Скажем, романтический вначале, потом — дискотечный вариант.
Совладелица авторской мастерской модельер Наталья Гудина сетует: «Выбирают и покупают, как правило, все одно и то же, чему мы как художники пытаемся противиться». Здесь можно заказать платье за 7-10 тыс. рублей. В цену входит уверенность, что в таком платье не будет больше никого.Однако до выпускных балов пройдут еще «последние звонки». Это мероприятие избавляет выпускниц от мук выбора — как заведено, они предстанут перед городом в коричневых платьях (разной длины), белых фартуках (с рюшками и без), в белых гольфах и с белыми бантами.
В таких платьях ходили в школы матери и бабушки нынешних выпускниц, правда, старшие поколения утверждают, что ткань их платьев была плотней и, конечно, их длина диктовалась нравами времени.
Краснодар
У будущих краснодарских выпускников в моде рубашки с так называемым «путинским» воротником — его концы широко расходятся в стороны, поэтому щуплый школьник кажется более широкоплечим и мужественным. Цвета сорочек в основном нежные — «персик», салатовый. В ходу и клубные приталенные пиджаки на одной пуговице. Они идут под классические джинсы — слишком взрослым выглядеть не модно. В бутике нужный 0 тысяч рублей, а джинсы — от 13 тысяч.
Из новых веяний отметим удлиненный пиджак с прямыми полами — когда застегиваешь все 6 пуговиц, получается вроде военного френча. За него надо выложить 2800 руб. Но краснодарский мидл-класс берет на выпускной костюмы из однобортных пиджаков и обычных брюк: в среднем две с половиной тысячи рублей. С женским полом, как обычно, все гораздо сложнее. По-прежнему приветствуется традиционная пышность — например, длинное платье с ажурным корсетом, расширяющееся книзу на кольцах. Есть эксклюзивный экземпляр за 45 тысяч рублей. Материал — жатая золотая тафта (под цвет золотой медали). Можно взять платье с тем же корсетом и юбкой-пачкой, но уже до колена. Такие в местных свадебных салонах расходятся на ура за 5-7 тысяч.
Кострома
«Конец этого учебного года для нас — настоящее стихийное бедствие, — хватается за голову мама выпускницы Наталья Смирнова. — К тому, что в мае-июне нас ждут особые расходы, мы начали морально готовиться еще в сентябре».
Дочь Натальи Николаевны Марина заканчивает 11-й класс. Весь год семейный бюджет буквально трещит по швам: на одних только репетиторов уходит по 1000 рублей в неделю. А это при скромной зарплате бухгалтера в 8800 рублей почти катастрофа. К счастью для дочери, наряд на «последний звонок» Наталья Николаевна сохранила еще со своих школьных времен. Коричневое платье с белым передником пришлось Марине впору.
А вот с нарядом для выпускного бала пришлось помучиться. Фасон своего бального платья Марина придумала сама задолго до торжества, однако когда дело дошло до воплощения идеи, начались проблемы и слезы.
В швейных салонах и ателье очередь на пошив выпускных одеяний растянулась на полтора-два месяца. Если заказывать платье в салоне, стоимость одного лишь наряда может составить 12-15 тысяч рублей. Впрочем, специально для выпускниц и невест некоторые ателье предлагают услугу по прокату бальных платьев: после завершения торжества наряд можно сдать обратно за полцены.
Как рассказали в одном из костромских ателье, единого взгляда на то, как должно выглядеть платье выпускницы, у школьниц нет. Если несколько лет назад юные костромички предпочитали заказывать пышные наряды с декольте, похожие на свадебные, то теперь девушки стали заметно прагматичнее. На смену длинным платьям с обручами «на один день» приходят универсальные топы с юбками, шортами или брюками и лаконичные сарафаны с накидками «фигаро». Цвета — от пастельных до ярко-салатовых и притягательно-красных.
Санкт-Петербург
В Питере за сшитое по заказу дизайнерское платье родители выложат в среднем 10 тысяч рублей, за готовое — от 2 тысяч до бесконечности, в зависимости от статуса магазина.
Девушки чаще всего выбирают пышные платья в стиле романтических принцесс — с кринолином и корсетом. «Здесь важно не перестараться и соответствовать возрасту, — считает Ася Когель, дизайнер модного дома «Kogel». — Девушки должны оставаться девушками: быть нежными, а не вульгарными».
Другой вариант — более простое платье или яркий костюм, который можно будет потом носить на занятия в университет или «на выход». «Это может быть костюм розового или цикламенового цвета с крупными пуговицами или, например, с пышной юбкой в стиле 50-х годов. Костюм можно разделить и носить потом пиджак с джинсами».
Что касается модных тенденций лета 2007-го, то из цветов более актуальны, по словам дизайнера, голубой, бирюзовый, коралловый, розовый. И цвета роскоши: приглушенное золото и серебристо-серый. Материалы на бал лучше выбрать легкие (лето как-никак), например, шелк разнообразной фактуры: атлас, тафта, шифон, креп. На пике моды — женственное платье, отрезное под грудью. Можно подчеркнуть грудь или талию. Платье может быть пышное с многослойной юбкой или наоборот — струящееся, с короткими рукавами или длинными — это как душе угодно.
У молодых людей все немного проще. Классический костюм для выпускного — светлая пара из льна или из костюмной ткани. В этом году в моде однобортный пиджак с двумя шлицами и прямые узкие брюки. К спокойному костюму можно добавить яркую однотонную рубашку или сорочку в мелкий цветочек или в полоску. И, конечно, вишенка на торте — галстук: широкий и однотонный.
Итог
Выпускное платье, несмотря на консервативность, предопределенную жанром, как любая одежда, выражает свою эпоху. Унифицированно светлые платья до середины колена советских выпускниц 1950-1970-х, нюансированно и под конкретную фигуру пошитые портнихами, позволяли интересоваться лицами, блеском глаз, сосредотачивали на девушке как объекте для флирта. Какофония фасонов и цветов, зазвучавшая в выпускных платьях с 1986 года, с появлением кооперативной одежды, отодвинула девушку на второй план. Личность выпускницы теперь второстепенна, главным стали наряд и фигура девушки, обязанная быть как можно близкой к самым строгим стандартам. Девушки вместо подготовки к экзаменам вынуждены сидеть на диетах. Глянцевые журналы, сегодня уже с 12 лет муштрующие детей в канонах глобальной красоты, для 16-летних выпускниц сочиняют километры инструкций, освоив которые, девушка приобретает взгляд и повадку искушенной мадам. Салоны свадебного и вечернего платья, к выпускным мимикрирующие, рады одеть будущих клиенток в прообразы своих основных нарядов, по сути — поставить на конвейер шелково-стразового однообразия. Большинство выпускниц за неимением сил и воли идут по этому пути — примерки у швеи в полуобмороках экзаменов не принесут должного удовольствия. Главное — дойти до портнихи потом, к свадьбе или просто в хорошем настроении. И прояснить с ней за чашкой чая, с ворохом журналов, свой силуэт и индивидуальный стиль, по которому тебя запомнят.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68