СюжетыОбщество

Дикторы выправили акцент

Масс-медиа

Этот материал вышел в номере № 38 от 24 мая 2007 г.
Читать
Ожидать от современного телевидения демонстрации всех жестких вопросов журналистов, заданных лидерам России и Германии, а также председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу, было бы проявлением крайней наивности. Реальная...

Ожидать от современного телевидения демонстрации всех жестких вопросов журналистов, заданных лидерам России и Германии, а также председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу, было бы проявлением крайней наивности. Реальная картинка с места события — уже небывалое роскошество. И даже не верится, что еще несколько лет назад это было в порядке вещей. Современное телевидение суверенно: что хочет, то и показывает.

Саммит Россия — ЕС наряду с объединением церквей был одной из главных тем для телевизионных комментаторов. В оценке Петра Толстого с Первого канала саммит даже стал “главным международным событием недели”. На освещение главного события Первый канал традиционно бросил своего главного журналиста Антона Верницкого, освещающего самые острополитические темы (в его творческом багаже, например, кампании в Грузии и Украине). Именно благодаря Верницкому и журналисту Первого Максиму Боброву телезрители рядовых выпусков новостей на Первом смогли сделать нужные выводы — о том, что Ангела Меркель выступает противником “Маршей несогласных” (см. предыдущий номер “Новой”). Но и в выпуске итогового “Времени” Верницкий вновь повторил этот уже отработанный прием. Благодаря удачному монтажу слов Ангелы Меркель и Владимира Путина было создано впечатление о том, что немецкий канцлер — противник митингов протеста в России. “Поступаться реальными интересами страны и собственными ценностями ради желания понравиться в международной политике — не что иное, как провинциализм и дурной тон”, — говорил в подводке к сюжету Верницкого Петр Толстой. По-видимому, именно “реальными интересами страны и собственными ценностями” журналисты Первого и объясняют себе откровенную дезинформацию в адрес одного из мировых лидеров.

Толстой подвел и главные итоги саммита. О том, что катализатором проблем между ЕС и Россией “выступают три бывшие социалистические республики, всегда испытывавшие по отношению к нам некий комплекс неполноценности”, а теперь, войдя в Евросоюз, “не они являются в этом диалоге равноправными партнерами для России”. И о том, что “впервые за многие годы и не только новейшей истории Россия может позволить себе разговаривать с Европой на равных и отстаивать свои национальные интересы”.

Игорь Кожевин из “Вестей недели” в своем репортаже тоже продемонстрировал точное понимание основных проблем геополитики. “Она, конечно, знала, что эти предложенные гостям шашлыки безопасны, потому что они не из польского мяса”, — говорил он о предложенном Ангеле Меркель угощении. “Двенадцать новых (стран — членов ЕС. — Н.Р.) — это в основном бывшие социалистические страны, часть из которых полагает, что ради самоутверждения на Россию можно теперь покричать из-за спины сильного Евросоюза”, — разрешал он дипломатические коллизии. Однако такого передергивания в цитатах, как на Первом, журналисты “Вестей недели” себе не позволили: они попросту проигнорировали все упоминания о митингах. Но, как и коллеги с Первого, не заметили, например, и критического вопроса президенту России: о том, как такие события — три саммита, прошедших в Лахти, убийство Анны Политковской, саммит в Хельсинки, убийство Александра Литвиненко и задержание Гарри Каспарова в московском аэропорту в день проведения “Марша несогласных” в Самаре можно согласовать со стратегическим партнерством.

Госканалы не обратили внимания и на высказывание Владимира Путина, который бросил в адрес оппозиции: “Нам нечего бояться маргинальных групп, тем более столь малочисленных…”. Это выглядит даже более странно, если учесть, что именно эти определения в адрес “несистемной” оппозиции использовали ранее руководители телеканалов, объясняя, почему ей нет места в федеральном эфире.

В минувшее воскресенье, в день, когда выходят итоговые программы на федеральных каналах, партия “ЯБЛОКО” провела “акцию протеста против лжи, политической цензуры и пошлости в СМИ”, проводящуюся третий год подряд. Как-то странно, но лозунги “Долой империю лжи!”, “Даешь прямой эфир!”, “Даешь эфир оппозиции!”, “Россия без Путина!” и другие ни один из федеральных телеканалов тоже не показал.

“Скептиков всегда интересовало, почему после переговоров за закрытыми дверями чаще всего не слышно громких слов от их участников”, — говорил Антон Верницкий в своем репортаже о саммите. Но было бы, пожалуй, более справедливо указать — потому что телевидение даже пресс-конференции с участием ведущих политиков адекватно не показывает. Что уж говорить о “несистемных”.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow