Хотите знать, как он готовится? Рецепт простой: разрезать булочку, испеченную из генетически модифицированной кукурузной муки, смазать одну половинку маслом, сбитым из молока клонированной коровы, сверху положить кусочек ветчины из мяса той же коровы, кусочек сыра, приготовленный из вышеуказанного молока, и накрыть второй половинкой булочки. Ешьте на здоровье!
Но вопреки тому, что в начале 2007 года администрация США по контролю за продовольствием и медикаментами (Food and Drug Administration (FDA) официально разрешила использовать в пищу продукты, произведенные из или с помощью клонированных животных, американские обыватели не могут преодолеть чисто обывательский стереотип: клон – значит мутант, и есть такую пищу категорически не желают.
Скоро в магазинах можно будет купить «клонированную» телятину», — проинформировала я подругу, известного в Калифорнии психотерапевта. «Какой ужас! — воскликнула она. Меня тошнит при одной только мысли об этом!..» Результаты опроса общественного мнения, который провели американские компании Pew Initiative on Food and Biotechnology и ViaGen Incorporation, показали, что такая реакция типична.
«Вы не сможете обнаружить никакого отличия — даже под микроскопом — между мясом клонированной коровы и обычной домашней буренки. Оно абсолютно идентично по своим вкусовым и питательным качествам», — увещевают народ сотрудники Национальной академии наук США. Эти заключения дают возможность FDA все-таки попробовать наполнить полки супермаркетов Америки мясом и молоком клонов. А поскольку видимых современной науке различий между обычными продуктами и клонированными нет, FDA считает, что и специальной маркировки им не требуется. «Мясо и молоко клонов и их потомства так же безопасны, как и те продукты, которые мы привыкли употреблять в пищу ежедневно», — утверждает директор Центра ветеринарной медицины FDA Стефан Сандлоф. Центр, еще недавно категорически запрещавший скотоводам и владельцам молочных ферм использовать клонированных животных для производства продуктов питания, сегодня вдруг лицензию выдал в одночасье. Пока, правда, временную. До начала апреля вопрос должен публично дискутироваться, и по результатам дискуссии к концу года будет вынесено окончательное решение.К чему такая спешка? Неужели клонированных коров, коз и свиней в фермерских хозяйствах страны уже так много, что налицо перепроизводство и необходимо срочно думать, куда их деть? На самом деле, если даже собрать вместе всех американских домашних животных, которых сумели клонировать с тех пор, как в феврале 1997 года в Институте Рослина в Шотландии родилась всемирно известная овечка Долли, их хватит всего лишь на одну ферму. Правда, ферму большую.
Это все еще новый и сравнительно мало исследованный способ искусственного воспроизведения животных, так что до его реального появления на прилавках магазинов, думается, пока далеко. По подсчетам научно-исследовательского Worldwatch Institute, сегодня килограмм «клонированного» мяса стоит в 124 раза дороже обычного. А что лицензию сначала выдали а потом снова ввели мораторий, означает только одно: фундаментальная наука свое слово уже сказала и государство признало — клонированные животные в пищу пригодны. Теперь дается зеленый свет торжеству науки в промышленном масштабе. Крупный бизнес может смело вкладывать деньги в разработки компаний, занимающихся совершенствованием технологии клонирования, и помочь отработать методику снижения себестоимости продукции. А там, глядишь, и снятие моратория подоспеет.
Американская фирма Viagen, например, уже вовсю занимается тем, что с помощью анализа ДНК определяет качество мяса для самых дорогих ресторанов и сохраняет на племя самых вкусных свиней и коров. У потенциальных бифштексов отрезают кончик хвоста, вешают на него бирку и замораживают в жидком азоте как материал для будущих клонов.
Что же это такое клонированные животные?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Между словами «клон» и «копия» смело можно ставить знак равенства. Технически клонирование — это сложный процесс, в ходе которого клетку взрослого организма (реципиентную), представляющую собой неоплодотворенную яйцеклетку, отбирают у животного непосредственно после овуляции и удаляют из нее ДНК. Другую клетку (донорскую), содержащую ядро с хромосомной ДНК, берут у клонируемого животного того же вида и помещают внутрь пустой яйцеклетки. Затем с помощью электрического разряда яйцеклетку заставляют «поверить», что она оплодотворена. Некоторые из слитых клеток начинают делиться и после помещения их в матку суррогатной матери развиваются в полноценный эмбрион. Если все идет правильно, суррогатная мать рождает точную копию — генетического близнеца — взрослого животного. Но процесс этот все еще недостаточно отточен. Порой требуется множество попыток, чтобы получился желаемый результат. Да и риск смертности и врожденных дефектов у клонов пока значительно выше, чем у животных, рожденных обычным способом.
Практический смысл подобной операции — создание копий в промышленных масштабах, к примеру, коров с большим надоем первоклассного молока или особо мясистых свиней. Сторонники клонирования (речь идет только о животных) приводят и множество других резонов. Скажем, сохранение исчезающих видов животного мира, предполагаемая устойчивость животных-копий к заболеваниям, которым подвержены обычные домашние животные, очень быстрое создание элитного стада…
В XVII веке английские коннозаводчики несколько десятилетий проводили работу по созданию чистопородных арабских скакунов. Дело в том, что арабы, желая сохранить монополию на знаменитую породу лошадей, несмотря на щедрые посулы покупателей, готовых выложить любые деньги, продавали на экспорт только жеребцов. Англичане, правда, нашли собственный способ селекции: к чистопородным арабским скакунам подводили сначала своих английских кобыл, потом — их дочерей, потом — внучек, в которых было уже три четверти арабской крови… Современные американские фермеры готовы выложить любые деньги за породистого клона.
Американские общественные организации, в свою очередь, призывают население потребовать от FDA и конгресса США пересмотра принятого решения, грозят начать кампанию против продажи такой продукции и обвиняют государство в незаконной поддержке интересов компаний, занимающихся клонированием животных. Особый гнев общественности вызвало решение не маркировать клонированную пищу, а это значит, что покупатели не смогут узнать о происхождении того или иного продукта.
Недавно в штате Северная Дакота провели эксперимент. Шеф-повар очень дорогого и очень известного ресторана приготовил несколько совершенно одинаковых восхитительных блюд из одних и тех же продуктов — для ресторана, где он непосредственно трудится, и для простенького кафе. Сервировка и дизайн кушаний соответствовали каждый рангу своего заведения: в первом случае — изысканные, во втором — непрезентабельные. Группа добровольцев, опробовав предложенные кулинарные шедевры в ресторане и в кафе, заявила о решительной разнице во вкусе блюд: восхитилась первыми и возмутилась последними.
Причесать весь этот антураж под одну гребенку – тарелки, бутылки, бокалы, скатерти, — и кажущаяся разница тут же исчезнет. Как это и стремится сделать FDA — с клонированным мясом и обычным. Естественно, неукоснительно соблюдая правило: качество продукции должно быть высоким. В США данное правило соблюдать умеют прекрасно. Яркий тому пример — продукты, изготовленные из растительных биотехнологических культур — кукурузы, сои, помидоров. Эту генетически модифицированную продукцию здесь никто не маркирует, так как она признана совершенно безвредной для человека. С тех пор, как в 1996 году трансгенные растения появились на продовольственном рынке США, не было зафиксировано ни одного случая какого-либо заболевания, связанного с их употреблением, и не выявлено какого-либо их вреда ни для животных, ни для людей. Однако и копий по этому поводу было сломано немало. Результат налицо — миллионы американцев и американок начинают утро с тарелки хлопьев, приготовленных из генетически измененной кукурузы, и даже не задумываются об этом.
Теперь пришел черед новинки нового тысячелетия — еды из клонов. Так что, скорее всего, американский потребитель первым в мире попробует и блюда из мяса и молока животных-копий. Главное, как эти блюда подать. И неважно, будет маркирована эта продукция или нет.
Сценарий развития борьбы тоже вполне предсказуем. Запрещать что-либо в науке бессмысленно, еще никому в этом мире не удавалось надолго остановить развитие прогресса. Будут ли люди покупать клонированные продукты или не будут, всего лишь вопрос времени. Поэтому FDA пока все еще придерживает коммерческое распространение «клонированных» новинок, ссылаясь на неподготовленность публики. Общественное мнение в Америке — штука взрывоопасная, и оно пока еще не в пользу клонов.
Ирина Тосунян
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68