СюжетыКультура

Золото троллей

Театральный бинокль

Этот материал вышел в номере № 27 от 16 апреля 2007 г.
Читать
«Я узнала страшное. Елена Прокопьева увеличила хронометраж спектакля «Она едет на велосипеде» с 40 минут до полутора часов. Пойду кофе попью», — почти трагически сказала коллега, эксперт «Маски». Чувство меры, и без того редкое, совсем...

«Я узнала страшное. Елена Прокопьева увеличила хронометраж спектакля «Она едет на велосипеде» с 40 минут до полутора часов. Пойду кофе попью», — почти трагически сказала коллега, эксперт «Маски». Чувство меры, и без того редкое, совсем покидает людей от радостной новости, что они участвуют в конкурсной программе «Золотой маски».Так много хочется сказать: когда еще представится такая возможность танцевальному авангарду-андеграунду. И говорим, льем воду, захлебываемся. Вместо того чтобы сказать самое главное и попасть в точку.

«Она едет на велосипеде» «Крепостного балета» Елены Прокопьевой — наиболее типичный спектакль современного танца средней руки. Много шума, треска, суеты, хлопанья руками и потрясания перьями — и ничего. Саундтрек — горькие всхлипы то ребенка о загубленном детстве, то матери о раскапризничавшемся чаде. Танцуют больше куски полиэтилена в руках и оранжевые юбки-пачки на девушках, чем сами девушки (с юношами в этом жанре всегда напряженка, бескорыстное телесное умствование у нас женский удел). Девушки с самозабвенной страстью предаются одиночеству феминисток-неудачниц, босых и угловатых, руки по швам, вокруг синтетика. Даже для всеядного contemporary dance такие костюмы, как в «…Велосипеде», это кич: оранжево-зеленые у женщин, малиновые пиджаки и трусы у мужчин.Хореографы средней руки неизменно понимают современный танец как конструктор «Лего» резких движений, слагаемых по настроению, минуя законы композиции и гармонии. У них же героиня — женщина-сиротка в куцем платьице, с тощими косичками. Что по сути — обман. Настоящий танцевальный модерн и постмодерн создавался и создается смелыми, гордыми, красивыми женщинами — Айседорой Дункан, Мартой Грэм, Твайлой Тарп, Тришей Браун, Татьяной Багановой.Елена Прокопьева боится мощного красивого жеста. Условная «она», оставаясь вечной крепостной, аккуратно и небыстро едет на своем трехколесном велосипеде, не выезжая за пределы барской усадьбы. Где-то проносятся люди на горных байках, иномарках, а конкурсная программа «Золотой маски» все еще представляет обладателей трехколесных великов как прогрессивных и лучших представителей российского танцевального сообщества — что не есть правда. «Она едет на велосипеде» потакает взгляду серьезных фестивалей на современный танец как на искусство инфантильных подростков, от которого не надо требовать многого. И хореографы средней руки стараются соответствовать такому мнению — это удобно обеим сторонам. Но соотноситься нужно с высокими образцами классиков и современников, а не со среднеарифметическим мнением.Я вдруг представила, как везли этот велосипед из Петербурга в Москву на верхней полке купейного вагона, как охраняли его и разговаривали о нем: а вдруг свалится ночью? А танец — возможно, великий — утекал со сквозняком в плохо закрытое окно.Да, у нас тут не французский город Монпелье, где на 70 тысяч жителей 70 современных танцкомпаний. Но занимающихся contemporary dance людей гораздо больше, чем принято думать в самом профильном комьюнити, страдающем замкнутостью узких кланов. А ведь настоящий современный танец — это не инфантильные страдания, он приносит счастье и свободу — именно поэтому был запрещен в СССР специальным декретом в 1924 году. А его хореографы отправились на лесоповал.Свободный жест влечет за собой свободу мысли — какому государству это бывало выгодно? Вот настоящий танец и прячется, как золото троллей, от широкой аудитории, от национального фестиваля — в том же Зверевском центре, на стихийном фестивале-выставке Владимира Луповского, «фотолетописца» русского contemporary dance.Владимир Мирзоев писал о спектакле Ларисы Александровой «Путешествие против ветра» в журнале «Балет»: «Психологи утверждают, что ТВ подавляет правое полушарие, то есть тормозит развитие воображения. С другой стороны, окружающий мир целиком — плод наших фантазий. Например, Леонардо сочинил вертолет, а Сен-Симон — коммунизм задолго до ХХ века… К чему это я? Ах, да. Целое поколение американцев — народ с убитым воображением. И нас это, видимо, ждет: не сегодня, так завтра. Выживут только поэты и мастера современного танца».К спектаклям, попавшим в конкурсную программу «Маски» в этом году, мысль Мирзоева не относится.А «Путешествие против ветра» эксперты определили как неформат.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow