СюжетыПолитика

Национальная идея как коммерческий проект

Расследование

Этот материал вышел в номере № 26 от 12 апреля 2007 г.
Читать
Выделяя десятки миллионов долларов на программу военно-экологического сотрудничества в Арктике (АМЕС), США, Великобритания и Норвегия помогали России утилизировать старые атомные подводные лодки, а также решать проблемы хранения и...

Выделяя десятки миллионов долларов на программу военно-экологического сотрудничества в Арктике (АМЕС), США, Великобритания и Норвегия помогали России утилизировать старые атомные подводные лодки, а также решать проблемы хранения и переработки отработавшего ядерного топлива. Программа продолжается до сих пор. Вклад российской стороны тоже исчисляется миллионами долларов. Но американские, норвежские и английские налогоплательщики, а впрочем, и российские граждане не подозревают о том, как в рамках программы распоряжались их деньгами и кто получал от этого прибыль?

Нам удалось выяснить,что в России деньги военно-экологического сотрудничества проходят через фирму из группы компаний, созданной Александром Бабаковым. Минобороны РФ назначило управляющей компанией программы “Арктического военно-экологического сотрудничества” фирму “ТЕРНА-СБ”. С 2003 года через нее проходят деньги для российских субподрядчиков, и она получает процент за управление. Фирма входит в группу “ТЕРНА”, одним из учредителей которой был Александр Бабаков. По совпадению именно в 2003 году он начал стремительный политический взлет: стал депутатом Госдумы, вторым человеком в лагере национал-патриотов, ближайшим соратником руководителя партии “Родина” Дмитрия Рогозина, а также запомнился тем, что помогал не только партии, но и ультраправой газете “Завтра”. После объединения “Родины”, Партии пенсионеров и “Жизни” в “Справедливую Россию” Александр Бабаков пополнил число ее лидеров и возглавил парламентскую фракцию “Справедливая Россия — Родина”.

Эксперты полагают, что в российских условиях окологосударственный бизнес в значительной мере способствует политической карьере.

Бывший лидер партии “Родина” Дмитрий Рогозин, чьим ближайшим сподвижником до марта 2006 года являлся Бабаков, говорит, что поддерживает с ним добрые отношения. В ноябре 2006 года Рогозин участвовал в организации националистического “Русского марша”, который был официально запрещен. В оргкомитет “марша” входят ряд националистических организаций и печально известное “Движение против нелегальной иммиграции” (ДПНИ). В отношении лидера ДПНИ Александра Белова (Поткина) в конце прошлого года прокуратура Карелии возбудила уголовное дело. Его обвиняли в разжигании национальной ненависти и активном участии в событиях, которые произошли в карельском городе Кондопога. В сентябре прошлого года после бытового конфликта там прошли массовые беспорядки и погром. Два человека погибли, шестеро получили ранения. Толпа, требующая выселить всех чеченцев, сожгла ресторан и смела торговые палатки.

Дмитрий Рогозин заявил “Новой”, что, когда они вместе с Александром Бабаковым занимались патриотическими проектами, по крайней мере до 25 марта 2006 года, между ними не было никаких разногласий.

“Мы действовали с ним в унисон, — сказал Рогозин. — У моих соратников, которые сейчас достаточно жестко критикуют Бабакова, никогда не было оснований сомневаться в его преданности”. Однако Рогозин подчеркнул, что к “Русскому маршу” Бабаков отношения не имел.

Отвечая на вопрос “Новой”, оказывал ли Бабаков финансовую поддержку партии “Родина”, Дмитрий Рогозин вспомнил, что Бабаков привлек достаточно большое количество предпринимателей. На вопрос, оказывал ли Бабаков поддержку лично, Рогозин ответил, что, по его мнению, поддержка осуществлялась через структуры, с которыми работал Бабаков. Рогозин сказал, что фактически они вдвоем на паях тянули “Родину” и Александр Бабаков помогал организации своим капиталом в широком смысле слова. Бывший лидер “Родины” пояснил, что, став депутатом, Бабаков, разумеется, уже не занимался бизнесом, но его присутствие в руководстве партии говорило предпринимателям о том, что с ней можно иметь дело.

По словам главного редактора газеты “Завтра” сторонника имперской идеи и “третьего срока” президента Путина Александра Проханова, Бабаков оказывал газете финансовую помощь, которая постепенно иссякла год назад, а совладельцем газеты и по сей день “является господин, который по роду своей деятельности близок к Бабакову”. Первого ноября прошлого года газета “Завтра” в материале “Русские идут” анонсировала запрещенный “Русский марш”: “Россия для русских <…>. “Русский марш” в Москве состоится, несмотря ни на что”. Газета известна тем, что уделяет много внимания “сионистскому заговору” и “еврейскому вопросу”.

“Я не финансировал и не финансирую средства массовой информации. Это касается как указанных вами, так и прочих СМИ”, — прокомментировал ситуацию Александр Бабаков. Он также сообщил, что не оказывал и не оказывает финансовую поддержку партии “Родина”, которая в прошлом году, объединившись с Российской партией жизни и Российской партией пенсионеров, была переименована в партию “Справедливая Россия: Родина, Пенсионеры, Жизнь”.

“ТЕРНА-СБ” занимается охранным оборудованием — к примеру, пожарной сигнализацией. В чем связь между сигнализацией и международным военно-экологическим сотрудничеством, нам не пояснили. В управлении экологических проектов компании “ТЕРНА-СБ” (ТЕРНА—системы безопасности), которое отвечает за программу, нам сообщили, что не могут давать комментарии без разрешения государственного заказчика — Управления экологической безопасности вооруженных сил РФ. Но пояснили, что в функции управляющей компании входит поиск субподрядчиков, которые реализуют проекты. Большинство субподрядчиков — государственные предприятия, конструкторские бюро… И большая часть средств международной программы идет им, а “ТЕРНА-СБ” получает процент за управление.

В “ТЕРНЕ-СБ” не конкретизировали, какой именно процент и от каких сумм. Отметили только, что управление экологических проектов “ТЕРНЫ-СБ” с 2003 года целенаправленно занимается программой АМЕС. А до 2003 года такого управления в компании просто не существовало. В компании также сообщили, что имеют лицензию ФСБ на работу с гостайной.

Минобороны РФ не ответило на наш запрос, не объяснило, почему управляющей компанией военно-экологического сотрудничества в Арктике была назначена “ТЕРНА-СБ” и проводился ли открытый конкурс на этот счет. Но, по мнению независимого гражданского эксперта, одной лицензии ФСБ явно недостаточно. Он с сожалением отмечает, что Минобороны давно вышло из-под гражданского контроля.

— Компания, претендующая на статус управляющей в международном проекте, посвященном утилизации атомных подводных лодок, по идее должна назначаться по конкурсу и иметь лицензии на работы в области атомной энергии. Полагаю, что такие лицензии необходимы, даже если речь идет о финансовом управлении, — говорит бывший руководитель Госатомнадзора (с 1991 по 2003 год) Юрий Вишневский. — Сотрудники компании должны быть профессионалами в области использования атомной энергии, поскольку дело касается финансирования проектов по обращению с отработавшим ядерным топливом и отходами, а также другими радиоактивными материалами. Но эту деятельность курируют в Минобороны, а там, на мой взгляд, не очень считаются с этими требованиями. Еще в 1995 году тогдашнему министру обороны Грачеву удалось добиться распоряжения президента Ельцина № 350, которое вывело Минобороны из-под гражданского надзора. После этого мы уже не имели возможности их контролировать. Я неоднократно обращался на этот счет к президенту, в том числе и Путину, но, к сожалению, политика состояла в том, чтобы снять контроль.

Для сравнения: управляющей компанией с британской стороны в программе “Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового поражения”, которая связана с АМЕС и тоже касается утилизации атомных субмарин, была названа известная в мире немецкая компания “Нукем”, специализирующаяся на переработке радиоактивных отходов.

“ТЕРНА-СБ” в переработке отходов не замечена, но близка российским военным. Среди объектов, на которых она проводила работы, — Генштаб, Главный штаб военно-морского флота и базы атомных подводных лодок на Камчатке.

У компаний из группы “ТЕРНА”, которую создавал Александр Бабаков, впоследствии по совпадению совершивший крутой политический взлет, есть множество государственных заказчиков и клиентов. Кроме того, при создании одной фирмы, входящей в группу, не обошлось без российских спецслужб. ООО “Крипто-про” разрабатывает и внедряет криптографические средства защиты информации. Она была учреждена “Торгово-промышленной группой ТЕРНА” и ФГУП “Атлас” ФСБ РФ и имела среди клиентов Совет Федерации, ГУИР ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) и аппарат правительства РФ.

Руководство “ТЕРНЫ” не комментирует ситуацию. Но мы можем констатировать, что есть предприниматели, которые получали не менее масштабные госзаказы, и Александр Бабаков имел бизнес, связанный с этими удачливыми людьми, а именно с братьями Виктором и Константином Столповских. Их ОПМ-банк вместе с Александром и Ириной Бабаковыми учреждал инвестиционную фирму “Запад-ИК”.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Виктор Столповских известен тем, что в 1994 году создал “Меркату трейдинг энд инжиниринг”, прославившую его имя в веках. Компания переоборудовала президентский самолет, оснащала Дом правительства РФ, Госдуму, Совет Федерации, Ситуационный центр при президенте, а также строила здание Счетной палаты, теннисные корты для президентской резиденции в Завидове, реконструировала первый корпус Кремля и Большой Кремлевский дворец.

Президента “Меркаты” Виктора Столповских называли свидетелем по уголовному делу бывшего управделами президента Павла Бородина, которого прокуратура Швейцарии пыталась обвинить в отмывании денег и получении взяток.

Отвечая на вопросы “Новой”, Александр Бабаков не стал вдаваться в детали.

“Начиная с 2004 года я не занимаюсь бизнесом, — сообщил он. — Не являюсь владельцем или совладельцем компаний ни в России, ни в других странах, за исключением официальной информации. В этой связи мною не осуществляется никакая предпринимательская деятельность, и я не являюсь выгодоприобретателем деятельности каких-либо компаний”.

Бабаков отметил, что не считает возможным и нужным комментировать бизнес компаний, к которым не имеет отношения. Он не пояснил, получала ли его супруга доход от деятельности группы “ТЕРНА”. Гендиректор “Торгово-промышленной группы ТЕРНА” Сергей Перовский не ответил на наш запрос.

Представители Норвегии, Великобритании и США в курсе того, что управляющей компанией со стороны России была названа “ТЕРНА-СБ”. Таково было решение Минобороны РФ. Но они ничего не знали о том, кто учреждал группу компаний. И хотя это вызывает их удивление, они пока осторожно воздерживаются от комментариев.

Советник Минобороны Норвегии, бывший сопредседатель программы военно-экологического сотрудничества в Арктике Ингерд Крукен, заявила, что, выделяя деньги России, норвежская сторона пыталась как можно эффективнее контролировать процесс. Она знала, что с российской стороны контракты заключаются с “ТЕРНА-СБ”, но не имела представления о том, кто учреждал группу.

В пресс-службе посольства Великобритании сообщили, что британская сторона в курсе того, что “ТЕРНА-СБ” — это управляющая компания с российской стороны, с ней заключают контракты и через нее перечисляют деньги. Но воздерживаются от комментариев до получения дополнительной информации.

Российских экспертов ситуация не удивляет.

— Бизнес, сращенный с государством, способствует политической карьере, — полагает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. — В этом нет ничего странного, такая практика распространена в мире. К примеру, многие американские политики в прошлом были советниками или руководителями крупных корпораций. Но там все это находится под жестким контролем оппозиции, независимой прессы и общественных организаций.

— Я согласен с тем, что окологосударственный бизнес может серьезно способствовать политической карьере предпринимателя. Такова реальная практика, которая сложилась в наших условиях, — размышляет профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Игорь Яковенко. — Думаю, во все времена власть побуждала близких к ней бизнесменов к политической деятельности. Это традиция, свойственная как странам третьего мира, так и нам. Полагаю, лояльный бизнес поддерживается госконтрактами, и его представитель впоследствии может стать политической фигурой.

Александр Бабаков с 1998 по 2003 год преподавал на кафедре экономической теории МГУ. В партии “Родина” — с 2003 года, тогда же стал членом политсовета партии, а в декабре 2003-го — депутатом Госдумы по списку блока “Родина”. Занял пост зампреда Комитета по энергетике, транспорту и связи. С 2004 года он — председатель президиума партии “Родина”, с 2005-го — сопредседатель фракции в Госдуме. 25 марта 2006 года сменил лидера партии Дмитрия Рогозина. В апреле 2006 года Бабаков вошел в Совет при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. 28 октября 2006 года, после объединения “Родины”, Партии пенсионеров и “Жизни”, стал секретарем президиума новой партии — “Справедливая Россия”.

В официальной биографии Александра Бабакова на партийном сайте сказано, что с 1994 по 2003 год он “реализовал ряд успешных инвестиционных проектов”. По нашим данным, в тот период Александр Бабаков учредил несколько компаний, среди которых была и “Торгово-промышленная группа ТЕРНА”, к ней также имела отношение Ирина Бабакова. Диапазон, в котором работает группа, грандиозен: от светильников и профилей для подвесных потолков до систем безопасности и криптографической защиты. Но почему-то именно ЗАО “ТЕРНА-СБ” удостоилось внимания Минобороны России и стало управляющей компанией международной программы военно-экологического сотрудничества в Арктике (АМЕС) стоимостью в миллионы долларов.

Проекты Александра Бабакова

В период реализации инвестиционных проектов с 1994 по 2003 год Александр Бабаков создал несколько торгово-закупочных, консалтинговых, инвестиционных и производственных компаний. Интересна фирма “Сервисный центр Москва”. Вместе с Александром Бабаковым ее создавала компания “БАВАС”, примечательная тем, что первой взяла под управление рынок “Лужники”. Акционером “БАВАСа”, по его собственным публичным заявлениям, был Максим Курочкин, в прошлом году объявленный в международный розыск МВД Украины. Его обвиняли в вымогательстве, а также в силовом захвате украинских санаториев, рынков и гостиниц. В ноябре 2006 года Курочкина арестовали в Киевском аэропорту. 27 марта этого года он был убит снайпером, когда его выводили под конвоем из здания суда в Киеве.

“По поводу Максима Курочкина, в отношении которого после его убийства в средствах массовой информации начата компания по дискредитации, я бы хотел внести определенную ясность, — сообщил “Новой” Александр Бабаков. — Мы были знакомы, и в этом нет никакой тайны, как это пытаются преподнести сейчас некоторые СМИ, но мы уже несколько лет не общались. Если быть более точным — мы не общались с 2003 года. Я выражаю сожаление в связи с убийством Курочкина и не считаю для себя корректным делать резкие заявления в адрес человека, которого уже нет в живых. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание, — в заявлениях Курочкина, о которых вы говорите, содержится ряд существенных неточностей”.


Программа “Арктическое военно-экологическое сотрудничество” (Arctic Military Environmental Cooperation (AMEC) началась 26 сентября 1996 года. Первоначальные участники — министерства обороны России, Норвегии и США. В 2003 году к программе присоединилась Великобритания. Цель программы — сотрудничество между военными в области экологической безопасности, помощь России в транспортировке и утилизации старых атомных подводных лодок, создание площадок и контейнеров для хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. По данным Счетной палаты США, с 1996 по 2004 год в рамках программы Норвегия выделила сумму, эквивалентную 12 млн долларов, США — около 31 млн и Россия — порядка 13 млн. Вклад Великобритании в первый год участия в проекте составил 100 тыс. долларов. А ее вклад в проекты по радиационной безопасности — около 8 млн фунтов. В октябре 2006 года Норвегия и США вышли из АМЕС, сохранив за собой статус наблюдателей. Развитие АМЕС тесно связано с программой стран “Большой восьмерки” (G-8) “Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового поражения”. Одно из ключевых направлений — утилизация атомных подводных лодок. С 2002 года члены G-8 планировали выделить на программу 20 млрд долларов в течение десяти лет.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow