СюжетыОбщество

ПОСМОТРИТЕ НА ПРАВО

Цена закона

Этот материал вышел в номере № 10 от 12 Февраля 2007 г.
Читать
Один из самых известных детективов Рекса Стаута начинается с того, что некая миллионерша покупает10 тысяч экземпляров книги, направленной против ФБР, и рассылает всем самым известным деятелям своей страны. Если бы я был миллионером, я бы...

Один из самых известных детективов Рекса Стаута начинается с того, что некая миллионерша покупает10 тысяч экземпляров книги, направленной против ФБР, и рассылает всем самым известным деятелям своей страны. Если бы я был миллионером, я бы обязательно последовал ее примеру: в текущем, 2007 году фондом «Прагматика культуры» выпущен перевод книги Лоуренса Лессига «Свободная культура», с которым абсолютно необходимо ознакомиться каждому общественному деятелю, законодателю, судье, прокурору и работнику следственных органов России.

Вполне возможно, что тогда не только не возникло бы дело против школьного директора, вынужденного доказывать свою невиновность в том, что он якобы облапошил миллиардера Гейтса на 10 тысяч баксов, но и вообще подобные законы, нарушающие основополагающие принципы построения юридических институтов со времен Древнего Рима, не могли бы быть приняты.Уже известный читателю «Новой» по статье президента фонда «Прагматика культуры» Александра Долгина («Право на букву — законно?» от 18.01.07) Лоуренс Лессиг — профессор Стэнфордской юридической академии и основатель организации Creative Commons, юридический консультант и член совета директоров самых известных правозащитных организаций в области авторского права, таких, как Free Software Foundation («Фонд свободного ПО»), Electronic Frontier Foundation («Фонд электронного фронтира») и других. В известном антимонопольном процессе против Microsoft, который тянулся с 1997 по 2002 год, но так и закончился ничем, Лессиг выступал экспертом-помощником судьи Джексона.Возможно, не все понимают, что нынешние драконовские «копирайтные» законы, независимо от того, в какой стране мира они вводятся, имеют конкретный источник: это две американские ассоциации — кинематографическая MPAA и звукозаписывающая RIAA. Именно они при явной или неявной поддержке других участников рынка за довольно недолгий срок, порядка 30 лет, перевернули сложившуюся трехсотлетнюю юридическую практику в области интеллектуальной собственности. И результаты в мировом масштабе, как убедительно показывает Лессиг, могут быть пострашнее, чем последствия всех культурных и пролетарских революций во всех тоталитарных странах, вместе взятых.Лессиг не призывает громить штаб-квартиры упомянутых ассоциаций. Логика, положенная в основу их деятельности, считает Лессиг, весьма убедительна и имеет полное право на существование; в самом деле, собственность есть собственность и должна быть защищена, интеллектуальная она или физическая. Вопрос только в том, что в некоторых случаях формальная защита собственности противоречит интересам общества.

Хорошим примером могут служить различные антимонопольные законы, когда общество может вмешаться и заставить собственность поделить на части, а то и вообще ее отобрать и передать другим. А интеллектуальная собственность, как один из главных источников развития общества, находится на особом положении. Автоматическое распространение традиционной нормы, защищавшей исключительное право автора на изготовление копий своего произведения, на современные технологии, приводит к чудовищным общекультурным последствиям.Дело в том, что любой акт использования чего бы то ни было в электронном виде заключается в изготовлении копии. Даже когда вы просто запускаете вполне лицензионный диск с музыкой на «дебильнике» с наушниками, вы уже совершаете акт копирования — с диска в память плеера. Причем современные технологии позволяют контролировать такие вещи, и результат оказывается абсурдным: под полным контролем Большого Брата оказывается любой процесс чтения, просмотра или прослушивания. О таком, кажется, тоталитарные режимы только мечтали. А когда законодательство, даже не спрашивая автора, делает абсолютно все произведения подкопирайтными, ситуация вообще выходит за рамки постижимого человеком, находящимся в здравом уме.В одном американском учебнике по интернет-технологиям я встретил поразившее меня предупреждение: оказывается, заходя на любой сайт, даже образовательный, вы по умолчанию (если иное не разрешено явно) имеете право только читать его содержимое. Вы не можете скопировать оттуда статью, распечатать ее или переписать в карманный компьютер, чтобы ознакомиться с ней в удобное время, прочесть вслух своим друзьям, жене или ученикам. Причем автор вообще исключается из этого процесса: любого обозревателя любой милиционер может привлечь за нарушение закона только за размещение экранной копии обновленного сайта «Новой газеты» в своем обзоре. Если вы думаете, что я преувеличиваю, то ошибаетесь: именно на таком положении основаны многочисленные иски к поисковикам Google и Yahoo — за воспроизведение уменьшенных копий изображений или заголовков новостей в результатах поиска. Своеобразным апофеозом подобных идиотских (иначе не назовешь) разборок стал свежий запрет компании Apple на распространение копий экрана ее нового устройства iPhone на сайтах, в блогах и даже в компьютерных журналах.

Лессиг приводит отличный пример с ДДТ — как известно, за изучение свойств этого зловещего инсектицида в свое время была даже вручена Нобелевская премия. И это чистая правда, что ДДТ позволил спасти от голода миллионы людей. Но совокупный отрицательный эффект от разрушения окружающей среды оказался настолько огромным, что не оправдывается даже этими спасенными жизнями — под угрозу поставлено само существование планеты. Лессиг утверждает, что «копирайтные» законы есть то же самое ДДТ для человеческой культуры: с ней уже происходят необратимые изменения, вплоть до исчезновения самого понятия «свобода слова».Это не шутка и не фантастика в стиле Оруэлла или Брэдбери, а, к сожалению, реальная действительность, в которой мы с вами существуем здесь и сейчас.В США, по данным Amason.com, «Свободную культуру» приобрели более 200 тысяч человек, из которых 88% поставили ей оценку «отлично». У нас такие книги, к сожалению, не в моде — наши законодатели предпочитают бездумно копировать западные законы точно так же, как в свое время инженеры копировали компьютеры и микросхемы. Потому заниматься в том числе и нашими культурными проблемами, очевидно, придется американцам и европейцам — надеюсь, когда-нибудь они одумаются. И нам ничего не останется, кроме как последовать их примеру.А пока российские депутаты одобрили во втором чтении законопроект, согласно которому нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ) и незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ) будут караться шестью годами тюремного заключения. То есть этот вид правонарушений отнесен к разряду особо тяжких преступлений и не будет попадать под амнистию. И следующий директор школы, который не сможет доказать не более его самого разбирающимся в компьютерах следователям легальность программ в своем компьютерном классе, будет уже шить варежки в колонии строгого режима вместе с Ходорковским. Комментарии излишни.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow