СюжетыКультура

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ НОЯБРЯ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
«Нахлебник» Тургенева — пьеса странной сценической судьбы. В Европе (особенно на сценах Германии и Италии) она много известнее, чем в России. Иван Поповски здесь более, чем где-либо, режиссер школы Петра Фоменко. Уютный и печальный...

«Нахлебник» Тургенева — пьеса странной сценической судьбы. В Европе (особенно на сценах Германии и Италии) она много известнее, чем в России. Иван Поповски здесь более, чем где-либо, режиссер школы Петра Фоменко. Уютный и печальный спектакль напоминает ранние постановки «Мастерской» (от «Волков и овец» до «Семейного счастия»). «Незаконного» отца и его просвещенную петербургскую дочь играют действительно отец и дочь — Анатолий и Елена Солодилины. В этой роли (написанной Тургеневым для М.С. Щепкина) Солодилин-старший хорош: особенно во втором акте, когда старый нахлебник, почти шут, собирает дрожащими руками пожитки, чтоб покинуть усадьбу. Старается держаться с полным достоинством… да сил уже нет. И домодельные валенки, такие не дворянские, выпадают из узла на фигурный паркет к ногам изумленной смолянки Ольги.

Знаменитый сценограф Рустам Хамдамов создал теплый, очень «мирискуснический», мерцающий красным и коричневым штофом, старым золотом фамильных портретов образ дальней усадьбы. Звенит гитара Ольги (Поповски, как всегда, замечательно работает с камерной музыкой в театре). А сама история — такая русская… «Мало солнышка. Да долгие ноченьки». Да метель за высоким окном, да жалость к потерянному человеку.

Карло Гоцци. «Зеленая Птичка». МТЮЗ, режиссер — Геннадий Тростянецкий

Одна из десяти театральных сказок неимущего венецианского графа. По сюжету — прямое продолжение его «Трех апельсинов». На сценах России (в отличие от «Принцессы Турандот», «Короля-Оленя» и «Ворона») появляется редко. Фабула «Зеленой Птички» чем-то напоминает «Сказку о царе Салтане»: оболганные коварной бабушкой, вдовствующей королевой Тартальоной (Виктория Вевберг), дети эксцентричного короля Тартальи (Николай Качура) растут приемышами у вздорной, но доброй колбасницы Смеральдины и ее мужа Труффальдино (человек с его здравым смыслом и изворотливостью мог бы держать ларьков пять на Черкизовском рынке). Далее — тридцать верст до небес по заколдованным садам и римским руинам. В финале все счастливы.

Королевские подкидыши, Ренцо и Барбарина, носят очки, буйные кудри, длинные шарфы. Читают Вольтера. Трогательны, как студенты-антиглобалисты из РГГУ, пока волшебство Зеленой Птички (Оксана Лагутина) и ожившего римского монумента не принесло им бешеных денег…

«Денежное бешенство», вполне современные смех, соль, тщеславие, ярость, политтехнология придворного астролога отлично ложатся на фантастический сюжет Гоцци (ведь комедия дель арте всегда близка к жизни). Этих актеров МТЮЗа мы привыкли видеть в «Черном монахе», «Даме с собачкой», «Нелепой поэмке» Камы Гинкаса, в тончайшем театре Генриетты Яновской. Но они органичны и в эксцентрике Тростянецкого (кстати, один из лучших режиссеров губернской России давно не ставил в Москве).

Сценограф Елена Орлова создала очень красивый, резкий в очертаниях, карнавальный, бело-черный венецианский мир. Особо хороши трон королевства Тарокко (смесь гигантского трехколесного велосипеда, акробатического снаряда и инвалидного кресла злой королевы-бабушки) и изумрудный наряд Зеленой Птички. Ее бархатные перчатки трепещут перьями: полет «крылышек» напоминает о балетных костюмах Бакста.

Зрителю должно быть не меньше 13 лет: Гоцци все же писал для взрослых.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow