СюжетыКультура

СЛОГАН НЕ ВОРОБЕЙ

СЕКТОР ГЛАЗА

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
Цель любого фестиваля — показать, чего добились, и выбрать лучших из достойных. Московский международный фестиваль рекламы (ММФР) попытался сделать то же самое. Только выяснилось: дела в отрасли обстоят не очень. На втором этаже Центра...

Цель любого фестиваля — показать, чего добились, и выбрать лучших из достойных. Московский международный фестиваль рекламы (ММФР) попытался сделать то же самое. Только выяснилось: дела в отрасли обстоят не очень.

На втором этаже Центра международной торговли лабиринтами расставлены декорации. Висят плакаты: «Вы ссоритесь каждый день, но миритесь каждую ночь. Закон Фостерс»; заботливо нарисованный шоколадом на молочной пене капуччино значок «Фольсваген»; три ночных горшка и слоган внизу: «Третьим будешь?» (социальная реклама, призывающая рожать третьего ребенка тех, кто уже имеет двоих). Это претенденты на победу в номинации «Наружная реклама». Номинаций еще десятка три.

Ежегодный Московский международный фестиваль — самый главный рекламный смотр страны и близлежащего зарубежья — проходит уже в 16-й раз. Собственно, примерно столько же насчитывает современная российская рекламная индустрия, юный возраст и неискоренимая пока еще провинциальность которой ощущались вплоть до церемонии закрытия.

Сам фестиваль организаторы назвали «ММФР. Эпизод 16» по аналогии с известным фильмом «Звездные войны. Эпизод III». «Сенат Галактики принял поправки к закону о рекламе, — такими словами начали церемонию ведущие Ольга Шелест и Антон Комолов, — но пришло время истины».

Посмотрим. В этом году на участие в конкурсе поступило почти две с половиной тысячи заявок от 500 участников. Большинство заявок — от соотечественников, на втором месте — Украина, за ней — Беларусь. Поштучно появились претенденты из Европы, были даже участники из Таджикистана и Японии.

В конце концов, каждой стране, где рекламная индустрия растет и развивается, полагается иметь собственный фестиваль. Так, он есть в Торонто, есть в Варшаве, недавно прошел в Киеве. Существует и рекламный Эверест — «Каннские львы».

«Каннских львов» неминуемо сравнивают с кинофестивалем в Каннах — выбирают лучших из лучших. ММФР тоже можно сравнить с кинопрототипом — Московским международным кинофестивалем. Где, как правило, крупные режиссеры и громкие картины заявляются редко (их берегут для более значимых событий). И потому кинофестиваль — демонстрационная площадка российских мастеров, подтверждающих своим присутствием, что отечественное кино все-таки существует, а председателем жюри обычно становится мировая знаменитость, находящаяся на излете славы.

Московский фестиваль рекламы проходит примерно по той же схеме. В этом году председателем жюри стал Хисаши Хаяши, директор креативного агентства Dentsu inc. С этим агентством давно сотрудничает российский «Рекламный картель», а генеральный директор «Картеля» Игорь Янковский по совместительству является президентом Московского фестиваля рекламы. Другой представитель Dentsu — господин Хурукава, обладатель золотого «Каннского льва», был председателем жюри ММФР в 2004 году.

Среди членов «большого жюри» вообще оказалось много представителей агентств, участвующих в конкурсе. Потому весь фестиваль по-прежнему обзывают «междусобойчиком». Особой популярностью в среде рекламщиков он не пользуется.

«Не судите строго, — призывал на пресс-конференции президент фестиваля Игорь Янковский, — какая реклама — такой фестиваль!». Это был пример той самой шутки, которая больше смахивает на правду.

Самой яркой рекламной кампанией и коммуникационным проектом стал «Дневной дозор». По результатам зрительского голосования рекламными образами года были названы Ивар Калныньш и Ольга Шелест за ролики рекламы кофе. «Пригласи Ивара на кофеек, ты свой будешь пить, он — свой» — шутил ведущий Комолов. (Калныньш рекламировал кофе «Гранд», Шелест — «Нескафе».)

А лучшим телевизионным роликом зрители выбрали «Гаишника», рекламирующего «Московский картофель»: гаишник останавливает машину, задает разные вопросы, но в ответ ему слышится только нарастающий хруст — и слоган: «Включи похрустиста». Без комментариев.

Призы победителям в главной номинации теле- и кинорекламы начали раздавать с тех, кто занял вторые и третьи места. После двух десятков номинаций (реклама пищевых продуктов, напитков, бытовой техники, услуг, СМИ, корпоративной рекламы и т.д.) стало казаться, что решили отметить всех участников конкурса — чтобы никого не обидеть.

Когда дошли по первых мест, выяснилось, что в половине номинаций они не определены — видимо, в отсутствие претендентов. Остальные разделились по странам. Всего два приза достались соотечественникам — за ролик «Книга перемен» компании IKEA московского агентства Instinct и за рекламные ролики сериала «Остаться в живых» на Первом канале. Четыре приза достались представителям Чехии, еще четыре — финнам. И Гран-при также достался финнам из агентства Bob Helsinki за ролик Headplayer — человек, играющий на собственной голове. (Он с детства играл на голове как на барабане). Но потом у него начала эта голова болеть, и карьера покатилась вниз. Но затем он нашел средство от головной боли. Слоган: «Лекарство для профессионалов».

— Это ничего, — зачем-то сказала ведущая Ольга Шелест финнам, — зато мы в хоккей лучше играем.

В момент вручения Гран-при половина и без того неполного зала направилась к выходу — в фойе уже вовсю фуршетило.

P.S. В номинации «Оформление фасадов, вывески, крышные установки» победили плакаты для компании «Фостерс», которые были развешаны в туалетах Питера и Москвы: «У всех свои недостатки. Держись за свое достоинство». Опять-таки — без комментариев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow