СюжетыПолитика

ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ НА «ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ВЫБОРАХ» ПРЕЗИДЕНТ АМЕРИКИ ИСПОВЕДОВАЛСЯ ПАПЕ

Политические игры / ИНОСТРАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
На минувшей неделе Америка пережила то, что здесь называют aftershock. В дословном переводе это — «толчок после основного землетрясения». Землетрясением стали промежуточные выборы в конгресс, которые в США проходят как раз посредине между...

На минувшей неделе Америка пережила то, что здесь называют aftershock. В дословном переводе это — «толчок после основного землетрясения».

Землетрясением стали промежуточные выборы в конгресс, которые в США проходят как раз посредине между выборами президентскими. «Взятие» демократами палаты представителей конгресса на волне отторжения американцами войны в Ираке было предсказано всеми со стопроцентной гарантией. Сенат абсолютное большинство экспертов оставлял за республиканцами. В ночь выборов телеведущий CNN Вольф Блитц водил указкой по четырем оставшимся штатам, в которых решалась судьба сената, всем своим видом и логическими умозаключениями доказывая: у демократов нет сил, чтобы завоевать три штата из четырех, чуда не произойдет.

Но оно произошло. Даже в такой вотчине консерваторов, как штат Вирджиния, где, собственно, я и проживаю. Еще два года назад бамперы машин моих соседей украшали предвыборные наклейки «Буш — Чейни». Сейчас их почти не увидишь. Зато некоторые граждане украсили свои автомобили ехидными Bush it (это от известного bullshit — «ерунда», «абсурд», «дерьмо»).

Отец за сына

Буш чудом выиграл выборы 2000 года — его, как известно, спасла архаичная избирательная система Америки. Буш, развязавший войну в Ираке, чудом добился переизбрания в 2004 году. Социологи объясняют это тем, что Америка была ослеплена и обожжена 11 сентября 2001 года. Она не хотела видеть очевидной идеологической зашоренности нынешней администрации. Один из заместителей госсекретаря, говоря о политике США в Ираке, назвал ее «тупой и самонадеянной». Это же понятие можно распространить и на способ администрации вести многие домашние дела.

Пять лет спустя после 9/11 Америка начала приходить в себя. Ее перестали убеждать бесконечные повторы одних и тех же заклинаний на тему об «угрозе международного терроризма», от которого нацию «могут защитить только республиканцы». Одни и те же жесты президента. Одни и те же слова, за которыми не видно реальной жизни. И господствующий над всем Ирак, в котором только за минувшую выборную неделю погибло шестнадцать американских солдат.

От партии Буша во всеамериканском масштабе — от Атлантики до Тихого океана — отвернулись независимые избиратели и добрая часть симпатизирующих республиканцев. Нация как-то разом забыла о «моральных ценностях», когда-то вознесших до небес нынешнего президента. Нация увидела в своем президенте не «своего парня», верующего, порядочного человека, а неудачника, который сам не знает, что творит и не очень-то отвечает за свои слова.

Означает ли, что Америка резко качнулась влево и бросилась в объятия демократов? Вряд ли. Как пишет журнал «Ньюсуик», американцы повернулись от «упертого неоконсерватизма» к сдержанности и умеренности. Той самой, которую олицетворял когда-то Джордж Буш-старший.

Я помню торжествующее лицо бывшего президента США, когда он объявлял о том, что воинство Саддама Хусейна выбито из Кувейта и бежит по направлению к Багдаду. Но Буш-старший вовремя остановился, хотя мог бы добить поверженного и слабого противника. Он понял, чем это чревато.

Сейчас отец спешит спасти сына. По совету Буша-старшего бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер готовит альтернативную политику для Ирака. И можно не сомневаться, что рецепт будет основываться на признании очевидного факта: США должны начать вывод своих войск из этой страны.

Если бы не возраст, Бейкер уже сейчас сменил бы на своем посту вице-президента Дика Чейни.

В случае отставки Чейни Америка избавилась бы от немалой доли самонадеянности и вернулась бы в русло реализма. Первый шаг на этом пути уже сделан: на следующий день после оглушительного поражения республиканцев Буш объявил о смещении одного из своих главных ястребов — министра обороны Дональда Рамсфелда — и поставил на его место умеренного Роберта Гейтса. Того, кто при Буше-старшем возглавлял ЦРУ.

Вот это и был очень хорошо ощутимый в Вашингтоне aftershock, который, очевидно, не ограничится одним лишь толчком. Череда политических колебаний закончится лишь тогда, когда Америка найдет мудрого лидера. Пока ни в одной из двух конкурирующих партий такая персона не просматривается.

Итоги промежуточных выборов

В палате представителей демократы получили 229 голосов, республиканцы –196 (десять мест еще не определены). Таким образом, республиканцы пока потеряли в нынешней кампании 34 места, демократы приобрели 28. Столь масштабная победа означает, что в руках демократов окажутся все ключевые комитеты нижней палаты. Среди них — Юридический комитет, который определяет процедуру.

Это то, что больше всего страшит Белый дом: право демократического большинства в палате начать разбирательство того, как готовилась война в Ираке и до какой степени президент и его команда обманывали конгресс, утверждая, что у Саддама есть оружие массового поражения.

Одним из наиболее громких итогов промежуточных выборов стало то, что демократическое большинство в палате возглавит Нэнси Пелоси, которая становится первой в истории Америки женщиной-спикером и третьим в «табели о рангах» лицом в государстве. Пелоси, утверждают знатоки, не склонна к экстремизму и вряд ли будет добиваться насильственной отставки Буша.

В сенате демократы и республиканцы получили одинаковое число мест — 49, но перевес демократам дают голоса двух независимых сенаторов. Демократы, таким образом, приобрели пять новых мест, республиканцы потеряли шесть, независимые получили три места.

Происшедшие перестановки означают, что и в сенате все ключевые комитеты будут принадлежать демократам. Среди них — комитет по вооруженным силам, который, вероятно, возглавит сенатор Карл Левин, и комитет по международным делам, во главе которого, скорее всего, встанет сенатор Джо Байден. Без санкций этих комитетов Белому дому будет практически невозможно продолжать боевые действия в Ираке.

В выборах губернаторов демократы приобрели шесть мест, республиканцы такое же число потеряли. Впервые за последние двенадцать лет у демократов большинство представителей на региональном уровне — 28 против 22 у республиканцев.

Кто на новенького?

Ведущий претендент на Белый дом от республиканцев — сенатор от Аризоны Джон Маккейн. В его активе героическое прошлое боевого пилота во Вьетнаме. Там он был сбит и пять с половиной лет просидел во вьетконговской тюрьме в джунглях.

Маккейн был одним из авторов резолюции, призывавшей исключить Россию из «Большой восьмерки». Накануне промежуточных выборов в конгресс сенатор сказал, что покончит с собой, если демократы получат большинство.

На втором месте по популярности у республиканцев бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Он, как и Маккейн, заявил о создании «Оценочного комитета», который определит его шансы на успех у республиканцев. Во время террористической атаки на Америку 11 сентября 2001 года Джулиани проявил себя героем. Американцы помнят его фотографию — он руководил спасательными работами в самый жуткий для нью-йоркцев час. Против него играет то, что он выступает за гражданские союзы геев и лесбиянок, за проведение исследований в области стволовых клеток эмбрионов и за разрешение абортов, что может вызвать возражения большого количества консервативных республиканцев.

У демократов главный кандидат в президенты — сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон. До сего времени она предпочитала не раскрывать своих планов на будущее, говоря о том, что ей нужно было сосредоточиться на переизбрании в сенат. Ее победа оказалась настолько убедительной (она обогнала своего соперника-республиканца на 30 процентов), что теперь ей, возможно, не даст остановиться сила инерции.

Республиканцы говорят, что ее выдвижение станет для них подарком. Считается, что Америка еще не дозрела до того, чтобы воспринять женщину на посту Верховного главнокомандующего. К тому же Хиллари, как здесь говорят, «поляризующая фигура» — число тех, кто ее боготворит и ненавидит, приблизительно равно. Большую финансовую помощь Хиллари Клинтон оказывают влиятельные еврейские организации Нью-Йорка. А вот русскоязычные жители Брайтон-бич ее не любят, припоминая сенаторше, как она целовалась с Арафатом.

Весьма перспективный претендент от демократов — молодой сенатор от штата Иллинойс Барак Обама. Он — пятый темнокожий сенатор в истории Америки. О своих родителях Обама говорит, что его отец, выходец из Кении, «был черным как сапог», а мать-американка — «белой как молоко», но это обстоятельство не вызывало в нем «душевного дискомфорта». У Обамы три университетских образования (один из вузов, которые он окончил, — престижный Гарвард). О нем говорят как о «восходящей звезде» демократов. Но его шансы на избрание президентом тоже невелики — Америка пока не может позволить себе темнокожего лидера.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow