РасследованияПолитика

7 ТЫСЯЧ ФУНТОВ ЛИХА

РАССЛЕДОВАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 84 от 06 Ноября 2006 г.
Читать
В последнее время сотрудники разведки и служб безопасности все чаще становятся героями наших телевизионных новостей. Показательный суд над двумя рассекреченными агентами, ликвидировавшими Яндарбиева в Катаре, шпионский скандал с...

В последнее время сотрудники разведки и служб безопасности все чаще становятся героями наших телевизионных новостей. Показательный суд над двумя рассекреченными агентами, ликвидировавшими Яндарбиева в Катаре, шпионский скандал с камнем-передатчиком британской разведки, выдворение проколовшихся разведчиков из Грузии… Эксперты, в том числе из бывших, уверяют: подобное происходит в те моменты, когда дипломатические отношения стран себя исчерпали и политика перестала быть вежливой.

Но в странах Европы существуют и такие механизмы, которые могут заставить политиков снова стать вежливыми и цивилизованными. Например, Страсбургский суд.

Страсбургский суд недавно вынес решение в пользу легендарного советского разведчика Джорджа БЛЕЙКА и обязал правительство Великобритании (где Блейк объявлен предателем и был приговорен к 42 годам тюрьмы) выплатить ему семь тысяч фунтов за затягивание разбирательства об авторском гонораре за выпущенные в Англии мемуары «Нет иного пути».

С этим известием «Новая» обратилась за комментарием к самому публичному из наших разведчиков — Юрию КОБАЛАДЗЕ, некогда руководителю пресс-бюро Службы внешней разведки и другу Блейка.

— Эту книгу я читал, прекрасная книга о внутренних переживаниях, жизни и философии умного человека. Она стоит сейчас у меня на полке с дарственной надписью автора. С Джорджем Блейком я познакомился, когда работал в разведке. Я любил с ним общаться, потому что он человек широких, нестандартных взглядов. По убеждениям всегда был коммунистом, сумел остаться им до сих пор. Конечно, не в том «партийном» понимании, которое сейчас подразумевается под этим словом.

— Власти Великобритании имеют на Блейка зуб по понятной причине: тот передал СССР множество военных секретов. Но на суде адвокаты правительства аргументировали запрет на выплату авторских гонораров за мемуары Блейка в том смысле, что разведчик-бессребреник, работавший на Советы из одной только веры в коммунизм, не должен пользоваться капиталистическими благами — то есть деньгами. Агенты должны быть готовы к такой злопамятности?

— Судьба Блейка уникальна, для Англии он всегда будет исключением в общем правиле. Блейк, как он сам мне рассказывал, пришел работать в английскую разведку во время Второй мировой войны. А когда началась корейская война, он был уже дипломатом в тамошнем английском посольстве. Самого посла и Блейка держали под домашним арестом как представителей враждебной стороны. Судьба его во многом зависела от советской военной администрации, и Блейк написал в советское посольство письмо. «Я такой-то. Умираю со скуки. Хоть книг пришлите почитать». И какой-то чудак в посольстве присылает ему несколько книг: по-моему, «Лунный камень» или «Женщина в белом» на русском, еще какие-то книги на русском и «Капитал» Маркса на английском. Каждый день Блейк читал главу из «Капитала» Маркса и обсуждал ее с послом. Посол, английский аристократ, интересовался в таком роде:

— Ну и что пишет старина Маркс? Да? Ну тут старина Маркс абсолютно прав!

Гениальный Маркс и его дотошный разбор капиталистической системы произвели на Блейка впечатление, а посол подтвердил его правоту (хотя сам являлся врагом коммунистов). И так Джордж Блейк приходит к мысли, что Советский Союз, коммунизм, его перспективы — это то, на что надо работать, что надо этому движению помогать. Буквально благодаря «Капиталу» Маркса советская разведка получила в свое распоряжение агента Блейка. Это версия, которую любит сам Блейк, но на самом деле, конечно, все глубже.

— По некоторым данным, его дядя, живший в Египте, был основателем коммунистической партии и агентом КГБ… Но все же считается нормальным, что отношение к Блейку как к шпиону в Великобритании распространяется и на такие частные коммерческие сферы, как, например, издательство книги?

— Эта книжная история лишний раз доказывает, что запрещать книги — пустое дело. В той же Англии много раз накалывались: запретят какую-то книгу, а она все равно будет напечатана где-нибудь в Австралии, например. Это бизнес, а не какая-то моральная сторона отношений между страной, которая воевала с советской идеологией, и адептом коммунизма. Блейк сделал слишком много для СССР, чтобы его так легко простили в Англии.

— Но уже Советского Союза нет.

— Да. И кстати, когда рухнул Советский Союз, распались военные блоки и противостоять было некому, была идея помиловать всех старых шпионов. Эти люди ведь не столько сражались против страны, сколько за систему или против системы. И некоторые считали, что преследовать их теперь не за что.

— Но это было мнение меньшинства?

— Как видите. Оно оказалось непопулярно. Блейк совершил сенсационный побег из тюрьмы, отсидев в заключении пять лет из назначенных ему 42. Это был рекордный срок для разоблаченного разведчика.

— Известно, что Блейк, будучи уже в Москве, через газету принес извинения Великобритании за тех агентов, имена которых он раскрыл и которые поплатились жизнью за свои убеждения.

— Ну а это я бы назвал name of the game. Куда тут деваться? Было противостояние, и в этом смысле он, конечно, нанес ущерб конкретным людям. Я не знал, что он извинился, но раз так — достойно себя повел. По правде говоря, Джордж Блейк да и другие агенты представить себе не могли, что людей, сведения о которых они передавали советской разведке, будут расстреливать. Тем не менее происходило все именно так. Это был один из серьезных «перегибов» того времени. Узнав, что многие агенты были ликвидированы, Блейк испытал потрясение, ощутил с ними некую моральную связь. Он тяжело переживал это.

— В предисловии ко второй книге Джорджа Блейка бывший директор Службы внешней разведки СССР Лебедев говорил о том, что ее автор до сих пор привлекается к работе как профессионал высшего класса. Что он имел в виду?

— Когда я работал в английском отделе, Блейк помогал нам проводить семинары для молодых сотрудников, рассказывал о Западе вообще, конкретно об Англии, о работе. Таких профессионалов привлекали как носителей языка, знающих реалии изучаемой страны. К тому же это ведь не просто иностранцы — это асы разведки, работавшие на разведывательные органы всю жизнь.

— Расскажите, что он за человек? Из открытых данных известно лишь то, что Джорджу Блейку сейчас 83 года и что живет он в где-то в центре Москвы.

— Он космополит, знает многие языки, прекрасно говорит по-русски. И в отличие от многих, как вы говорите, двойных агентов или людей, которые помогали советской разведке, он лучше всех приспособился к Советскому Союзу. Он счастливо женат, у него сын, уже внуки. Я его спрашивал о привязанностях, и он мне говорил, что наиболее близка ему по духу Голландия. Но, к сожалению, въезд и в Англию, и в Голландию ему закрыт.

Последний раз я видел его на похоронах легендарного сотрудника разведки Вадима Кирпиченко. Совершенно очевидно, что в свои годы Блейк в потрясающей форме. Не знаю, как сейчас, но пять лет назад он каждый день принимал холодный душ, зимой — снежные ванны. И вел аскетический образ жизни.

С ним очень приятно было беседовать на политические темы. Его основная посылка: «Да, я участвовал в эксперименте, который оказался несостоятельным. Но я ни о чем не жалею, поскольку это был благородный эксперимент. Я ничем не запятнал свою честь. Потому что несовершенно человечество. Коммунизм нельзя построить с тем человеческим материалом, который был у нас. Но к идее коммунизма рано или поздно человечество придет. Потому что идеи равенства, братства, солнечного города — это вечные идеи, их не Маркс придумал».

— Поговорим о социальной защищенности рассекреченных агентов. Она была?

— Она есть. Люди такого уровня социально защищены и имеют условия жизни, гораздо лучшие, чем обычные граждане. А как вы хотели? Они получали квартиры, пенсии. Другое дело, что идейно преданные люди — а именно таким был Блейк — неприхотливы. Они не претендовали на роскошь. Да, если бы Блейк пришел и сказал: «Я хочу дворец под Москвой», он бы этот дворец получил — я убежден. Но это были скромные люди. Жили, конечно, не в хрущевках, как большинство советских людей, а в добротных квартирах, на дачах. Никаких миллионов они тоже не получали, а жили на пенсию специального сотрудника советской разведки. Плюс сертификаты в валютный магазин «Березка». Почет, уважение, государственные награды — все это тоже было. Блейку, например, присвоили звание полковника внешней разведки, вручили орден Ленина и орден Красного Знамени.

— Юрий Георгиевич, после таких исторических примеров хочется узнать мнение эксперта по Англии к недавнему «мамонтовскому скандалу» с камнем и дипломатами. Почему мы ничего не знаем о том, чем закончилась громкая шпионская эпопея?

— Закончилась она заявлением Путина, который, выступая на пресс-конференции, пообещал, что не будет высылать английских дипломатов. Он сказал тогда: «Ну вышлем мы этих разведчиков, приедут другие. Может быть, умных пришлют. Намучаемся потом искать их». Это был верх сарказма. Видно, даже президентский статус Путина не удержал его от такого недипломатического шага. Но для меня как для профессионала совершенно очевиден в этом случае блистательный успех российской контрразведки. Им не только удалось раскрыть технически совершенный канал для передачи информации, но и выявить «беспечных» английских разведчиков, «навещающих» пункт передачи. Непонятно другое: зачем нужно было камень привязывать к НПО? (Неправительственные организации. — К.П.) В задачи руководителя некоммерческой организации не входит выявление английских шпионов. Такая искусственная логика о связи с НПО всех запутала. В общем-то, не нанесла никакого существенного вреда руководителям НПО, но зато обесценила успех контрразведывательной операции.

Справка «Новой»

Книга воспоминаний Блейка «Нет иного пути» (No other way) опубликована в 1991 году издателем Джонатаном Кейпом. Тираж в 19 тысяч экземпляров был раскуплен полностью. Подразумевался авторский гонорар — 90 тысяч фунтов стерлингов.

Однако действие авторских прав на территории Великобритании было приостановлено властями из-за аморального, по мнению госорганов, поведения Блейка, «пытавшегося заработать на измене родине».

Дело дошло до суда, разбирательство тянулось несколько лет. В 2000 году Палата лордов подтвердила правомерность решения о наложении ареста на гонорар. Оставшиеся деньги (около 30 тысяч фунтов стерлингов) были переданы благотворительному фонду.

А Блейк передал заявление в Страсбургский суд, утверждая, что британские власти нарушили его права, намеренно затянув разбирательство. И недавно выиграл его, получив 7 тысяч фунтов стерлингов.

P.S. В ближайших номерах — еще один книжно-шпионский английский скандал, связанный с новым романом бывшего сотрудника MI 6 Рихарда Томлинсона

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow