СюжетыКультура

ЕСТЬ ТОЛЬКО МАГ…

О ДЕТЯХ — СЕРЬЕЗНО

Этот материал вышел в номере № 79 от 16 Октября 2006 г.
Читать
Крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Винникотт называл игру главной работой ребенка. Он утверждал: все, что отнимает время от игры, мешает развитию. Но последнее время создается впечатление, что играм предаются не...

Крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Винникотт называл игру главной работой ребенка. Он утверждал: все, что отнимает время от игры, мешает развитию.

Но последнее время создается впечатление, что играм предаются не только дети, но и вполне взрослые и респектабельные люди. Еще в середине прошлого века это заметил голландский ученый, всемирно известный историк и культуролог Йохан Хейзинга. В своей книге Homo Ludens («Человек играющий») он назвал это явление пуерелизмом. Дух мальчишества расцветает в мире, утверждал Хейзинга.

Что же такое игра? Это деятельность, которая не имеет цели помимо себя самой. Но интернациональный бестселлер Эрика Берна, американского психотерапевта и психолога, создателя транзактного анализа, «Игры, в которые играют люди» раскрыл всему человечеству, что мы играем не только тогда, когда возим по полу пластмассовую машинку или сидим за карточным столом, но и непрерывно, в любом общении, принимая на себя роли ребенка, взрослого или родителя.

Средиземье и Нарния, тридесятое царство, тридевятое государство — сказочные и фантастические миры, которые увлекают сегодня подростков, не отпускают юношей и даже взрослых. Про них читают, снимают и смотрят кино. Режиссер Питер Джексон 10 месяцев строил декорации для своего фильма «Властелин колец» в пейзажах Новой Зеландии. А можно посмотреть жизнь, быт, костюмы и оружие эльфов, хоббитов, гномов в Москве, в Нескучном саду. Здесь играют в ролевые игры люди всех возрастов. А еще есть интеллектуальные настольные игры с миниатюрами и карточные коллекционные игры в жанре фэнтези.

Появились они не так давно — 13 лет назад, когда молодой американский математик Ричард Гарфилд придумал игру Magic the Gathering. Первые выпуски разошлись мгновенно, производство не справлялось с печатью дополнительных тиражей этих карточек с изображениями мифических персонажей. Успех Magic the Gathering породил целую культуру подобных игр во всем мире. Стали возникать клубы, местные и международные турниры выявляют рейтинги игроков и звезд мирового масштаба. В России родилась своя интеллектуальная настольная игра в жанре фэнтези — «Берсерк», созданная Максимом Истоминым и Иваном Поповым. О ней мы беседуем с одним из авторов.

— Максим, как родилась игра?

— Мы с Иваном — друзья со школы. Оба любим фэнтези, много читали, а еще любили и любим рисовать. Потом я поступил в юридический институт, а Иван — в медицинский. Мы видели «Мэджик» и рисовали свои собственные карты — мифических героев, монстров, чудовищ, постепенно рождалась и своя игра. Основная ее механика сложилась к 1996 году, потом оттачивалась и совершенствовалась еще несколько лет. Когда все наработки превратились в самостоятельный продукт, решили коммерчески реализовать идею. Благодаря компании «Мир фэнтези» на отечественном рынке появился «Берсерк».

— Получилось, что ваше хобби стало вашей профессией?

— Нам хотелось выдать не только продукт, который при соответствующей рекламе приносил бы прибыль, но что-то большее, modus operandi, что-ли, — если не помогающий подростку жить, то хотя бы помогающий ему проводить свободное время.

Те, кто покупает наборы коллекционных карт «Берсерк» и начинает играть, получают не только интеллектуальное развлечение, не только возможность проводить досуг вместе с друзьями в живом общении, но и постоянную поддержку от клуба. По игре «Берсерк» проводятся турниры по всей России. С выходом каждого нового выпуска организуется большой турнир в Москве. Это бывает 2—3 раза в год. Здесь собираются игроки и со всей России, и из Белоруссии, Украины. Победители получают призы, лучшие игроки за счет клуба ездят на соревнования.

В Москве и по стране появились клубы. Некоторые дома творчества, бывшие дворцы пионеров предоставили свои помещения игрокам в «Берсерк», понимая, что это способ сделать досуг подростков осмысленным. Не так много молодых людей может занять музыкальная студия, не для них кружки макраме или мягкой игрушки. А мир фэнтези увлекает подростков. Многие из них устали от одинокого сидения за компьютером, подростковый возраст — возраст общения. А играть в «Берсерк» нужно в компании, обсуждая ход игры, уточняя и дорабатывая правила, оттачивая стратегии.

— Для того чтобы играть, нужна колода коллекционных карт, а значит, нужны деньги. Не пугает ли это родителей?

— Для многих эта игра стала семейным увлечением. Есть папы, которые играют с детьми и участвуют с ними в турнирах. Следят за новыми выпусками, все их покупают. А деньги, конечно, нужны, но не такие большие, чтобы они пугали. Что бы ребенок ни коллекционировал, какие-то деньги на это нужны — будь то марки, значки или открытки. А наши карты — не просто коллекционирование, а игра, активный досуг.

Есть специальные наборы для новичков: учебный, стартовый. Потом игрок докупает постепенно бустеры — наборы по семь карт, с помощью которых создает свою игровую колоду. Лишние — обменивают.

— Есть и очень дорогие карты. Как не попасться новичку?

— У нас хороший сайт. Цену той или иной карты можно спросить на форуме. А потом нового игрока, как правило, приводит более опытный друг. Он всегда подстрахует от невыгодного обмена.

Только что вышло четвертое издание из 200 новых карт. Идут пробные турниры. Победители получат квалификацию на Гран-при с оплатой проезда.

— На каких книгах основывается ваша игра?

— Это самые разные книги — не только Толкиен. Тут и мифология, и Сергей Лукьяненко, есть персонажи даже из африканской культуры, кого-то мы почерпнули из «Саги о копье» Маргарет Уейс и Трейси Хикмэн. Всего их у нас более 700.

Отредактировать нашу базовую легенду помог Ник Перумов. Она короткая. А дальше — творчество игроков. Творчество прямо в ходе игры, с одной стороны, и их литературное творчество — с другой: мы все время выставляем на сайте новые и новые легенды, созданные игроками. Постоянно идет и конкурс на рисунок новой карты. Она вывешивается, и идет обсуждение. Те карты, которые одобрены большим числом голосов, выходят в следующих выпусках. Этой осенью появился новый набор — «Легенды Руси».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Насколько известна игра? Как вы планируете ее развивать?

— Надо сказать, что компания «Мир фэнтези» проводит регулярные турниры не только по нашему «Берсерку», но и по первой коллекционной карточной игре Magiс the Gathering. В них принимают участие более 300 тысяч российских игроков. По итогам турниров наши ребята отправляются на чемпионаты мира с призами в десятки тысяч долларов.

Magiс the Gathering переведена сейчас на девять языков. И наша игра в начале 2007 года будет переведена на английский. А в феврале мы покажем «Берсерк» на международной выставке игрушек в Нюрнберге.

Всю осень в школах Москвы и Подмосковья мы проводим акции по обучению старшеклассников интеллектуальным настольным играм, мини-турниры с призами и подарками.

Директора школ идут навстречу и даже сами присутствуют на акции. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы число игроков росло.

Под текст

— В чем же там, собственно, дело? Дети сели, разложили карточки, бросают кубик, а кто там и с кем сражается — не поймешь, — спрашивают часто родители.

— Я оставил руку, а ты?

— Я тоже.

— Остров, ходи.

— Священная кузня, поболел на два, собачка, ходи.

— Гора, ходи.

— Атака собачкой, у тебя тоже 18. Лес, волк.

— Нет, волка нельзя, доплати три за утечку маны.

— Тогда ходи.

О чем это?

Услышав что-то подобное в первый раз да еще увидев разложенные на столе карты с изображением монстров и чудищ, старшие, бывает, пугаются, хоть и отменен действовавший в советские времена запрет на карточные игры.

Не волнуйтесь, мамы и папы, это происходит дуэль двух могущественных игроков — магов, которым подвластны полчища мифических существ, героические армии, волшебники, которые могут плести интриги или сражаться быстрыми разрушительными заклинаниями.

Настольные игры «Magiс» и «Берсерк» в жанре фэнтези — интеллектуальное развлечение для умненьких мальчиков: чтобы разобраться в правилах, от родителей требуются немалые усилия.

Правила созданы таким образом, что победа в сражении зависит от умелого подбора армии, стратегии и тактического мышления при ведении боя.

Эта игра — и захватывающая стратегия, и увлекательные истории о мирах фэнтези, населенных таинственными магическими существами; и коллекционирование уникальных рисунков — на каждой карте воспроизведена работа художника-фантаста. Около шести миллионов людей во всем мире играют в коллекционные карточные игры.

Лина ТКАЧЕВА

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow