СюжетыОбщество

ЧТО ПОКАЗАЛО ТВ

Отдельный разговор

Этот материал вышел в номере № 78 от 12 Октября 2006 г.
Читать
Итоговая программа государственного телевидения «Вести недели» с Сергеем Брилевым выделила 2 минуты эфирного времени, чтобы во второй части, после рекламного блока, на 44-й минуте сообщить об убийстве Анны Политковской. Другие каналы...

Итоговая программа государственного телевидения «Вести недели» с Сергеем Брилевым выделила 2 минуты эфирного времени, чтобы во второй части, после рекламного блока, на 44-й минуте сообщить об убийстве Анны Политковской. Другие каналы совершенно неожиданно преступление поставили первой новостью — наряду с западными СМИ.

Для того чтобы имя Анны появилось в федеральном эфире, ей понадобилось быть убитой. Наверное, в последний раз она упоминалась на госканалах во время теракта в «Норд-Осте», куда вместе с нашим же сотрудником Романом Шлейновым носила воду заложникам.

Сейчас же Политковская получила посмертное признание телеколлег, большинство которых рассказало об Анне с большим чувством сострадания, скорби и уважения. Каналы, в большинстве своем открывавшие еженедельные выпуски страшной новостью, были единодушны — последовательный критик высшего руководства России, независимый журналист и очень острый публицист, а также отчаянный правозащитник убита в связи с профессиональной деятельностью.

Вышедшая в эфир в субботу, через два часа после убийства, Марианна Максимовская в своей программе на Рен ТВ отметила: «Бескомпромиссный характер сотрудницы «Новой газеты» был хорошо известен. Она писала разоблачительные статьи о коррупции в армии, о преступлениях в Чечне, она занималась проблемами беженцев. Кроме того, Анна Политковская активно занималась правозащитной деятельностью. За серию репортажей из Чечни Анна получила премию «Золотое перо России». С места преступления в эфир дважды выходил прямой репортаж Леонида Канфера. Он соглашался с ведущей: «Даже тогда, когда она получала премию «Золотое перо России», очень многие колко шутили, что, наверное, эту премию специально для Политковской надо было бы переименовать «Самое острое перо России». Максимовская отмечала: «И вы, и я встречалась с Анной в командировках на Кавказе, я видела, как от нее один раз буквально убегал высокопоставленный российский военный. Ее острого пера очень боялись».

Итоговая программа «Сегодня» на НТВ открывалась монологом ведущего Кирилла Позднякова. «Российской власти, всему обществу брошен наглый вызов, — жестко говорил он об убийстве Политковской. — Очередной. Еще и месяца не прошло после расстрела первого зама главы Центробанка Андрея Козлова. В данном же случае речь идет об убийстве беззащитной женщины, бескомпромиссного журналиста, общественного деятеля, известного своими оппозиционными взглядами, и это вдвойне обязывает власть найти и наказать не только исполнителей, но и заказчиков. Иначе о какой безопасности общественной деятельности можно говорить?»

Воскресным вечером на НТВ об убийстве дискутировал и Владимир Соловьев со Светланой Ганнушкиной, Александром Хинштейном и Генрихом Боровиком. Для того чтобы рассказать об этом, он переверстал программу, которая обычно записывается заранее. Ведущий так оценивал произошедшее: «<…> Конечно, это убийство связано с профессиональной деятельностью, и это, к сожалению, не первая и, боюсь, не последняя гибель журналиста <…>». Он подробно перечислил все заслуги, за которые Анну «обожали одни и ненавидели другие», — статьи о болезненных для власти проблемах (война в Чечне, бедствия мирного населения, лагеря беженцев, коррупция в армии), вывоз из-под бомбежек забытых всеми русских стариков из грозненского дома престарелых, помощь матерям погибших солдат, заход в Театральный центр на Дубровке.

«Она была бесстрашным человеком и талантливым журналистом», — сказал Соловьев, а во время дискуссии также отметил, что к материалам Политковской можно было относиться по-разному, но «ни у кого никогда не возникало сомнений в ее абсолютной порядочности и честности».

Во время дискуссии прозвучала резкая оценка Светланы Ганнушкиной: «Она боролась с системой, и она стала ее жертвой, кто бы конкретно ни поднял руку». Впрочем, депутат А. Хинштейн не согласился: «Не уверен, что Политковская стала жертвой именно системы. И я не верю в то, что за этим отвратительным преступлением стоит государство или представители государства». А под конец высказался еще раз: «Прошу прощения за отступление, какой смысл (простите меня опять же вот за циничный такой анализ) власти — Кремлю ли, Лубянке, я не знаю, кого еще вы, правозащитники, не любите, уничтожать и убивать Политковскую? Гораздо проще не реагировать на то, что она пишет. Гораздо проще замалчивать то, о чем она говорит, гораздо проще делать вид, что этого не существует».

Однако в свою очередь не согласился и Генрих Боровик: «Прежде всего, это вина власти, которая думает, что журналисты — это враги власти. Это чушь. Журналисты — наблюдатели, журналисты — это, как американцы говорят, «watch dog», то есть сторожевая собака, которая следит за действиями власти».

Главный конкурент Брилева — Петр Толстой (Первый канал) был «вынужден начать программу с трагического события». «Своими публикациями о Чечне Анна Политковская нажила себе немало врагов, — говорил ведущий. — Ее гибель — огромная потеря для многих людей и вызов для всего журналистского сообщества в России».

Для Владимира Познера смерть Политковской стала поводом обобщить тему убийств журналистов: он ссылался на данные Международного комитета защиты журналистов, где Россия «занимает почетное третье место по убийству журналистов». «Впереди всех Ирак, война, Алжир, а потом уже Россия, а позади нас — Колумбия, Филиппины, Индия, Босния, Турция, Руанда, Сьерра-Леоне и Таджикистан, — перечислял он. — Ну, компания достойная. Не знаю, на каком месте Россия по расследованию и раскрытию убийств журналистов, полагаю, не на одном из первых. Будет ли раскрыто убийство Политковской? Если судить по судьбе Листьева и Холодова, то вряд ли. Станут ли в России наконец понимать все, что журналист (если только человек соответствует этому званию, этой профессии) служит обществу, нравится вам, что он пишет и говорит или не нравится. Не знаю, когда это произойдет. Знаю только то, что журналист Анна Политковская убита, и нельзя сказать, чтобы это всколыхнуло наше общество. Вот такие времена».

Особое не только для телеколлег, но и для всего журналистского сообщества мнение агентству РИА «Новости» в эти дни высказал главный редактор газеты «Известия» Владимир Мамонтов. Он считает, что убийство не имеет отношения к профессиональной деятельности Анны. «Мне очень нравилось все, что она писала, но это не имеет ни малейшего отношения к тому, что с ней произошло», — сказал он. При этом он не стал делать предположений о том, с чем могло быть связано произошедшее.

P.S. При подготовке материала использовались фонды интернет-библиотеки СМИ Public.Ru

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow