СюжетыОбщество

КАК ЗАВЕРНУТЬ МУСОР В ТРУБКУ

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Этот материал вышел в номере № 75 от 02 Октября 2006 г.
Читать
Сейчас уже сложно сказать, с чего начался телефонный спам. Скорее всего, он перешел по наследству от старых добрых пейджеров. В то время, когда мобильных телефонов в стране насчитывалось всего десятка два, именно пейджер был основным...

Сейчас уже сложно сказать, с чего начался телефонный спам. Скорее всего, он перешел по наследству от старых добрых пейджеров. В то время, когда мобильных телефонов в стране насчитывалось всего десятка два, именно пейджер был основным носителем информации и связью с миром. И уже тогда обладателям вибрирующих шайтан-коробок, помимо сообщений, адресованных непосредственно им, приходило множество различной и не всегда нужной информации: от погоды и курса валют до расписания выставок, анекдотов и откровенной рекламы.

С поголовной мобилизацией всей страны и освоением ею функции смс на новый вид связи перешли и рекламные рассылки. Главное отличие массовой рассылки от спама — абоненты сами желают ее получать. Будь то сообщения о распродажах, новости компаний или поздравления с днем рождения. Как правило, «жертвы» сами на нее подписались — в магазине, на сайте или по ходу рекламной кампании.

Спамеры же действуют без согласия получателей короткого письма. А для того, чтобы информационно мусорить в промышленных масштабах, они организовывают целые компании, которые рассылают несколько миллионов сообщений в месяц.

Вадим Резвый, генеральный директор агентства партизанского маркетинга Guerilla.ru, рассказывает, что прибегает к несанкционированной рассылке. Недавно, к примеру, при помощи коротких сообщений продали землю на Рублевском шоссе. Выбрали из московской базы мобильных самые короткие и «красивые» номера. Текст рекламного сообщения имитировал дружескую эсэмэску, случайно отправленную не по адресу: «Лева, нашел участок на Рублевке по 17 тыс. за сотку. Позвони им сам. Яша». И телефон продавца. И таких сообщений было отправлено 10 тысяч.

— Мы вместе с клиентом затратили на рекламную рассылку около тысячи долларов, и в итоге было продано несколько участков по цене 17 тысяч долларов за сотку, — подводит Вадим результаты рекламной кампании.

Кроме того, утверждает Резвый, текст «случайного» сообщения не раздражает получателя. Даже если человек и понимает, что ему пришла реклама.

Стать смс-спамером намного дешевле, чем мусорить в интернете.

Можно, например, обратиться к сотовому оператору. В рекламной службе сообщат, что цена одного сообщения — 5 центов (как для обычного абонента). Это дорого. Но зато просто.

Или другой путь — купить оптовые партии смс у отечественных компаний или за рубежом. Например, на портале Clicatel.сom есть целый список сайтов, с которых можно произвести массовую рассылку. Надо лишь скачать программу, оплатить кредиткой необходимое количество сообщений и нажать кнопку «пуск». От ста тысяч сообщений — скидки.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Впрочем, настоящие спамеры экономят почти на всем. На отправке: используют сайты отечественных операторов (нелегально). Когда у нас только появилась сотовая связь, отправка через гейты (функцию отправления сообщений на сайте) операторов была бесплатной. Этим и пользовались недобросовестные рекламщики. Но сейчас мобильные компании, как могут, борются с массовыми рассылками за свой счет: ставят код защиты и ограничения отправки сообщений с одного компьютера.

Но все эти препоны можно преодолеть — при желании. Достаточно одного толкового программиста, чтобы распознавать коды и маскировать IP (условный номер сервера, с которого осуществляется рассылка). Цена вопроса в совокупности — около тысячи долларов. Правда, скорость получается невысокой: около полутора тысяч сообщений в час (для сравнения — официальные гейты позволяют рассылать от двенадцати до сорока тысяч), зато себестоимость получается фактически нулевой (если не считать трафика).

Экономят, как правило, и на содержании смс. В сообщение «премиум-класса» вставляют имя отправителя или телефон. Дешевый спам содержит лишь краткую информацию о ненужном продукте.

Самый щекотливый момент — телефонные номера потенциальных абонентов. Семен Корчагин, технический директор SEM-Promo (одно из направлений работы компании — организация смс-рассылок), говорит, что собственных баз для рассылки у него нет. Клиенты сами предоставляют списки телефонных номеров.

— К нам часто обращаются с просьбой сделать рассылку по нашим базам, — говорит он. — Но своих баз мы не собираем, а предоставлять чужие — это как минимум неэтично. Как максимум — незаконно. Легально собранная база — это, по сути, собственность владельца. Мы ею распоряжаться не можем. Сохранность клиентских баз — один из ключевых моментов в нашей работе.

Семен считает, что целевая рассылка (с согласия абонента) намного эффективнее, чем засорение «случайных» телефонов ненужной информацией. В отличие от емейл-спама, здесь массовость не работает.

Вадим Резвый из Guerilla.ru с ним согласен:

— Безусловно, массовая отправка смс неэффективна. Поэтому мы действуем точечно и избирательно, проводя скрупулезную выборку.

О происхождении телефонных баз он предпочитает не распространяться.

— Это личное дело нашего агентства, — говорит он. — Ну, и сотовых операторов.

Согласно поправкам, принятым к закону «О рекламе», спамом считается больше тысячи незапрошенных рекламных смс-сообщений. Иногда, впрочем, определить, что такое спам, бывает сложно. Например, вы подписываете контракт с вашим сотовым оператором. И вряд ли заметите пункт, посвященный массовым рассылкам (разумеется, он внесен в договор самым мелким шрифтом). На телефон начнут приходить по три-пять ненужных сообщений в час. В абонентской службе вам обещают немедленно отключить всю возможную рекламу, но поток непрошеных сообщений не утихает. Вроде бы вполне легальная рассылка. По закону. А по ощущениям — сплошной спам.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow