У каждой из российских спецслужб сложились свои отношения с Грузией. Военной разведке досталась наиболее щекотливая роль, и грузинская вендетта с ГРУ Генштаба МО РФ длится уже второе десятилетие.
Другим повезло больше. Служба внешней разведки не имеет права заниматься шпионажем на территории Грузии, так как подписала в 1992 году соглашение о взаимном неведении разведдеятельности стран СНГ. И сотрудников СВР, действительно, в Грузии ни разу не ловили.
ФСБ и вовсе неплохо сотрудничала с грузинскими коллегами. Именно ФСБ под контролем первого замдиректора Владимира Проничева ловила в Панкиси Адама Деккушева, организатора взрыва домов в Москве в 1999 году, в рамках совместной операции с МГБ Грузии. Кроме того, прежний министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания постоянно приезжал в Москву и даже добился обучения своих офицеров в Академии ФСБ, причем как на факультете следствия, так и контрразведки, что выглядит совсем уж парадоксально на фоне нынешнего скандала.
У ГРУ в Грузии, напротив, имидж сложился демонический.
Обычно функции военной разведки — добывать военные секреты, и здесь задачи ГРУ вроде бы должны быть очевидны: любая страна бывшего Восточного блока, которая начала тесно контактировать с НАТО, интересна. Так было с Болгарией, где США начали строить центр радиоэлектронной разведки, и в 2001 году из Софии «попросили» трех российских дипломатов, в том числе и военного атташе. Так происходит в Эстонии, где местная контрразведка КАПО постоянно обвиняет ГРУ в активной разведдеятельности.
В Грузии ГРУ тоже постоянно обвиняют, но не в добывании натовских секретов. Судя по заявлениям главы МВД Грузии, российскую военную разведку не подозревают и в причастности к самому громкому скандалу последнего месяца — заговору Игоря Гиоргадзе.
Все это объяснимо: просто у ГРУ есть вполне определенная роль в регионе, которая не меняется последние пятнадцать лет. Еще с начала 90-х сложилось мнение, что именно офицеры ГРУ «курировали» от России грузино-абхазский конфликт. Российская военная разведка даже обучала Шамиля Басаева в его абхазский период. Кроме того, минимум раз в год абхазские силовики распространяют заявления о вскрытых планах нападения на Сухуми грузинского генштаба. Если под этими заявлениями есть хоть какие-нибудь реальные сведения, то неужели их добывала абхазская разведка?
Те обрывочные данные, которые были представлены МВД Грузии на прошлой неделе (при условии их достоверности), говорят о том, что наших офицеров действительно интересовали не чеченские боевики, не НАТО и не распорядок дня Саакашвили, что пригодилось бы для переворота Гиоргадзе, а дислокация вооруженных сил Грузии (танковой бригады в Гори, подразделений ВМФ в Поти, пехотной бригады в Сенаки и т.п.). То есть информация, которая нужна только для того, чтобы проверить готовность Грузии к вторжению в Абхазию.
Отсюда понятно второе обвинение в адрес ГРУ. От поддержки сепаратистов-партизан (по грузинской классификации) всего один шаг до диверсионной деятельности.
Первые обвинения в проведении терактов в адрес ГРУ прозвучали еще три года назад. Тогда грузинские спецслужбы через британскую The Guardian заявили о том, что ГРУ выделило средства на подготовку диверсионных групп, которые должны подорвать грузинский участок нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Потом ГРУ обвинили в организации взрыва 1 февраля 2005 года в Гори и подрыве пяти ЛЭП в январе 2006-го.
Сегодня МВД Грузии снова обвинило задержанных офицеров в организации теракта в Гори. Правда, если сейчас министр внутренних дел Грузии в качестве организатора называет «офицера российской военной разведки полковника Анатолия Ивановича Синицына, который руководил операцией из Еревана», то год назад тот же Мерабишвили произносил другую фамилию — полковника российской разведки Анатолия Сысоева*. С одной стороны, эта вроде бы небольшая деталь ставит под сомнение версию грузинской стороны, но, с другой, фамилий у одного и того же разведчика может быть великое множество.
- На эту деталь обратили внимание многие. Новые прослушки, появившиеся на сайте МВД Грузии в субботу вечером, объясняют противоречие (см. выше).
Дословно
Короткометражные диалоги между вербовщиками и агентами
(Опись видео МВД Грузии)
[Все действующие лица представлены в начале титрами и фотографиями. В кавычках — комментарии МВД.]
Представленные аудио- и видеозаписи
- Сергей Окроков, подполковник ГРУ (обвинение предъявлено заочно. — Прим. ред.), в машине передает деньги Годердзи Дзулиашвили.
- Двое сидят на скамье. Размытый кадр. Один передает другому деньги, тот считает. Руки с деньгами на видео обведены красным кружочком.
- Окроков в машине принимает у сидящего рядом человека какие-то большие листы, похожие на карты.<…>
- Телефонный разговор Окрокова с Ореховым. («Агенты ездят в Армению встречаться с Синицыным».)
Орехов: Да, там, если что, где они будут встречать?
Окроков: Прямо как маршрутка подъедет на вокзал.
Орехов: Да, если что, куда им перезванивать, надо куда-то?
Окроков: Значит, городской 28 83 51.
Орехов: Ивановича, да?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Окроков: Да, Ивановича, Анатолия Ивановича.<…>
- Телефонный разговор Саввы с Тереховым.
Савва: Штук 30 колес покатились от Хашури туда, на Запад.
Терехов: Ага.
Савва: Ну, у них там эти Д 30 (Гаубицы Д30 — прим. ред.), ну и штук 20 колес там разных. «КамАЗы» там — и все?
Терехов: 20 или 30?
Савва: Нет, штук 20 колес, еще «КамАЗов» дизельных всяких. Все остальное сюда…
Терехов: Наоборот.
Савва: Ну да, наоборот…
(Этот диалог редакция «Новой» хотела бы в нетронутом виде передать Г.Н. Данелия.)
- Разговор между Пичугиным и гражданином Грузии Балояном.
Балоян: А теперь слушай, что я тебе скажу. Это как его, те склады, что тебя интересовали, помнишь? Это оказывается за Марнеули прямо. Раньше она называлась Тамариси. А сейчас…
Пичугин: Ладно, потом поговорим, не надо сейчас.
- Второй разговор Пичугина с Балояном.
Пичугин: Ты ездил, да?
Балоян: Да.
Пичугин: Там изменения есть, да?
Балоян: Я подсчитал: семь бочек, и все, больше ничего.
Пичугин: А вот эти, которые пустые вчера стояли, они так и стоят?
Балоян: Они — нет.
Пичугин: Их нету вообще?
Балоян: Нету вообще.
Пичугин: Только бочки, да?
Балоян: Да.
Пичугин: Семь штук, да?
Балоян: Да.
(Имелись в виду, видимо, БТРы. — Прим. ред.)
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68