СюжетыОбщество

ДАЙТЕ ДОБИТЬ ЭТОГО ВАСИЛИСКА!

ИНТЕРНЕТ

Этот материал вышел в номере № 71 от 18 Сентября 2006 г.
Читать
You have been playing the game for an extended period of time. Please consider taking a break. (Вы играете слишком долго. Пожалуйста, сделайте перерыв. — Англ.) Да будет вам перерыв, будет. Только вот добью этого орка… Ну еще этого...

You have been playing the game for an extended period of time. Please consider taking a break. (Вы играете слишком долго. Пожалуйста, сделайте перерыв. — Англ.)

Да будет вам перерыв, будет. Только вот добью этого орка… Ну еще этого василиска… Кстати, мне же нужно купить зелье лечения!..

За это время надпись на экране, написанная мелким серым шрифтом, уже вытеснена разноцветными сообщениями от других игроков, предлагающих объединиться, поторговать, сразиться…

В современных он-лайн-играх вполне можно жить. И некоторым эта жизнь нравится больше реальной. Можно бороться со злом, выстраивать свое собственное государство, а то и цивилизацию, и даже зарабатывать вполне реальные деньги. Чтобы потом их потратить на «ничто». Впрочем, нельзя сказать, что персонажи компьютерных игр и их имущество являются «ничем» лишь потому, что не имеют физического тела. По сути, они материальнее чести, достоинства и авторских прав. За каждым из них стоят мегабайты информации, месяцы работы программистов и, в случае с персонажами, забота самих игроков. И главное — определенный престиж среди таких же игроков.

Виртуальный меч может быть предметом вполне реальной гордости, ведь он свидетельствует о мастерстве игрока, месяцах, самоотверженно проведенных в игре, победоносных набегах на злых крокозябров и бесстрашных сражениях с вражескими героями… Или же о десятке реальных долларов, тайком уплаченных за этот меч.

За сотню реальных долларов можно сходить в реальный ресторан, или обменять их на виртуальную валюту и осуществить все мечты своего персонажа. «Свои» мечты. А также завоевать почет и уважение других игроков — вполне реальных, сидящих за другими компьютерами. Добиться счастья в игре проще, чем в реальном мире. И из такой виртуальности вернуться сложнее.

Считается, что в сетевые игры играют в основном подростки. Но сейчас среди поклонников игр — люди любого пола, возраста и социального положения.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Владимир Николаевич играет уже не первый год. Сначала он относился к этому просто как к развлечению. Но потом приобщил к игре свою жену. Двоих детей даже уговаривать не пришлось. Затем купили еще три компьютера. Теперь все члены семьи проводят большую часть свободного времени в сражениях с нарисованными монстрами. И считают себя вполне счастливыми людьми. «Это, конечно, тоже наркотик, — виновато улыбается Владимир Николаевич, — но несмертельный».

С этим можно поспорить: периодически компьютерные игры становятся причиной реальной смерти. От истощения. Один из самых нашумевших случаев произошел в сентябре прошлого года — умерла китайская девочка, известная в мире World of Warcraft под ником (виртуальным именем) Snowly. Ей устроили пышные похороны с участием десятков ее виртуальных союзников в он-лайне. Для многочисленных виртуальных друзей этой девочки она и умерла виртуально, в реальности для них она никогда и не существовала.

Подобные случаи происходят во всем мире, и создатели он-лайн-игр пытаются обезопасить игроков и самих себя от возможных печальных последствий. В игре Lineage II через какое-то время в окне сообщений загорается та самая надпись: «Вы играете слишком долго. Пожалуйста, сделайте перерыв». Едва ли она способна убедить кого-то сделать перерыв, однако в случае чего способна послужить оправданием. В суде.

А создатели World of Warcraft придумали другой способ. Есть в он-лайн-играх такое понятие, как опыт. Его можно приобрести только в боях, и чем у персонажа больше опыта, тем он сильнее. Так вот, персонаж, пробывший в игре более суток подряд, опыта получает в два раза меньше — играть становится невыгодно. Для продолжения игры теми же темпами персонаж должен «поспать» в ближайшем городе. Более того, только что «выспавшийся» персонаж получает двойное количество опыта. А заодно с персонажем высыпается и игрок.

В игре TimeZero после битвы персонажу нужно вылечиться, причем в случае поражения лечение длится дольше, чем непосредственно бой. Таким образом, у игрока появляется время спокойно перекусить.

Впрочем, он-лайн игры могут убивать не только виртуально. Зафиксированы отдельные случаи убийств и самоубийств игроков на почве виртуального имущества. И родственники погибших обвиняют разработчиков. Родители 13-летнего китайца Тианджина подали иск на создателей игры World of Warcraft — по их мнению, именно они виновны в смерти их сына. Родственники 21-летнего Шона Вили, совершившего самоубийство после потери виртуальных артефактов в игре EverQuest, также обратились в суд. Немало людей, объясняющих свои преступления тем, что были одурманены игрой. Так, недавно завершилось рассмотрение дела китайского игрока, который убил своего друга за то, что тот продал его виртуальный меч в игре Legend of Mir 3. А в США отец семейства во время игры забыл о существовании двухмесячного сына, и ребенок погиб. Но пока ни одно дело с формулировкой «причиной смерти стала игра» выиграно не было.

Производство он-лайн-игр нигде не считается преступлением, а с недавнего времени в Калифорнийском университете можно даже получить степень бакалавра в области разработки компьютерных игр.

Да и сами игроки считают, что разработчики онлайн-игр не в ответе за неадекватных. «Это просто больные люди, — говорит Анатолий, он играет несколько лет, — игры здесь ни при чем. Всегда найдутся психически неуравновешенные люди, которые найдут на чем помешаться. А для большинства это просто развлечение. У меня почти все знакомые играют — и нормально! Есть и такие, которые могут провести в компьютерном клубе двое суток подряд. А потом неделю спокойно работать и отдыхать. И все у них замечательно!».

Все мои собеседники сходились во мнении, что нынешние он-лайн-игры угрозы для человечества не представляют. Игры эти еще слишком несовершенны и далеки от реальности. Во-первых, мир на мониторе компьютера с реальным не перепутаешь даже в бреду. Во-вторых, слишком мало в компьютерных играх возможностей, слишком сильно ощущение условности, так что жить в нашем мире все-таки интереснее. И главное — почти ничего нельзя изменить. Спас ты людей, убил злодея — а люди и злодей через пять минут оказываются на прежнем месте, терпеливо ожидают следующего спасителя или убийцу. Сценарий не перепишешь. Впрочем, развитие компьютерных технологий может привести к решению всех этих «проблем». И вот тогда, может быть, грань между реальным и виртуальным миром станет более размытой. Но вряд ли такой расцвет технологий можно ожидать в ближайшее время, так что сегодня это заботит лишь писателей-фантастов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow