СюжетыКультура

МАНН И НАРКОМАНИЯ

КИНОБУДКА

Этот материал вышел в номере № 59 от 07 Августа 2006 г.
Читать
С 3 августа на российских экранах — фильм Майкла Манна «Полиция Майами. Отдел нравов». Выйдя в США на неделю раньше, он сдвинул с верхней строчки по сборам в кинотеатрах «Пиратов Карибского моря…», собрав $25,2 млн. Майкла Манна числят в...

С 3 августа на российских экранах — фильм Майкла Манна «Полиция Майами. Отдел нравов». Выйдя в США на неделю раньше, он сдвинул с верхней строчки по сборам в кинотеатрах «Пиратов Карибского моря…», собрав $25,2 млн.

Майкла Манна числят в предсказателях кинобудущего. Это он открыл человечеству притягательный ад отдельно взятой особи — душегуба и людоеда Лектера: за семь лет до «Молчания ягнят», почти за пятнадцать до «Ганнибала» снял мрачный триллер «Охотник» — без всякой иронии и заигрывания со зрителем.

Манн любит дразнить стереотипы. В одной из лучших голливудских криминальных драм «Схватка», снятой Манном, не битвы и погони, а бескомпромиссный поединок антагонистов, сходящихся лицом к лицу (Аль Пачино и Роберт де Ниро), держит зрителей в напряжении почти три часа. В «Соучастнике» Манн превращает забронзовевшего, отутюженного Голливудом Тома Круза, кумира девушек планеты, в постаревшего хмурого киллера.

В фильме «Полиция Майами…» он, напротив, обобщил весь накопленный за профессиональную карьеру опыт. Тут и рваный монтаж, освоенный в период работы в телерекламе. И крупное «цифровое зерно», свойственное его документальным работам. И мелкие стежки многих сюжетных линий, сходящихся в общую канву, как в сериалах Starsky and Hutch, Vegas… и главном сериале 80-х «Полиция Майами», продюсером и сценаристом которого был Манн.

Майкл Манн давно лелеял мечту собственноручно смастерить ремейк классического многосерийного телебоевика про Сонни Крокета и его напарника Рикардо Таббса, полицейских экстра-класса, работающих «под прикрытием» в среде преступного бизнеса, завязанного на наркотики и оружие. Про крутых парней, спаянных в одно целое. Как положено в фильмах policie и в хрестоматийных экшнах, белый и черный — друзья до гроба, который, по закону жанра, им не светит.

Манн отскоблил с экрана блеск романтизма и авантюрности, сделав лихую историю кокаиновых ковбоев шероховатой и неровно дышащей. И, если честно, сильно затянутой. Прощайте, кабриолеты, солнце, море, девушки в бикини, черные рубашки, белые костюмы. Прощай, сладкий красавчик Дон Джонсон. Роль ослепительного блондина Сонни отдана сумрачному и, по фильму, немногословному Колину Фареллу (тому самому, что сыграл Александра Македонского). Его напарником стал партнер Тома Круза по «Соучастнику» Джейми Фокс (тот, что удостоился «Оскара» за главную роль в фильме «Рэй»).

Эта парочка резче, решительнее, внезапнее по сравнению с сериальными прототипами. Не просто засланные казачки в мафию — они столь безусловно, талантливо вписываются в преступную среду, что приходится вспомнить вторую часть названия фильма — про «отдел нравов». Если сами полицейские ради благой цели (выйти на банду, расправившуюся с коллегами-фэбээровцами и их помощниками) готовы продавать и переправлять через границы колумбийские наркотики и зловещие ящики с русской маркировкой, пробиваться любой ценой через таможенные кордоны, — то где та черта, которую нельзя переступать? Какие средства оправдывает цель? Если объятия с мафией так жарки… Причем в переносном и прямом значении — небритый, авантажный Сонни заводит роман с финансовым «директором» мафии, по совместительству пассией наркобарона Изабеллой (ее сыграла мастерица Гонг Ли).

Консультанты фильма объясняли исполнителям, что «внедренный агент» должен сменить личность. Он не имеет права использовать наработанные приемы профессиональной деятельности. Полицейский исчезает. Теперь существует, говорит (думает?) «бандит». Некоторые из поступков героев можно трактовать как аморальные. Но ведь так и задано — 24 часа в сутки убеждать всех, что ты бандит. Это игра без правил. И часто — без выигрыша.

Манн делает предсказуемый, я бы сказала, совершенно стандартный серьезный боевик с феерическими погонями, изобретательными операциями наркополицейских (фантастичен их полет на самолете-невидимке, скрывающемся от земных радаров за рейсовым лайнером), зрелищными перестрелками (можно кощунственно добавить — весьма живописными: в одном эпизоде кровь брызжет на стену, создавая авангардную картину). К тому же у профи Манна все сюжетные зацепки закрючкованы, и, если ружье мелькнуло на заднем плане в прологе, оно обязательно выстрелит… очередью в финале.

Фильм, четко выкроенный по профессиональным лекалам, стопроцентно найдет своего зрителя, как крепкий средний детектив находит своего читателя. Аналитики уже определили средний возраст зрителя «Полиции…». Он значительно старше поклонников «Пиратов…», ему чуть меньше тридцати. Знаменитый сериал про полицейских смотрел еще подростком. Потому, скорее всего, ностальгируя по детству, простит авторам плоскость, неразработанность характеров главных героев, которым трудно сочувствовать. Простит некоторую сюжетную сумятицу — клубок взаимных контропераций полицейских и наркобаронов распутать столь же непросто, сколь разобраться в деталях взаимоотношений латиноамериканско-украинско-кубинско-китайской наркомафии, хранящей деньги в Швейцарии.

Но когда Манн не знает, как вывернуться, как двинуть застопоривший сюжет вперед, он прибегает к стократно проверенным, сильнодействующим киноштампам. И если взорванная бандитами возлюбленная Таббса лежит, перебинтованная, в коме, а камера все время дает крупно ее обездвиженную руку, переплетенную проводками, то зритель терпеливо ждет: когда ж рука дернется? И — о да, вместе с безутешным Таббсом дождется счастливого момента. Ровно за минуту до открытого финала. Открытого, потому что ясно: Манну в пространстве игрового кино по-прежнему тесновато. А потому — продолжение следует…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow