СюжетыОбщество

РОССИИ НЕ НУЖНА ЛЮБОВЬ СОСЕДЕЙ

МЫ И МИР

Этот материал вышел в номере № 59 от 07 Августа 2006 г.
Читать
Нынешний главный по СНГ и прочему «постсоветскому пространству» на Старой площади Модест КОЛЕРОВ — начальник Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами — человек, не чуждый...

Нынешний главный по СНГ и прочему «постсоветскому пространству» на Старой площади Модест КОЛЕРОВ — начальник Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами — человек, не чуждый театральности. В ходе интервью перед глазами журналистов «Новой» был явлен целый калейдоскоп масок: от уверенного в себе державника и холодного русского патриота до кипящего праведным гневом обличителя.

— Модест Алексеевич, после недавнего саммита СНГ в Москве создается ощущение, что чем дальше, тем больше эти встречи превращаются в аналог королевских скачек в Аскоте. Кому нужен СНГ в таком виде?

— Многие технические параметры взаимодействия промышленности, коммуникации, железные дороги, авиация — это все подтверждено и создано в рамках СНГ. Тот, кто рискует отказаться от этого, рискует оказаться на обочине. Не случайно даже железнодорожные советы, созданные с центром в России, привлекают внимание не только стран СНГ, но и Прибалтики, Финляндии, Австрии — всех, кто живет в евразийском пространстве. СНГ — это не та вещь, от которой любой может безнаказанно отказаться.

— Но при этом есть люди, которые отказываются приезжать на саммиты СНГ.

— Не приезжать — не значит отказываться, а значит — что-то демонстрировать. Нам СНГ нужен для того, чтобы сохранить поле для наиболее комфортной реализации наших национальных интересов. Они состоят в том числе и в том, что до 15 миллионов нелегальных иммигрантов, каждый год находящихся на нашей территории, происходят из сопредельных государств. Мы же видим, как из Ливана беженцев эвакуируют по двум принципам: граждане России и СНГ. Может, вам это кажется несущественным, но для личной судьбы каждого это, наверное, главное. Это та мера ответственности, которую мы несем. Транзитный миграционный поток и технологически центральный характер России в постсоветском пространстве и предопределяет нашу связанность с СНГ.

— Концепция «старшего брата»?

— Нет. Я не знаю, как это называется, но в области практических горизонтальных связей, которыми я занимаюсь… Скажите армянам, азербайджанцам, украинцам: «СНГ — это ерунда». Они ответят: а 90 дней без регистрации? А въезд без визы? А возможность даже при жестких миграционных правилах получить разрешение на работу — это что, ерунда? Любой старший брат претендует на руководство. Вы можете доказать, что Россия претендует?

— А выборы начиная с 2004-го?

— Дорогой друг, это слова! Почему вы не хотите замечать участие тысяч и тысяч западных консультантов на территории некоторых сопредельных государств и делаете шоу из участия 5—6 человек, большая часть которых работала на оранжевую оппозицию? Кто чей старший брат?

— Один политолог рассказывал, что после выборов 2004 года президент поставил перед Глебом Павловским задачу реинтегрировать постсоветское пространство. Было такое?

— Ничего об этом не знаю, считаю, что это — мифология. Вам нравятся всякие ходы, но это — брехня.

— Тем не менее активное вмешательство в президентские выборы в Украине доказывает, что какой-то социальный заказ был.

— Я не работал в то время здесь (в администрации президента. — Прим. ред.), я имею свой взгляд на эти вещи: было не вмешательство, а втягивание.

— А мы что, такие маленькие, чтобы втягиваться в чужие игры?

— (Растягивая слова, нарочито успокоительно.) Мы очень большие! Вы не понимаете! Обратите внимание, какое революционное воздействие оказало желание России перейти на рыночные отношения с соседями: «Ну как же так? Мы же привыкли каждый день получать это на халяву! А тут, оказывается, за хлеб надо платить!». Проанализируйте внутреннюю психологию этой реакции! (Жестко.) Это оскорбительная реакция! И мы с Сергеем Васильевичем (Мулиным. — Прим. ред.), уроженцы депрессивных русских областей, знаем: амбиции кормить за счет своей страны — по ней же и ударяют.

— Как «втягивание» доказывает, что мы большие?

— Мы большие, не очень умеем считать рентабельность. Начали считать, и это вызывает страдания народов — вернее, тех, кто привык на страданиях еще и зарабатывать.

— А чем нас втянули-то?

— Апелляциями к ответственности за постсоветское пространство!

— Значит, социальный заказ на интеграцию все-таки был?

— Знаете, вы не правы. Я постоянно сталкиваюсь в постсоветских государствах с такой позицией: «Ну почему вы нас не любите? Мы же готовы к тому-то и к этому»… Говорю: «Подождите, а в чем, собственно, товар?». Но его нет, есть чистое обещание любви, этот социальный заказ — не наш. В отличие от России во многих постсоветских государствах элиты не сменились — они остаются национал-коммунистическими. Чисто генетически. Проанализируйте! Возможности одних красных директоров «разводить» других красных директоров на риторику об интеграции там воспринимаются как еще действующие методы. У нас этого давно нет и не работает!

— Если не работает, почему удалось вовлечь? Президент великой державы два раза поздравил Януковича с победой на выборах. Тот, кто подставил президента, наказан за это, уволен? Или, может, ТВ-программу ведет?

— Не знаю, я в это время не работал в кремлевской администрации. Когда допускается возможность 3-го, 4-го, 10-го тура, вступает в силу сталинское правило — не важно, как проголосовали, важно, как считают. Поэтому адресовать России и нашему президенту эти вопросы — несправедливо. У ваших стран, которые вы адвокатируете, налицо третий тур, который по определению «Чего изволите?».

— А можно сформулировать основное направление политики России в отношении стран СНГ?

— Знать как можно больше, общаться со всеми силами (законными политическими), поддерживать диалог, который бы мог обеспечить реализацию наших интересов.

— Почему же по нашим СМИ так получается, что Россия находится в кольце врагов?

— Нет, так не получается. Наш стратегический союзник — Германия, Франция, Италия, Казахстан, Азербайджан — прекрасная страна, Белоруссия…

— Но почему вдруг у россиян увеличивается отрицательное отношение к Грузии? Согласно февральским опросам ВЦИОМ, с 2003 по 2006-й появляется еще 12% тех, кто называет наши отношения враждебными. Что такого видят 18% граждан РФ в Грузии?

— Граждане России видят в Грузии действия грузинских властей, которые на высшем, повторяю, ВЫСШЕМ официальном уровне сравнивают русских с завоевателями, которые истребляют грузинский народ. Которые (власти Грузии. — Прим. ред.) позволяют себе оскорбительные личные высказывания в адрес ВЫСШИХ руководителей нашей страны и повторяют это периодически. Которые ставят себе задачу научить нас демократии, позволяют себе не прекращающиеся в течение последних двух лет риторические оскорбления в адрес России, русского народа. Который, согласно министру обороны Окруашвили (по поручению президента Грузии он обязан заниматься разрешением винного кризиса), «пьет фекалии». Причину надо искать не в России, а в Грузии.

— А насколько правильно для великой державы замечать лексику отдельных представителей элиты? Может, достаточно ноты МИДа?

— Повторяю, речь идет о высших должностных лицах. У них происходит девальвация высказываний. Не только в Грузии, но и в Украине. Если они заведомо хотят себя поместить во второй эшелон, пусть об этом прямо скажут, — к ним будут относиться иначе. Но до тех пор, пока они — суверенные государства, цена их словам такая же, как и цена словам нашей страны.

— А что с вином-то случилось?

— Ничего. Если семь заводов на территории Грузии в первое же время после проблем с вином по приказу Саакашвили были закрыты за фальсификат… Проявите аналитические способности! Кому надо задавать вопросы? (Распаляясь.) Если сам Окруашвили вино грузинского производства называет фекалиями, что это значит? (Отстукивая каждое слово рукой по столу.) Он сказал: «У нас было плохое вино, мы готовы были поставлять в Россию даже фекалии — они бы это проглотили». Давайте зададим себе вопрос: кто и под какой маркой поставляет вино? Если кто-то нашел гастарбайтеров, разливающих вино в Урюпинске, это не значит, что Урюпинск разливает вино! Кто официальный продавец? Кто официальный поставщик?

— Кто?

— Дед Пихто и бабка с пистолетом! Кто получает акцизные марки? Грузинская сторона. Пожалуйста, боритесь.

— Но новый выход молдавского и грузинского вина на российский рынок возможен?

— Кто знает? Зависит от его качества. К счастью, на российском рынке молдавское и грузинское вино занимает 5%. А вони сколько! 5% всего! Мы не обслуживаем спекулянтов! У нас есть чилийское, аргентинское, испанское, французское, итальянское…

— Мы закрыли для грузин свой рынок вина, а они теперь нас не пускают в ВТО. Это справедливая цена конфликта?

— Это тоже не моя тема, но наше вступление в ВТО и без того вызывало много вопросов.

— В 2003-м вы возглавляли проект по перекрытию нефтяной трубы до Вентспилского порта, и после того, как лоббистские усилия увенчались успехом, а город получил от ЕС программу развития, жители благодарят, что их сняли с иглы. РФ не злоупотребляет рычагами давления?

— Россия не злоупотребляет рычагами. Россия защищает свои национальные интересы. Если за счет особых отношений с транзитом вырастают экономические и политические силы, которые субсидируют русофобов, Россия была обязана поставить вопрос о необходимости такого рода отношений. Могу сказать, что тот человек, который занимался этим транзитом, сейчас в своей стране, в Латвии, проходит по уголовному делу — инициированному латвийскими властями при поддержке американских следователей.

— Вы говорили, что в странах СНГ не существует пророссийской позиции. С кем же вы там тогда работаете?

— С национальными элитами, которые защищают свои национальные интересы. Если вы думаете, что мы должны работать только с теми, кто ахает, целует нас и обнимает, то вы заблуждаетесь.

— А проамериканская?

— Есть. Она короткая. Я забыл фамилию того замгоссекретаря США, который недавно сказал, что для них Грузия — поле эксперимента. Я бы на месте МИД Грузии заявил протест. А они смолчали.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow