В последний день июля в Петербурге обворовали Эрмитаж. Обворовали по-крупному. Исчезла не картина или ваза (как случалось в недавнем прошлом). В запасниках крупнейшего музея страны недосчитались 221 «единицы хранения» из фонда русского ювелирного искусства. На общую сумму (хотя, конечно, искусство бесценно!), по оценке самого Эрмитажа, 130 миллионов рублей. Без малого — 5 миллионов долларов!
Заявление о краже было сделано только после того, как музей обратился в милицию, а оттуда уже пошли «утечки». Прокуратура возбудила уголовное дело, по музею со строгими лицами ходили оперативники и «следаки» «антикварного» отдела уголовного розыска. А сами музейщики казались безмолвными и растерянными. Как на похоронах. Эрмитаж обокрали…
1 августа заявление для прессы сделал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Когда он вошел в битком набитый зал Эрмитажного театра, на его лице читалось все: напряжение последних дней, бессонные ночи, бесчисленные звонки «сверху»: как такое могло случиться?!
— Я всегда считал, что такое невозможно, — говорил Пиотровский. — Для меня это шок. Не понимаю, как это могло произойти. Это удар в спину не только Эрмитажу, но и всему музейному сообществу…
И тем не менее случилось.
События развивались так. Год назад, в августе 2005-го, в Русском отделе Эрмитажа началась плановая проверка. Такие проверки проходят в музее постоянно. Эстафета переходит от одного отдела к другому: в одном месте инвентаризация заканчивается, в другом начинается. Так заведено еще со стародавних времен, график утвержден Росохранкультурой.
Ход процесса омрачило печальное событие. Через три месяца после начала проверки, в октябре, прямо на рабочем месте от сердечного приступа скончалась одна из двух хранительниц фонда. Коллекцию опечатали. Дела стали передавать (это процесс небыстрый) другой сотруднице. В итоге и обнаружилась недостача. В фондах отсутствовал 221 экспонат. В основном предметы русского ювелирного искусства XV—XIX веков: серебро, художественная эмаль, многое инкрустировано драгоценными камнями; ковши, церковная утварь, оклады икон…
Тревогу сразу бить не стали. Надеялись, что экспонаты могут найтись. Есть временные выставки, что-то берется из фонда на опись, реставрацию. В один из таких моментов могли неправильно заполнить формуляр (это до сих пор в основном работа бумажная, современный электронный каталог еще неполон, а что касается именно этих, пропавших предметов, в электронную опись входила лишь незначительная их часть).
Время рассеяло сомнения, худшие опасения подтвердились.
Самый горький вывод, к которому пришли в Эрмитаже, такой: дело не обошлось без участия сотрудников музея. А ведь, по словам Михаила Пиотровского, доступ сотрудников к этому фонду был ограничен, буквально 3—4 человека. Люди проверенные, тем более хранители. Это вообще особая статья — элита музейного дела. Такие люди, кажется, просто не способны на подобное.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Прежде мы всегда считали, что музейщик ничего не сделает во вред музею, — говорит Михаил Пиотровский. — Существовала своего рода «презумпция невиновности» музейного работника. Видимо, сегодня надо и к музейщикам предъявлять такие же требования по безопасности, как к посетителям.
Еще один горький вывод: хищения случились не в один день. Это происходило годами. Одни говорят о том, что эрмитажную кладовую могли обворовывать в течение нескольких лет, другие — даже нескольких десятков лет. Ясно одно: кто-то систематически обворовывал музей. Долго и планомерно.
Пикантность ситуации в том, что интервал между инвентаризацией одного и того же хранилища составляет долгие годы. А за все то время, что нога проверяющего не ступает в заветные комнаты, злоумышленник может чувствовать себя относительно спокойно. Конечно, если не тащить из коллекции известные «хиты», а брать вещи не столь редкие и известные, о которых без особой нужды никто не вспомнит. Само собой, теперь списки похищенного переданы в милицию, они ушли в Интерпол. И если кто-то вздумает «засветить» украденное на аукционе, сыщики свое дело сделают.
Но беда в том, что за прошедшее время (опять же, скорее всего, годы) украденное давно могло осесть у «нужных» людей. Под чей заказ, кстати, возможно, и работали в музее. Не случайно же Михаил Пиотровский говорит о серьезном давлении, которое испытывают практически все музеи со стороны антикварной мафии. И о том, что сегодня, когда миром правят деньги, а искусство является товаром на свободном рынке, соблазн для тех, кто год за годом живет рядом с сокровищами, получая при этом не слишком щедрую зарплату, велик.
Еще один удивительный факт: похищенное не застраховано. Таков порядок во всем российском музейном мире — содержимое запасников не страхуется.
Ну хорошо, а как же быть? Способы, в общем, известны. Строительство современных, оснащенных по последнему слову техники фондохранилищ (одно такое у Эрмитажа есть, оно было открыто в мае 2003 года в Старой Деревне). Полный перевод каталогов музея в электронный вид. Использование современных способов охраны музейных экспонатов, включая изотопные метки и прочие хитрости информационно-технологического века.
Все это в Эрмитаже так или иначе делается. Но не столь быстро, как того требует время. Хотя и объективные трудности понятны: в коллекциях более трех миллионов единиц хранения.
Конечно, крадут не только из Эрмитажа. Охотники за ценностями посещают и Британский музей, и Лувр. И многие провинциальные российские музеи. За последний год, по словам Михаила Пиотровского, в России были десятки музейных краж. Но не такого масштаба.
В самом Эрмитаже в последние годы были две громкие истории. В июле прошлого года украли вазу конца XIX — начала XX века. А в марте 2001-го была совершена дерзкая кража из зала французской живописи. Из подрамника была вырезана и похищена картина художника Жерома «Бассейн в гареме». Картина так и не найдена. А вот вазу, по словам начальника службы безопасности Эрмитажа Александра Хожаинова, нашли и скоро должны вернуть музею.
В конце 1990-х — начале 2000-х годов Эрмитаж стал объектом серьезной критики. Как раз по поводу якобы царящего там беспорядка в документах и «недостачи» экспонатов из коллекций и фондов. Это было связано с проверкой Счетной палаты и громкими заявлениями заместителя председателя СП Юрия Болдырева, который призывал к тотальной ревизии и даже привлечению руководства музея чуть ли не к уголовной ответственности. На Дворцовой набережной это связали с тем, что Болдырев в тот момент участвовал в избирательной кампании, претендуя на место губернатора Петербурга. А Эрмитаж впоследствии «трясли» и прокуратура, и УБОП. Но ничего предосудительного не обнаружили. В результате, по словам Михаила Пиотровского, музей лишь бездарно потерял время на бесчисленные проверки и вынужденные оправдания.
И еще один штрих. В книге известного питерского журналиста и писателя Андрея Константинова «Бандитский Петербург» есть эпизод, где умирающий в тюремной больнице вор в законе рассказывает о том, что из Эрмитажа якобы украдено немало, что, мол, что-то предлагали и ему самому для покупки. Андрей Константинов подтвердил «Новой», что такой разговор на самом деле имел место в 1992 году. Только, конечно, проверить достоверность слов преступного авторитета невозможно.
Главный вопрос сегодня, похоже, остается открытым. Если завтра каким-то невероятным образом, с помощью сверхъестественных сил или сверхъестественных усилий Российского государства удастся сделать полную опись всего эрмитажного имущества, всех трех миллионов «единиц хранения», то что? Не грянут ли тогда новые сенсации?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68