Вместо убитого 17 июня Абдул-Халима Садулаева новым подпольным президентом подпольной Ичкерии назначен 42-летний полевой командир Доку Умаров.
Справка «Новой»
«Послужной» список Доку Умарова
Диверсии и теракты в Грозном в 1995—1996 гг., убийства сотрудников правоохранительных органов и людей, работающих в структурах власти под руководством Завгаева.
Похищения и убийства людей вместе с Арби Бараевым в период с 1997-го по 1999 год, в том числе девяти сотрудников ингушской милиции осенью 1997 года, генерала милиции Геннадия Шпигуна в марте 1999 года.
Осенью 1999 года, в период второй чеченской кампании, отряды Доку Умарова оказывали ожесточенное сопротивление федеральным войскам в Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районах. В отряде Умарова действовали головорезы, в том числе и Салаутдин Темирболатов по кличке Тракторист, отрезавший головы российским военным.
В 2001—2002 гг. участвовал в организации нападений на населенные пункты в Урус-Мартановском и Веденском районах.
По данным ФСБ, организовал взрывы зданий УФСБ в Магасе (Ингушетия) и электрички под Кисловодском в сентябре 2003 года.
Был одним из организаторов бандитского нападения на Ингушетию в ночь на 22 июня 2004 года и убийства около 100 сотрудников правоохранительных органов.
С именами Басаева и Умарова правоохранительные органы связывают и организацию нападения бандитов на Беслан и захват заложников в школе № 1.
Я познакомился с Умаровым в начале сентября 1997 года — на военном параде в Грозном, устроенном руководством Ичкерии в честь очередной годовщины «независимости». Тогда я уговаривал Масхадова освободить трех пленных российских военнослужащих. Во время торжеств меня как уважаемого гостя из России (других вообще не было) затащили на трибуну, где я как раз оказался рядом с Доку, которого Масхадов только что назначил секретарем совета безопасности Ичкерии. Нас представил друг другу Балауди Текилов — уполномоченный ичкерийским президентом вести переговоры по обмену пленными.
В тот же день вечером Текилов привел меня к Умарову в гости. Ростом тот чуть ниже среднего, обычного телосложения, светлый. Встретишь такого в любом уголке России — признаешь типичным русским парнем.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Спокойный такой, уравновешенный. И только одно в разговоре с ним насторожило. Он заявил, что согласился с предложением Масхадова принять должность секретаря совета безопасности при одном условии: если тот — Масхадов — пойдет на переговоры с Москвой о статусе Ичкерии как субъекта Российской Федерации, то первым пустит ему пулю в лоб. Говорил как о чем-то само собой разумеющемся, желваки не дергались.
За несколько дней до Нового (1998) года я снова встретился с Доку Умаровым в Грозном, у здания администрации президента Ичкерии. Умаров стоял рядом со своим родственником — похитителем людей №1 и убийцей Арби Бараевым.
Доку спросил:
— Что, Вячеслав, опять пленных освобождать приехал?
— Нет, — ответил я, — привез новогодние подарки в детские дома.
А метрах в десяти от нас стояла машина. В ней был тайно привезенный ко мне санкт-петербургский правозащитник Антуан Аракелян. Три месяца он пробыл в заложниках у Бараева, и теперь тот повсюду искал его…
К тому времени я уже знал, что масхадовский секретарь совета безопасности вместе с Бараевым организует похищение людей и на этом зарабатывает деньги. Знал о нападении людей Умарова и Бараева на ингушский милицейский пост осенью 1997 года, когда были похищены девять милиционеров. Знал о списке чеченцев, работавших в различных структурах при администрации Завгаева в 1995—1996 годах, родственники которых подлежали похищению с целью выкупа или убийства.
А осенью 1999 года, когда в Чечне уже шла вторая военная кампания, выяснилось, что Доку Умаров командует так называемым западным фронтом и что в его подчинении действует и армия Салмана Радуева.
В отряд к Умарову сбежал и Балауди Текилов (который сотрудничал с российскими спецслужбами), украв 120 тысяч долларов, переданных ему сотрудником ГУБОПа для вызволения из неволи ребенка. Этими деньгами Текилов вынужден был поделиться с Умаровым.
В январе 2000 года, отступая из уже осажденного федеральными войсками Грозного, Умаров получил тяжелое челюстно-лицевое ранение. Необходима была срочная операция. И вот этот «непримиримый и бескомпромиссный» Умаров оказался очень даже сговорчивым. Через посредников он вышел на российские спецслужбы и договорился о лечении в отделении челюстно-лицевой хирургии в Нальчике.
Взамен Умаров помог в передаче сотрудникам ГУБОПа трупа генерала милиции Геннадия Шпигуна, в освобождении из неволи двух польских женщин-ученых, похищенных летом 1999 года в Дагестане, а также в освобождении французского журналиста Бриса Флитьо, похищенного осенью 1999 года. Кстати, с просьбой о помощи в освобождении французского журналиста президент Франции Жак Ширак обращался к президенту России Владимиру Путину. Так что эту просьбу наш президент выполнил, получается, при посредничестве Доку Умарова.
Когда сотрудники российских спецслужб рассказали Умарову о том, что как только его возможности по освобождению заложников будут исчерпаны, то лечение в Нальчике закончится и продолжится, скорее всего, в застенках Лефортова, он сбежал из нальчикской «больнички» в Грузию. А в 2001 году вернулся в Чечню.
Поразительно, но, совершая дерзкие бандитские нападения на Ингушетию, в том числе и 22 июня 2004 года, Умаров умудрялся и идти на какие-то компромиссы. Есть информация о том, что люди Рамзана Кадырова похитили нескольких родственников Доку Умарова. Возможно, молодой ичкерийский премьер надеется на повторение операции, удавшейся в отношении масхадовского министра обороны Магомеда Хамбиева. Хамбиев, активно воевавший в двух кампаниях и проливший немало человеческой крови, стал теперь законопослушным депутатом нового чеченского (кадыровского) парламента. Возможно, и непримиримому Доку кадыровцы предложат что-нибудь приемлемое. Во всяком случае, отец Рамзана, покойный Ахмат-Хаджи, считал, что с Умаровым можно договориться.
И если это произойдет, то останется только уговорить одноногого Шамиля занять какую-нибудь должность.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68