В Пскове, Пушкинских Горах и Михайловском прошел традиционный Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Уже сороковой, что было обозначено римскими цифрами и выглядело так: XL. И в самом деле, праздник получился большой. В нем участвовали и Санкт-Петербургский театр Поколений имени З. Я. Корогодского, и оркестр Президентского полка, и фольклорные ансамбли, и ансамбли старинной музыки, и заслуженные артисты России Олег Погудин и Андрей Макаревич, и представители авторской песни. Концерты для детей дали Юрий Энтин и Андрей Усачев… Ну и, конечно, свои стихи (в Псковском академическом театре им. Пушкина и на михайловской поляне) читали современные «взрослые» поэты — Владимир Костров, Владимир Леонович, Светлана Кекова, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский, Анатолий Кобенков, Олег Хлебников…
Но, пожалуй, любопытнее всего было послушать впервые включенных в программу праздника молодых поэтов — какой все-таки будет русская поэзия ХХI века? Показалось, что все с ней в порядке. Двадцатилетние поэты талантливы, образованны и не поверхностны. Они не ставят перед собой задачу понравиться публике во что бы то ни стало. И тем приятнее было увидеть, как живо слушатели реагировали на их стихи.
Хотим дать возможность и читателям «Новой» познакомиться с представителями нового литературного поколения, выступавшими на Пушкинском празднике.
Андрей Нитченко родился в Сыктывкаре, сейчас живет в Ярославле, лауреат Ильи-премии и премии «Дебют». Сергей Шабуцкий и Алексей Кащеев — москвичи, Алексей — самый молодой из всех, ему всего 19. Остальное скажут за них стихи…
Андрей НИТЧЕНКО
Из выступления на Пушкинском празднике поэзии
Для обыденного сознания сейчас поэзия — роскошь, ее существование вообще под вопросом. Не очевидна ее необходимость. Еще недавно интерес к литературе был как бы компенсацией за отсутствие внешней свободы. Возможно, после очередной перемены в обществе, после исхода литературы из-под опеки нужен долгий период хождения по пустыне. Эта метафора, кстати, не значит, что все закончится Землей обетованной.
Многим из тех, кто до сих пор живет и здравствует в литературе, нравилось ощущать себя в оппозиции, это давало чувство правоты, моральное удовлетворение. Этот стимулятор исчез. Сейчас попытка занять ту же позицию (или скорее представить себя в ней) выглядит несколько анахронично. Есть андеграунд, но я не вижу граунда. Не принимать же за него осколки официоза. Потуги лидеров экс-Вавилона представить себя рыцарями единственного независимого течения оборачиваются тенденциозностью, которая в конечном счете не лучше советской. Они-то, кажется, и рискуют превратиться в новый официоз, уже эстетического, а не идеологического порядка.
Диктат бесформенности и «актуальности» — что это, как не директива молодым, как нужно писать. (Впрочем, бесформенность — не их изобретение.)
Абсурдно говорить, что какая-то форма прогрессивнее другой. Изменение форм и стилей не имеет ничего общего с идеей поступательного движения. Все изменения здесь — пульсация, исхождение и возвращение с вечно устаревающим и обновляемым смыслом. Талант — это способность к обновлению этого смысла, в каких бы формах и установках он ни проявлял себя. Кажется, критерий такого возвращения вечного смысла — единственный неоспоримый при оценке факта литературы.
Еще один пунктик современных рассуждений о поэзии — противостояние традиционалистов и новаторов. И вот что можно здесь сказать. Этот спор, с одной стороны, вечен и неизменен, с другой стороны — поверхностен. Тяготение к тому или другому не может быть критерием состоятельности произведения. Ортодоксальная традиционность так же наивна и однобока, как и постпостпостмодернистский маньеризм или дряхлый столетний авангард, по сути своей ничуть не изменившийся.
Если обществу неинтересна поэзия — это проблема не поэзии, а общества. Это суждение не тянет на аксиому, но для меня это так. Литературоцентризм предыдущих эпох, который, как очевидно, мы утратили, был связан с иной обстановкой. Да и был ли он так безусловен, как нам представляется теперь, когда мы все больше привыкаем вздыхать о нем? Не становится ли это тоской по утраченному раю, которого не существовало в том виде, в каком он теперь представляется?
Поэзия в современной России еще не ушла от ХХ века, от представления о том, что поэзия может представлять всеобщий интерес. В самые лучшие времена поэзия была достоянием немногих и лишь потом переходила к более широким формам бытования. Возможно, утрата поэзией привычных форм связи с читателем (или скорее привычного масштаба этой связи) — не кризис, а дар, возможность собраться, обрести новое самосознание, чувство своей правоты вне зависимости от востребованности или невостребованности, вообще возможность перестать мыслить себя в категориях общественного интереса.
Общественный интерес не так сложно удовлетворить, предоставив некий суррогат, отвечающий расхожим представлениям этой эпохи, года, месяца…
Не нужно сейчас заботиться о ранжире и утверждении антологического круга поэтов. Пусть поэт, изданный мизерным тиражом или вовсе не изданный, станет личным событием для того, к кому попадет в руки.
Андрей НИТЧЕНКО
Е.Н.С.
Как лес погас, как облик поменял.
В нем перед окончаньем листопада
страх пустоты. Как смотрит на меня
осинка в четверть детского обхвата.
— Спаси меня. Последний лист. Возьми.
Скажи меня. Не упрекай в уроне.
Будь временем, будь нами, будь людьми.
Я лист беру. Обожжены ладони.
Как бы больной, лежавший много дней,
лежавший, головы не поднимая,
я возвращаюсь. Мы в сто раз бедней,
мелодии утрат не понимая.
И с удивленьем я смотрю на всех:
как чисто все, как Богу удались мы.
Уже невиданный ложится снег.
Как наша память в следующей жизни.
Запомните этот случай: в мае 2006-го
человека в автобусе не обругали, а дали подарок.
Билетик с надписью от руки: «Приз».
И серебряный карандаш — им и пишу.
Скоро детям станут раздавать конфеты.
Взрослых — просто возить бесплатно.
И небо свернется, как свиток или билетик.
И лев обнимет ягненка.
Вот чем примерно все это должно закончиться.
17 мая 2006
Сергей ШАБУЦКИЙ
Программа «Word», не зная фамилии «Бродский»,
Предлагает на выбор: «Броский», «Юродский», «Уродский».
Я потратил полдня, кликая правой мышкой,
И — странное дело. Оказывается, не слишком
Разошлись мы с программой В оценке поэтов,
Которых в литературе, по мнению «Word'a», нету.
Так, например, промеж садов и фасадов
Затерялся какой-то ас, да еще и адов.
Молодчина «Word»! Программа, а понимает.
Но вот как понять, что ни 9 мая,
Ни 22 мая две тысячи пятого года
(Теперь уже наплевать, по какому стилю:
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Две недели туда, сюда — все равно упустили)
Ни один, извините, венец природы
Не вспомнил, что был такой поэт Леонид
Николаич Мартынов? Только программа «Word»,
Не человек — программа! — имя его хранит.
Впрочем, поэт как раз, я думаю, был бы горд.
ШЕКСПИР
Сонет 66
Когда ж я сдохну! До того достало,
Что бабки оседают у жлобов,
Что старики аскают по вокзалам,
Что «православный» значит «бей жидов».
Что побратались мент и бандюган,
Что колесят шестерки в «шестисотых»,
Что в загс приходят по любви к деньгам,
Что лег народ с восторгом под сексотов.
Что делают бестселлер из говна,
Что проходимец лепит монументы,
Что музыкант играет паханам,
Что учит жить быдляк интеллигента.
Другой бы сдох к пятнадцати годам —
А я вам пережить меня не дам.
Алексей КАЩЕЕВ
Я не рыцарь, и конь мой не лошадь.
От веков в долгосрочный кредит
Мне досталась лишь Красная площадь,
Да и там кто-то лишний лежит.
Мое войско сбежало отсюда,
Мой сеньор улетел на Луну,
А вассалы, сражаясь с абсурдом,
Основали дурную страну.
Я один не мечтаю о чуде,
Наблюдая чудесных людей,
Так подайте же, добрые люди,
На билет до Отчизны моей.
Это конец. Поезд медленно мчится.
Сплю и не сплю, вспоминая другое.
Хуже того — это было в провинции,
Хуже того — это было со мною.
Время шаталось, как пьяная женщина,
Падали листья — тогда была осень.
Помню гостиницу, в сколах и трещинах,
В небе сибирском невнятную просинь.
Были: фонтаны (аллюзия к Кушнеру),
Яблоки в парке, река словно море,
Мыло и бритва, буфетчица скучная
(Хуже того — это было со мною).
Были: шатание влево ли — вправо ли,
Пиво с утра, а на завтрак — каша,
Множество чаек, которые плавали,
И воробьев, мои рифмы клевавших.
Стоит уехать из этого города,
Поездом скорым, в вагоне плацкартном,
Сумку сжимая, икая от голода,
Хуже того — не вернуться обратно —
Чайки потонут и небо развалится,
Все воробьи растворятся в асфальте,
Даже буфетчица с мужем расстанется
И с чемоданом уедет в Тольятти.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68