Получать корреспонденцию от читателей всегда приятно, а находить среди нее квалифицированные отзывы на проблемные статьи — приятно вдвойне. В № … был опубликован материал «Минторг здесь не уместен», посвященный проблемам ограничений доступа российского урана на рынок США. В ответ мы получили письмо читателя, которое публикуем ниже. Публикуем, поскольку оно может стать отправной точкой в дискуссии вокруг урановой проблемы. Первой ответит сама «Новая» в одном из ближайших номеров.
О роли правящей партии
В последнее время все чаще можно услышать дискуссию по поводу существующих в США антидемпинговых ограничений на поставки ядерного топлива из России, которые вроде как существенно ограничивают возможности российской атомной промышленности.
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что антидемпинговые ограничения носят административный характер и не соответствуют принципам рыночной экономики. Стоит, однако, спросить, почему же в США, где экономика построена по принципу «здравого смысла», при том политическом весе, который имеют там энергетики, вопрос еще не решился? Не решился, хотя Джордж Буш публично заявил о необходимости ускоренного развития атомной энергетики, что совершенно невозможно без либерализации американского рынка урановой продукции. Непонятно, почему куратор проблемы в министерстве торговли Джозеф Спетрини, против которого было выпущено столько стрел и с российской, и с американской стороны, остается на своем посту.
Задайте себе эти и некоторые другие вопросы и вы сразу поймете, что антирыночные антидемпинговые ограничения — просто элемент американской экономической стратегии, который, кстати, к России имеет косвенное отношение.
Спетрини, среднего разряда чиновник, вряд ли бы просидел на своем посту больше 15 минут, если бы четко не согласовывал свои действия с куда более высокопоставленными кураторами. А указания эти, видимо, очень просты — сделать все, чтобы никакой программы ренессанса атомной энергетики в США в ближайшие 20 лет просто не было и чтобы основой американской энергетики были бы классические углеводороды, цены на которые, с учетом общемировой тенденции к увеличению энергопотребления, росли бы постоянно. Ведь это только кажется, что все страдают от высоких цен на нефть и газ — некоторые при таких ценах зарабатывают состояния.
Конечно, нельзя говорить о том, что в число этих самых «некоторых» непременно входит вице-президент США Дик Чейни, на которого постоянно указывают пальцами не только в России, но и в большинстве стран, где есть коммерчески значимые запасы нефти.
Структура нефтяных интересов в США гораздо более сложна и запутана. Именно этот факт, возможно, объясняет отмеченное многими аналитиками нарастание противоречий между командами Буша и Чейни. Ведь не из-за неудавшейся войны в Ираке они же поссорились.
Однако в любом случае у американских топливников, которые сейчас реально находятся у власти, есть задача сохранить ту динамику цен на нефть и нефтепродукты, которая их уже озолотила и создала электоральный финансовый ресурс, который даст республиканцам шанс относительно легко пережить рекордно низкий уровень популярности своего президента. В данном случае заместитель министра Джозеф Спетрини блокирует попытки снятия ограничений на поставки российского урана на американский рынок в том числе и как представитель правящей партии.
Российские «миротворцы»
Где есть правящая партия, должна быть и оппозиция. Американские энергетики возмущаются тем, что им не дают свободы выбора поставщика, заставляя платить дань американской фирме ЮСЕК — частному монополисту в области услуг по обогащению урана. Несмотря на это, ни постановки вопроса в конгрессе (где у энергетических компаний США очень сильные лоббистские позиции), ни какого-то доклада от имени крупного исследовательского центра, ни коллективных заявлений для СМИ, ни какого-либо другого значимого политического движения не наблюдается. Если, конечно, не брать в расчет разговоры о плохом американском минторге и ужасном Спетрини, который, очевидно, все больше играет роль не самостоятельной фигуры, а своеобразного громоотвода.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Это и понятно — в США бизнес не привык конфликтовать с государством, публика дисциплинированная. Времена, когда открыто говорили: что хорошо для бизнеса, хорошо и для Америки, давно в прошлом.
Задать себе надо другой вопрос: если проблема уранового антидемпинга в США так важна для России, то почему же так пассивны представители МИДа, на которых сам президент возложил обязанность содействовать интересам российского бизнеса за рубежом? А здесь не просто бизнес, а высокие технологии (обогащение урана — одна из немногих услуг из сферы российского хай-тека, пользующаяся реальным и постоянным спросом на мировом рынке). Более того, в этом секторе работают преимущественно не частные, а государственные компании, которые нынче получают большие авансы и еще большие ресурсы. Тем не менее действия МИДа в этой сфере за последние несколько лет можно пересчитать по пальцам, и выглядят они как-то вымученно. И ладно бы МИД — профильное ведомство, Росатом, пока тоже не проявляет повышенной активности в этом направлении, если не считать нескольких публичных заявлений Сергея Кириенко.
Но мы-то знаем, что подобные проблемы решаются не на страницах газет, а во время переговоров, в кабинетах, без галстуков. Оно и понятно: приятнее выступать с мегапроектами рывка атомной отрасли, чем решать мелкую, но трудную задачу.
Конечно, представители государственного агента по урановой продукции — компании «Техснабэкспорт» — что-то пытаются сделать, потому что теряются их деньги, их прибыль. Но этого мало, критически мало — что вы хотите от средних размеров торгового дома в противостоянии с правящими кругами США? В целом же позиция российских властных кругов почти умиротворенная.
Идем на Юго-Восток
Иногда возникает даже подозрение: а не являемся ли мы свидетелями какой-то странной игры, когда чиновники только делают вид, что борются за снятие антидемпинговых ограничений? Ведь российские нефтяники почти ничем не отличаются от американских, и они так же заинтересованы в том, чтобы в Америке никогда не было ренессанса атомной энергетики, потому что им нужно высокое соотношение доллара и барреля. Что до потерь от отсутствия доступа на рынок природного урана, то они — в масштабе государства — с лихвой покрываются нарастающими доходами от экспорта нефти, которую, естественно, совершенно не обязательно поставлять на американский рынок. Нужно только, чтобы цены на нефть в Нью-Йорке росли — и прибыль будет гарантированной.
И тогда хочется задать почти риторический вопрос: а зачем мы так рвемся на американский урановый рынок, если знаем заранее, что нам туда не пробиться, если не собираемся тратить на это усилия, ресурсы и время? Может быть, в этой ситуации лучше просто выйти из скандального соглашения ВОУ-НОУ, которое ничего, кроме проблем, России не принесло, и сконцентрироваться на работе на рынках Азии, где нет никаких ограничений и где реально начинаются процессы ренессанса атомной отрасли. Тем более что тот же «Техснабэкспорт» имеет неплохие позиции в Южной Корее, КНР, а теперь и в Японии. Наконец, там нет Дика Чейни и Джозефа Спетрини, которые так раздражают российскую атомную общественность. По логике вещей, вместо попытки вломиться в запертую дверь, причем запертую с обеих сторон, стоит озаботиться укреплением «точек силы», тем более что растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона в перспективе не менее прибыльны, чем американский.
Вообще, нам нужно свыкнуться с мыслью, что и европейский, и тем более американский рынки — причем в отношении не только урановой продукции, но и других российских товаров — будут дальше относиться к рынкам с повышенным уровнем политических рисков. И рентабельность поставок на них надо считать с этой неприятной поправкой — тогда соотношение «цена-затраты» будет совсем иным.
А то, что в Америке не случится ядерного ренессанса, что энергетическая безопасность США попадет под угрозу, что зависимость от нефти нестабильного Ближнего Востока возрастет, — это уже не наши проблемы. Нам надо заниматься своей экономикой, а не укреплять энергетическую безопасность США.
И не стоит так уж много внимания уделять пресловутому Спетрини. Снять антидемпиговые ограничения он не может, даже если захочет, потому что, повторюсь, играет роль вовсе не самостоятельную.
Справка «Новой»
Напомним, что в настоящий момент российский уран поставляется в США только в рамках правительственного соглашения ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран — низкообогащенный уран) через частную компанию — монополиста ЮСЕК. Это положение дел не устраивает не только российскую сторону, но и американских энергетиков. Однако минторг США и, в частности, замглавы этого ведомства Джозеф Спетрини блокируют любые инициативы по пересмотру соглашений.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68