О форуме, на котором не оказалось ни одного оппозиционера и ни одного российского министра, «Новая» уже рассказывала в № 31 — 32. Сейчас, сидя в Москве, через три недели после форума хотелось бы поделиться тем, что запомнилось и потрясло больше всего, — этакое послевкусие.
Официальная программа начиналась в понедельник, но ей предшествовали несколько светских приемов и в субботу, и в воскресенье. Форум, подчеркнуто обходящийся без обсуждения политических проблем, никак не мог обойтись без тусовки. «Скажи, — полусмеясь сказал руководитель крупной транснациональной корпорации, с напитками которой рядовой россиянин сталкивается каждый день в магазинах, — что все эти люди здесь делают? Понимаю — я. Я в Лондоне пять лет прожил, скучаю, а другие-то зачем приехали?». Он, видимо, категорически исключал намерения участников форума всерьез поговорить о судьбах Родины. На другом приеме Лариса Долина исполняла джазовые композиции под аккомпанемент как Игоря Бутмана, так и ведущих программы — эховца Матвея Ганапольского и актрисы Амалии, предлагавших прикупить землицу в районе Рублева-Ближнего.
Медийных лиц на форуме было много. Известные телеведущие, нынешние и бывшие, Алексей Венедиктов… Главные редакторы, журналисты — от деловой прессы до желтой и глянца, светские львицы и пресса, их обслуживающая… А вот английский журналист Джон, собирающийся написать книгу о России и очень неплохо представляющий себе наши реалии, на форум не пошел. Он наверняка появился бы там, окажись на форуме Михаил Ходорковский, а остальные его мало интересуют. «Понимаешь, — говорил он мне, — Ходорковский не бросил своего друга Платона, не сбежал, не уехал из страны, а это уже что-то». Его возмущает атмосфера форума, о которой ему рассказывают друзья. «Такое ощущение, что все попросту приехали потусоваться и пройтись по магазинам», — нервно говорит он, и порой складывается ощущение, что за нас он переживает больше тех, кто на форум приехал.
Впрочем, серьезные темы все-таки пришлось затронуть. Картина выступлений на форуме рисовалась довольно благостной — как в новостных выпусках канала «Россия», где изобрели такое журналистское ноу-хау: «Проблемы, конечно, есть, но они решаются».
Анатолий Чубайс рассказывал о 426 млрд рублей, которые РАО «ЕЭС» просит у правительства — для инвестиций в электроэнергетику на три года. О том, что окончание реорганизации РАО откладывается, вопреки ожиданиям, на год — до 2008 года. Что РАО начнет вскоре дополнительную эмиссию акций 3—4 генерирующих компаний и ведет переговоры о продаже крупных пакетов акций с рядом европейских энергокомпаний.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин рассказал, что переход к полному субсидированию государством пассажирских ж/д перевозок в России запланирован в 2008—2009 годах. Но ожидать снижения тарифов на них не стоит. Кто-то сомневался?
На этом фоне настоящим оппозиционером казался президент Альфа-Банка Петр Авен. Он указывал на низкие объемы роста экономики России даже по сравнению с ближайшими соседями (за пять лет экономика Казахстана выросла на 63%, Украины — на 44%, а России — на 35%). Бюрократический аппарат, указывал Авен, с 2000 года вырос на 26%. Один из крупнейших предпринимателей печалился, что «средняя пенсия составляет 30% от средней зарплаты, и в цивилизованном мире аналогов вы не найдете», что на 20% самых богатых приходится почти половина потребления в стране. «Такие цифры тоже мало где есть», — говорил он. После этого можно усомниться в участии Авена в следующем форуме; Михаил Касьянов и Андрей Илларионов раньше уже тоже кое-что порассказали, и теперь их там днем с огнем не сыщешь.
Сергей Богданчиков, глава «Роснефти», которой отошли активы «ЮКОСа», оптимистично рассказывал о десятилетних планах: компания намерена стать лидером в мире не только по добыче нефти, но и по капитализации. Однако об ожидаемом размещении акций на Лондонской бирже (IPO) он не сказал ни слова. Зато рассказал Джордж Сорос. Не на форуме. В газете. Английская Financial Times опубликовала статью одного из известнейших мировых финансистов, который считает, что IPO «Роснефти» «поднимает серьезные вопросы об этике и энергетической безопасности». Он рассказывал, что «Роснефть» посредством председателя правления «Роснефти» Игоря Сечина, советника Владимира Путина, стала владельцем юганского месторождения в результате непрозрачного аукциона. «Когда Путин стал президентом, для возвращения контроля над энергетической отраслью он использовал мощь государства, — писал Сорос. — Посадил президента «ЮКОСа» Михаила Ходорковского в тюрьму, обанкротил компанию. Поставил своего человека, Алексея Миллера, во главе «Газпрома» и выгнал прежних руководителей, которые создали личную вотчину из имущества «Газпрома». Однако Сорос считает, что «президент не уничтожил вотчину, а использовал ее для установления контроля над добычей и транспортировкой газа в соседние страны, что привело к созданию сети непрозрачных компаний, которые служат двум целям: расширению российского влияния и сколачиванию личных состояний».
Любопытная дискуссия развернулась вокруг обсуждения бизнес-рисков в России, в котором, впрочем, не участвовало ни одного иностранного предпринимателя (если, конечно, не считать таковым президента «Боинга» в России и странах СНГ Сергея Кравченко). Сергей Пепеляев, управляющий адвокатского бюро «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», рад тому, что бизнес-споры стали разрешаться в судах: количество налоговых дел в арбитраже с 99-го года возросло с более чем 85 тыс. до более 425 тыс., однако число споров между государством и бизнесом возросло в шесть раз. И если в 99-м споры «бизнес—бизнес» и «бизнес—государство» соотносились как 60% к 40%, то в 2005-м споры бизнеса с государством составили 73%, а бизнеса между собой — всего 27%. Государство наступает. Но на форуме об этом стараются не распространяться.
Апогеем тусовки на форуме можно признать дискуссию, прошедшую в сотрудничестве с глянцевыми журналами Vogue Russia и GQ. На обсуждении темы «Роскошь как национальная идея России» зал, рассчитанный более чем на 200 человек, был забит под завязку. Этот же зал накануне принимал желающих обсудить саммит «Большой восьмерки» (G-8), который должен будет пройти летом в Петербурге. Тема привлекла не более сотни человек.
Господин Усков, главный редактор GQ, рассказывал, что в нашей стране уже народился целый класс «золотых воротничков», для которых потребление продукции luxury стало жизненным приоритетом. Он ссылался на магазины Mercury, в руководстве которого считают, что покупка роскошных автомобилей Bentley в кредит — дело ближайшего будущего. «Роскошные привычки Путина хорошо известны», — продолжал Николай, называя марки роскошных же часов, которые якобы собрались у президента в целую коллекцию. Он рассказывал о том, что, несмотря на «уличный» имидж Эдуарда Лимонова, лидер НБП — «завсегдатай модных салонов». Усков говорил и об «олигархе, который переключился с гламура на футбол», и о Леониде Парфенове, ставшем «лицом года» по версии GQ. Господин Усков свидетельствовал о новой идеологии элиты: «Нет ни правых, ни левых, есть winners (англ. «победители») и loosers (англ. «неудачники»). А winners, безусловно, «завсегдатаи лондонского форума». Оптимистичный доклад Усков закончил пассажем о том, что впору, по Пелевину, вводить единицу «измерения гламурности» — например, «один вог». А высшей оценкой гламурности признать кабинет в Кремле.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68