СюжетыОбщество

КИНО С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

БИБЛИОТЕКА

Этот материал вышел в номере № 21 от 23 Марта 2006 г.
Читать
На встрече с журналистами Владимир Путин признался в любви к аудиокнигам: удобно слушать по дороге на работу. Когда-то мы осуждали за подобное увлечение американцев, обвиняя их в том, что они ленятся читать. Но в конце концов сами оценили...

На встрече с журналистами Владимир Путин признался в любви к аудиокнигам: удобно слушать по дороге на работу. Когда-то мы осуждали за подобное увлечение американцев, обвиняя их в том, что они ленятся читать. Но в конце концов сами оценили прелесть этого явления. Сегодня аудиокниги можно приобрести в крупном книжном супермаркете и даже на автозаправке.

В «Библио-глобусе» на минус первом уровне есть «Собака Баскервилей» на немецком и Достоевский на английском. Радзинский, Веллер, Пелевин, Стругацкие, Зюскинд и Коэльо. На первом месте по уровню продаж — «История России» Ключевского в пяти томах (те самые книги, что Путин, по собственному признанию на упомянутой конференции, и слушает по дороге на работу). С Коэльо все понятно. Но в топ-десятку вошло и… Евангелие от Матфея.

Пополнить аудиобиблиотеку приходят в основном образованные люди. Татьяна — преподаватель истории, большая любительница радиоспектаклей: слушает дома, занимаясь домашними делами. Те, кто за рулем, часто покупают звуковую литературу «в дорогу». А иным удается сочетать процесс аудиочтения с работой.

Режиссер-постановщик Алексей Любин, звукорежиссер Рафаэль Сафин, композиторы Сергей Геокчаев и Владимир Данилин, продюсер Владимир Воробьев — сотрудники издательства «Книга вслух» концерна «СОЮЗ».

— Каковы принципы отбора литературного материала?

Алексей Любин: Литературный материал для АК (аудиокнига) выбирается по нескольким критериям. Мы работаем с литературой высокого уровня, создавая АК, которые будут слушать через 10 и даже через 50 лет. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Булгаков, Куприн, Горький, Бунин, Набоков. Тексты современных писателей, таких как Барикко, Перес Риверте, Фаулз, Павич, Улицкая или Пелевин, также интересны для нас.

— Каждый ли актер способен озвучивать аудиокнигу?

— Далеко не каждый! Человек может быть светилом кино или театра и при этом не уметь читать. Часто бывает и наоборот: совершенно незвездный актер — отличный чтец. С нами много работали Борзунов, Бордуков и Клюквин. Их голосами звучат произведения Пастернака, Гоголя, Булгакова, Горького, Гиляровского, Куприна, Чехова. Максим Суханов читал Набокова, Фаулза и Булгакова. (Его Маргарита в АК — талантливая молодая артистка Дарья Мороз.) Актер Театра им. Маяковского Максим Пинскер озвучивает «Лолиту» Набокова, «Три товарища» Ремарка. В создании наших АК принимали участие Евгений Миронов, Голубкина, Рутберг, Володарский, Фоменко, Киндинов, Скляр, Шакуров, Равикович.

— Аудиокнига — прогресс или регресс?

— В современном мире АК может быть вполне адекватной альтернативой чтению. Не заменой, а именно альтернативой. АК слушают в автомобилях и в метро, по пути из дома на работу и с работы домой. Ими пользуются шоферы-дальнобойщики, домохозяйки и мамы с младенцами, наконец, люди с ослабленным зрением — все те, кто в силу различных обстоятельств не имеет возможности читать бумажную книгу. Водители часто покупают книги прямо на автозаправках.

Практически всегда есть и музыкальный ряд. «Музыкальное сопровождение должно помогать слушателю и ни в коей мере не отвлекать его от текста, — рассказывают звукорежиссер Рафаэль Сафин и композитор Сергей Геокчаев. — Мы пишем музыку сами. Обычно звуковыми темами обрамляется начало книги, а также отбиваются главы. Но иногда мы можем позволить себе большую творческую свободу. Например, недавно вышедший проект «Шлем ужаса» Виктора Пелевина, современный вариант мифа о Тесее и Минотавре, насыщен музыкой. Она буквально преследует героев. Создается особое настроение. Книга Барикко «Море-океан» — очень сложное произведение. Музыкальное оформление помогает слушателю.

Но мы создаем музыкальное сопровождение исключительно для современной литературы. Люди очень ревностно относятся к классике, им хочется слышать ее в традиционном варианте без дополнительных эффектов».

Продюсер «Книги вслух» Владимир Воробьев занимается продвижением проектов на широкий рынок. В месяц каждое из многих десятков издательств выпускает от 3 до 10 новинок. В целом аудиолитературный рынок составляет всего 1/10% от общего книжного рынка (на Западе эти цифры приближаются к отметке 10%). «Во многом это обусловлено тем, что в регионах отсутствует наша продукция, — поясняет Владимир, — там активно развивается пиратство. До 70% аудиокниг распространяется через всемирную электронную сеть бесплатно.

У каждого издательства есть свой «набор» современных писателей. Заполучить лучших чаще получается у выходцев из книжного бизнеса. Знакомства с литературными агентами, авторами, переводчиками позволяют сформировать свой собственный редакторский штат».

Ассортимент аудиокниг колоссален: от школьных пособий по математике до философских трудов. Контингент слушателей — от 15 до 50 лет.

Первая аудиокнига, выпущенная издательством «Книга вслух» в 2001 году, продавалась по цене 100 долларов. Наших людей это не остановило. Сегодня цены падают. АК стала массовым товаром.

Леонид Ярмольник сказал: «Аудиокнига — это кино, которое мы смотрим с закрытыми глазами. Каждый раз, когда мы смотрим его, мы вольны представлять любых персонажей, даже Фрэнка Синатру и Элвиса Пресли, читающих о себе детективные заметки и воспоминания».

В моем сознании не возникло подобных фантастических образов.

Заслушавшись подаренной аудиокнигой: «…в белом плаще, с кровавым подбоем…» я чуть было не проехала свою станцию метро.

Точка зрения

Кандидат психологических наук, музыкант, ведущий радиопередачи «Музыкальная аптека» Максим ЛЕВИ:

— Аудиокнига — прогрессивное явление. Как и всякое медиасредство, она облегчает восприятие информации. Живая речь воспринимается более эмоционально, особенно в сочетании с дополнительными звуковыми эффектами.

Такая книга развивает воображение не хуже традиционной и действует гораздо эффективнее, чем кино, навязывающее зрителю уже готовый образ.

Известно, что на простые поведенческие реакции больше влияет зрительное восприятие (увидел предмет — схватил, увидел бегущих людей — сам побежал, и т.д.). Для более сложных, «высококультурных» типов поведения, предполагающих отсроченное и обдуманное реагирование, более важным является слух (услышал о чем-то важном — спланировал свои действия). Слуховое восприятие носит длительный характер, в этом его ценность для формирования культуры внимания. «Картинка» быстро забывается. Слушая, человек больше вникает и анализирует. Конечно, использование аудиокниг отчасти способно отучить нас трудиться, но лень — мать прогресса. Я — за то, чтобы аудиокнига существовала и развивалась.

Разумеется, не следует забывать про психолого-педагогический принцип: обучение и развитие часто находятся во взаимообратных отношениях. Применение высоких технологий позволяет усвоить больший объем информации за минимальные сроки, однако меньше способствует нашему развитию. Нужно все-таки не только слушать, но и читать книги.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow