Известному литовскому актеру и вот уже 10 лет атташе по культуре посольства Литвы в России Юозасу Будрайтису исполнилось этой осенью 65. Переигравший за свою кинокарьеру массу иностранцев, журналистов, богачей, Будрайтис в рамках фестиваля «Балтийский дом» в Москве» вышел на театральную сцену, чего не было много лет, и сыграл посла в постановке Оскараса Коршуноваса «Царь Эдип». В этом «Эдипе» Москва увидела почти всех любимых литовских актеров — Регимантаса Адомайтиса, Лаймона Норейку, Юозаса Будрайтиса.
Почему Будрайтис вернулся в театр, он рассказал «Новой».
— Вас можно встретить в самых неожиданных для посольского работника местах — в гуще толпы книжной ярмарки «Нон-фикшн», на театральных премьерах, на чердаке Ильи Кабакова на Сретенке, на руинах Музея архитектуры на Воздвиженке. Вы по работе туда ходите или вам так все интересно?
— Мне интересно. Работа меня не заставляет. Любопытно и формальные, и неформальные выставки посмотреть. Лазаю везде как могу чаще.
— На днях вы сыграли в спектакле «Царь Эдип» Оскараса Коршуноваса в рамках фестиваля «Балтийский дом» в Москве». Как так получилось — ведь вы от театра давно отстали?
— Заболел артист, а второй артист занят на премьере в это же время. Театр Оскараса Коршуноваса обратился ко мне за помощью: они уже не успевали делать визы другим людям. А я тут, в Москве. И просили, чтобы я участвовал.
В Литве отсутствует актерское крепостное право. Одни и те же актеры могут играть у Вайткуса, Туминаса, Някрошюса, Коршуноваса — и быть разными, не работать одно и то же амплуа.
— А роль вы выучили?
— Трясусь. Боюсь страшно. До этого играл на сцене году в 1996-м.
— В «Трех сестрах» Някрошюса?
— Да, Соленого. С тех пор я на сцене не бывал. Состояние актера надо впустить в себя. А так быстро вбежать, наскоком прискакать, когда твои поры закрылись для театра почти десять лет назад, — это охо-хо, очень опасно. Когда актер занят ролью, он ею живет, она в нем клокочет. А у меня для работы над ролью только раннее утро.
Пока речь идет об одном разе. Но если хорошо сыграю, может, они меня еще будут просить.
— Какой тип театра вам ближе — метафорический Някрошюса или остросоциальный Коршуноваса?
— Для актера особенной разницы нету. Он включается в игру, которую предлагает режиссер. А актер воспитывается так, чтобы играть в предлагаемые игры. Он должен играть, несмотря на течение режиссерской мысли. Режиссер подчиняет актеров своей концепции — и актер должен быть к этому готов. Перейти от литературного психологического театра к театру жестокости или пластическому театру. Куда угодно. Актер универсален — почти любой.
— Да, пожалуй, вам удаются и более серьезные трансформации: с юридического факультета — в актеры театра и кино, потом — в атташе по культуре. Как долго вы играли у Някрошюса?
— На «Трех сестрах» я был занят от начала до конца. Мы играли в разных концах света. Спектакль не успел выдохнуться: Някрошюс его закрыл.
— Что вам нравится на поле современного театра?
— Есть плеяда режиссеров, которые меня очень интересуют. Някрошюс, Коршуновас, Вайткус — с ним я долгое время работал в Каунасском театре. Вайткус — сторонник жестокого театра, Антонен Арто и дальше. Интересен Туминас.
В Москве было бы интересно поработать с Карбаускисом. С МХТ имени Чехова, который, несмотря ни на что, сохраняет традиции литературного театра. Фоменко в первую очередь.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— То есть вы все-таки смотрите спектакли с желанием сотрудничать.
— Я не смею. Мечтаю иногда — если совпадает эстетическое ощущение. В «Эдипе» играю, потому что спасать надо. В театре наскоками не выйдет без повседневного тренажа. Я не занимаюсь больше актерством на самом деле. Признать это будет честнее.
— Скоро в широкий прокат выйдет боевик Николая Лебедева «Волкодав из породы серых псов». Кого вы играете в этом фильме и что вас в нем привлекло?
— Меня по-человечески привлек режиссер. Я был удивлен, что среди молодых режиссеров оказался такой интеллигентный человек. Мне казалось, что молодые режиссеры другие — насколько я видел. Так что в Лебедеве была главная причина моего согласия. Потом — это большое кино, я соскучился. Меня брало любопытство — как обустроиться в этом материале? Я играю Дунгорна. Это человек, которому поручено сопровождать главную героиню от пункта А до пункта Б к ее жениху. Со всех сторон на них нападают и покушаются. В один из этих налетов Дунгорн погибает, но фильм кончается хорошо.
— А до этого вы снимались в «Идиоте» и «ДМБ» Романа Качанова. «Идиот» Качанова — очень смелая интерпретация Достоевского. Почему вы рискнули?
— Мне нравится пошутить. Достоевского нельзя испортить, поэтому не надо осуждать его интерпретаторов. Качанов мне очень симпатичен в своем черном юморе. Я сам в своих фотоработах на киносъемках использовал этот метод. За фотовыставку шаржированных портретов друзей мне даже дали когда-то бронзовую медаль ВДНХ. Тут смелости много не надо — главное, чтобы вкус не подводил.
— Что в современной литовской культуре сегодня наиболее интересно, а мы об этом не знаем? Что из российской культуры наиболее востребовано в Литве?
— В Литву приезжают много певцов, можно даже сказать, все кому не лень. Киркоров приезжает, Орбакайте. Есть публика, которая желает покупать русскую литературу, и вот снова появились магазины, где продается русскоязычная литература. Большой спрос на виртуозных исполнителей классической музыки — Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Петров. Часто бывает Владимир Спиваков.
Огромное количество фестивалей — театральные «Сирены», фольклорные, музыкальные. Не только в Вильнюсе: Пирштонас — маленький городок в центре Литвы, а там проходит международный джазовый фестиваль. То, что литовская режиссерская культура признана во всем мире, вы и сами знаете. В Литве очень высокая культура книгоиздания. Во Франкфурте наши книги неизменно отмечают, в Вильнюсе в феврале проходит своя книжная ярмарка. В 2009 году Вильнюс избран культурной столицей Европы. Конечно, для нас это очень важно, для города это предвещает большой подъем, забурлит реконструкция. К 2009 году в Вильнюсе должна быть создана развитая инфраструктура.
В 2007 году мы войдем в еврозону. Некоторые магазины уже сейчас выставляют цены в евро. Сложности, конечно, будут, но что делать — надо привыкать.
Литве есть что показать из современного изобразительного искусства. Вильмантас Марцинкявичюс стал портретистом датской королевской семьи. В американских галереях современного искусства Шарунас Саука нарасхват — не успевает вынимать холсты из подрамника. Мы делаем в доме Балтрушайтиса выставки, но надо, видимо, устроить концептуальный грандиозный показ, чтобы привлечь внимание на должном уровне. Но я как представлю уровень оргработ: отобрать, найти средства, застраховать, привезти — ох.
— Юозас Станиславович, вы последний год работаете атташе по культуре посольства Литвы в России. Какими своими проектами на этом посту в течение 10 лет вы гордитесь больше всего?
— Осуществлена хорошая программа научных конференций по балтистике и литуанистике. Приезжают много ученых из разных стран. В Италии, Германии и Польше много ученых занимаются этой тематикой. В рамках издательской программы вышел том «История Литвы», билингво-поэтические сборники. Со следующего года будем привозить в Москву молодых талантливых классических композиторов, которые уже хорошо известны в Европе: Балакаускас, Бартулис, Латенас, Нарбутайте. Другой важный проект — «Окно в Литву», он представляет литовскую культуру и предпринимательство в регионах России.
— Что Россия и Литва, кроме культуры, сейчас экспортируют друг другу?
— Литва России — молочные продукты, трикотаж, мебель. Россия Литве — энергетические ресурсы. Газ, нефть Литва по-прежнему покупает у России.
— Почему вы отказываетесь работать зимой?
— Холодно зимой. Я отказываюсь, а все равно попадаюсь. Два года назад снимался в «Зимнем романе» в Москве, а морозы грянули 28 градусов. Холод ой не люблю.
— Как юрист по образованию и дипломат по месту работы как вы оцениваете претензии Литвы и России друг к другу?
— Думаю, что все должно скоро успокоиться. Я склонен к простой физической формуле: два тела, существующие рядом, не могут иметь разные температуры даже при наличии границы между ними.
— Один из самых популярных фильмов с вашим участием — «Опасный возраст», где вы сыграли «нюхача», дегустатора духов. А в жизни вы каким парфюмом пользуетесь?
— В жизни я плохой дегустатор запахов. «Шанель № 5» от другого номера отличить не могу. На самом деле мне больше нравится нюхать черный литовский хлеб. Тут я уже не ошибусь.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68