СюжетыОбщество

КАК ПЕСНЯ ВЫДАЛА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Этот материал вышел в номере № 92 от 08 Декабря 2005 г.
Читать
Мой американский друг — музыковед, выпускник Ленинградской консерватории шестидесятых годов — прислал мне через интернет уникальную пластинку. «Принимай нас, Суоми-красавица». Музыка: Даниил и Дмитрий Покрасс. Слова: Анатолий Д'Актиль...

Мой американский друг — музыковед, выпускник Ленинградской консерватории шестидесятых годов — прислал мне через интернет уникальную пластинку. «Принимай нас, Суоми-красавица». Музыка: Даниил и Дмитрий Покрасс. Слова: Анатолий Д'Актиль (Френкель). Исполняет Ансамбль красноармейской песни и пляски ЛВО под управлением А. Анисимова. Фабрика граммофонных пластинок. Ленинград

Сосняком по откосам кудрявится

Пограничный скупой кругозор.

Принимай нас, Суоми-красавица,

В ожерелье прозрачных озер!

Ломят танки широкие просеки,

Самолеты кружат в облаках,

Невысокое солнышко осени

Зажигает огни на штыках.

Мы привыкли брататься с победами

И опять мы проносим в бою

По дорогам, исхоженным дедами,

Краснозвездную славу свою.

Много лжи в эти годы наверчено,

Чтоб запутать финляндский народ.

Раскрывай же теперь нам доверчиво

Половинки широких ворот!

Ни шутам, ни писакам юродивым

Больше ваших сердец не смутить.

Отнимали не раз вашу родину —

Мы пришли вам ее возвратить.

Мы приходим помочь вам расправиться,

Расплатиться с лихвой за позор.

Принимай нас, Суоми- красавица,

В ожерелье прозрачных озер!

Август 1939 года

Как вы понимаете, песня была подготовлена к вторжению советских войск в Финляндию, которое и произошло 66 лет назад, 30 ноября 1939 года. Та война всем известна по двум строчкам Твардовского: «Примерзший, маленький, убитый, на той войне незнаменитой…». «Незнаменитой» — мягко сказано. Война была позорная. Провальная. Мы своего добились, но победу купили такой кровью, что о войне постановили молчать… А уж о том, чтобы распевать на всю страну «Принимай нас, Суоми-красавица», и речи не могло быть.

По книгам учета РККА, мы потеряли убитыми и пропавшими без вести 131 476 человек. В это число не вошли потери флота и войск НКВД. Да и вряд ли списки, составленные через 10 лет после событий, были такими уж точными. И потому специалисты истинное число погибших советских военнослужащих исчисляют в пределах от 131,5 тысячи до 200 тысяч человек.

Финляндия потеряла 26 662 человека.

О том, кто начал войну, убедительнее всех исторических документов говорит дата под песней: «Август 1939 года». Обратите внимание! С началом войны наши почему-то задержались. И развязали ее уже зимой, в лютые морозы, что привело к дополнительным страшным потерям: тысячи и тысячи раненых просто замерзли… Но планировалось-то вторжение на осень! О чем и предупредили авторов, а они с точностью отразили: «Невысокое солнышко осени (! — С.Б.) Зажигает огни на штыках».

Точно так же, как плакат «Родина-мать зовет», и песня «Священная война» была подготовлена заранее. По официальной версии, поэт Лебедев-Кумач и композитор Александров написали «Священную войну» в первый же день Великой Отечественной, и она уже 26 июня 1941 года прозвучала на Белорусском вокзале перед отправляющимися на фронт солдатами. Мой американский друг, тогда десятилетний мальчишка, отступая с семьей из захваченной фашистами Белоруссии, слышал ее от наших солдат 28 июня 1941 года. То есть она мгновенно стала всенародной, зазвучала из всех репродукторов.

Конечно, написать можно за день. Но можно ли за три дня утвердить ее у Сталина? Наверно, с 23 по 26 июня 1941 года Сталину было не до песен… А без его ведома такие акции были просто невозможны, немыслимы.

А вообще я веду к тому, что не след нам бросать камни в этих авторов, обвинять в исполнении заказов агрессивного государства. Да, писали по заказу. Но и по искренней вере. Они (и мы потом) искренне верили, что так и надо. И, возможно, вера их определяла и талантливость песен. «Три танкиста» и «Дан приказ: ему на запад…» Дмитрия Покрасса (написанные в соавторстве с младшим братом Даниилом) стали народными.

Композитор Дмитрий Покрасс (один из авторов песни «Принимай нас, Суоми-красавица») — легендарный в определенном смысле человек. Он — конармеец, в 1920 году написал знаменитый «Марш Буденного» и «Красные кавалеристы». А его старший брат Самуил в том же 1920 году — еще более знаменитую песню-марш «И от тайги до британских морей Красная армия всех сильней!».

Кстати, затем Самуил миновал «британские моря» и обосновался в США, где стал одним из востребованных композиторов Голливуда. Советские люди знали его по широко известной музыке к американскому фильму «Три мушкетера».

Но никто уже не знает, что Дмитрий Покрасс написал также песню о моем родном городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Я видел его в 1968—1969 годах в редакции областного радио, где служил корреспондентом. 70-летний композитор, уже мало кому нужный в столице, с бригадой Москонцерта ездил по глухой провинции. На москонцертовском жаргоне это называлось «чёс». У нас они тут же сляпали песню про Петропавловск, последнюю строчку которой помню до сих пор: «И жизнь у нас — жаксы!» (ударение в слове «жаксы» на последнем слоге, «жаксы» — по-казахски «хорошо»). Наш главный редактор Торопкин вежливо восхитился, велел их записать в студии, вежливо проводил до порога редакции — и с тех пор ту песню уже не слышал никто.

Ну а «Суоми-красавицу» сегодня вспомнили, кажется, только мы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow