СюжетыОбщество

КОМИССИЯ НАЗВАЛА ФАМИЛИИ: ПРОНИЧЕВ, АНИСИМОВ, ТИХОНОВ…

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

Этот материал вышел в номере № 90 от 01 Декабря 2005 г.
Читать
Доклад депутатской Комиссии по рассмотрению и выяснению обстоятельств, связанных с трагическими событиями в г. Беслане 1—3 сентября 2004 года, созданной на заседании Парламента Республики Северная Осетия-Алания 10 сентября 2004 года После...

Доклад депутатской Комиссии по рассмотрению и выяснению обстоятельств, связанных с трагическими событиями в г. Беслане 1—3 сентября 2004 года, созданной на заседании Парламента Республики Северная Осетия-Алания 10 сентября 2004 года

После захвата школы

1 сентября 10.30

«…В соответствии с республиканским Планом комплексного применения сил и средств по антитеррористической защите от 30.07.2004 г., в полном соответствии с Законом Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» был создан оперативный штаб по освобождению заложников в количестве 11 человек, куда вошли Президент РСО—Алания Дзасохов А.С., руководители МВД, УФСБ РФ по РСО-А и другие должностные лица..

…В соответствии с разработанным в Республике Северная Осетия-Алания планом, руководителем ОШ в случае его создания определен Президент республики как Председатель РАК, а его заместителем — начальник ГрОУ МВД России по Республике Северная Осетия—Алания (создано 02.08.2004 г.) полковник А.А. Цыбань. Как показали дальнейшие события, на деле этот штаб не имел реальных полномочий и был по существу отстранен не только от фактического руководства операцией, но и просто действенного участия в нем.

…В 11.40 с помощью служащих ФАПСИ по Северной Осетии (полковник Денискин С.Н.) с использованием аппарата ПМ Президенту республики удалось связаться и сделать первый доклад Президенту страны В.В. Путину о захвате заложников и действиях республиканского руководства и силовых структур. Глава государства со своей стороны указал на принятие всех возможных мер по освобождению заложников и сообщил в этом телефонном разговоре, что по его указанию в Беслан в срочном порядке вылетает с группой офицеров ФСБ первый заместитель директора ФСБ Проничев В.Е.».

Оценка действий штаба

«Наряду со штабом А. Дзасохова и сменившим его штабом В. Андреева были созданы как бы ведомственные штабы, обязанные исполнять распоряжения главного штаба.

О бросающейся в глаза разобщенности деятельности штабов говорит и их месторасположение. В здании АМС г. Беслана образовалось следующее расположение находившихся там структур и должностных лиц.

На первом этаже (левое крыло) — ФСБ (генералы Андреев В.А. и Калоев Т.). Рядом на этом же этаже с 15 часов разместился Проничев В.Е. и другой заместитель директора ФСБ В. Анисимов. На третьем этаже, в левом крыле здания, находились Президент республики А.С. Дзасохов, Председатель Парламента Т. Мамсуров, Полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В. Яковлев, а также группа депутатов Госдумы во главе с Рогозиным Д.О. В правом крыле третьего этажа приступили к своей работе руководители спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» во главе с генералом Тихоновым А.Н.

И все же самой закрытой и загадочной была структура, расположившаяся в южном крыле первого этажа АМСУ, тщательно хранившая детали своей работы даже от членов вышеупомянутых штабов. Там находились так и не вошедшие ни в одну официальную штабную структуру заместители Н. Патрушева — В. Проничев и В. Анисимов, а также М. Паньков, Т. Калоев и другие.

Не менее загадочной являлась и структура, расположенная на втором этаже в центре здания АМС. Это был своего рода «идеологический штаб», где, как теперь становится ясным, готовилась (редактировалась, цензурировалась и т.д.) информация перед ее официальным обнародованием. Именно здесь, скорее всего, родилась пресловутая цифра о числе заложников — 354, имевшая хорошо всем теперь известные последствия.

Именно туда вызывали 2 сентября 2004 года «на проработку» заместителя Председателя Парламента Республики Северная Осетия—Алания С. Кесаева, все эти дни находившегося на месте событий и выполнявшего поручения Президента Республики Северная Осетия—Алания А.С. Дзасохова, где господин, представившийся членом штаба, пытался внушить ему, что называть следует цифру заложников, установленную в штабе.

…О формальном характере назначения В. Андреева руководителем ОШ можно судить по общеизвестным фактам. Глава УФСБ по Республике Северная Осетия—Алания покидал штаб и терял, таким образом, нити управления операцией десятки раз: выступая перед жителями Беслана вдали от ОШ, встречаясь с журналистами, сопровождая 2 сентября Р. Аушева до школы или же группу МЧС 3 сентября до первого кольца оцепления и т.д. Мог ли поступать подобным образом генерал, от действий которого зависела жизнь сотен людей? Это или исключено, или же, напротив, вполне возможно, если за В. Андреева принимали решения (фактически руководили) его непосредственные начальники — В. Проничев и В. Анисимов, а возможно, и глава УФСБ ЮФО Т. Калоев.

…К исходу второго дня на переговоры с террористами не вышел ни один из значимых федеральных чиновников, в компетенцию которых хотя бы отчасти входило обсуждение выдвинутых боевиками условий. Все больше убеждаясь, что обсуждать их требования никто не намерен и темой переговоров остаются обеспечение заложников пищей и водой, освобождение малолетних детей и немощных стариков, т.н. «коридор» от Беслана до Чечни и тому подобное, террористы ужесточают режим содержания заложников. Что касается разрешения вывезти тела двух десятков убитых, находившихся во дворе школы и у фасадной стены, то оно, судя по всему, было вызвано желанием боевиков устрашить население и сделать более сговорчивыми членов штаба. Нетрудно представить, какое впечатление на родных, близких и всех остальных произвел бы переполненный трупами грузовик МЧС.

Неполная информация о ходе и содержании переговоров с боевиками, неясность с переданной в штаб кассетой также оставляют безответными многие вопросы.

…Существует мнение, что самый реальный из последних мог быть связан с именами Масхадова и Закаева, к которым в те дни обращались не как к виновникам или организаторам происходившего, а как к посредникам. Предполагаемое время их появления в Беслане — вечер 3 сентября. Степень вероятности приезда Масхадова никто бы тогда не взялся определить. Хотя очевидно, что самыми заинтересованными в этом были, конечно же, заложники и их родные, а также… сам Масхадов, т.к. возможный успех его миссии позволил бы Масхадову получить репутацию миротворца и повысить тем самым вероятность своего диалога с федеральным центром в качестве легитимного лидера Чечни, в свое время признанного Москвой.

Не использовались предложенные услуги и технические возможности журналистов телекомпании «Аль-Джазира». Они, в отличие от А. Аслаханова, были более перспективны в плане установления и поддержания доверительной атмосферы между сторонами. Журналисты «Аль-Джазиры» были готовы организовать прямой эфир с помощью спутниковой связи, что позволило бы как минимум избежать странных накладок и неясностей с переданной боевиками видеокассетой.

По сей день остается в тени юридический статус пребывания в Беслане В. Проничева и В. Анисимова, впрочем, как и факт пребывания в Осетии Н. Патрушева и Р. Нургалиева. Также остается непонятной позиция Совета безопасности России. Так и не были названы имена «новых заметных фигур», готовых, по словам А.С. Дзасохова, вступить в переговоры. Это заявление было сделано 2 сентября, уже после включения в переговорный процесс Р. Аушева…»

О первых взрывах

«Ключевым в событиях 1—3 сентября 2004 года в г. Беслане был и остается вопрос о первом взрыве. Точнее, о двух первых взрывах, прозвучавших с интервалом в полторы-две минуты и положивших начало массовой гибели заложников.

…Самый первый взрыв произошел в северной части чердачного помещения спортзала, что подтверждается показаниями находившихся в спортзале заложников («Над нами в потолке открылась дыра, через которую мы увидели небо»); одновременно над крышей взметнулось дымное облако грибовидной формы. Такое никак не могло произойти в случае, если бы разорвалась одна из установленных бандитами бомб. Причем по нескольким причинам.

Во-первых, террористы не минировали потолок и кровлю спортзала, туда не тянулся ни один провод.

Во-вторых, разорвавшаяся в самом зале мина не могла пробить потолок, расположенный на 6-метровой высоте от пола.

В-третьих, повторим, взрывов должно было быть несколько.

В-четвертых, даже в случае отсутствия преград в виде потолка и кровли дымное облако не могло за доли секунды взметнуться на 13—15 метров, сохранив при этом свою первоначальную грибовидную форму.

И, наконец, не в пользу этой версии говорит характер повреждений баскетбольного щита и выгнутая наружу кирпичная кладка фронтона, через проем в котором и был произведен первый выстрел.

Второй взрыв действительно произошел в самом зале, точнее — под его ближайшим к основному зданию окном, образовав в полуметровой стене пролом, бегством через который спасалась часть заложников. Как и в первом случае, разорвалась не бандитская мина, так как пол рядом с проломом не пострадал, чего не сказать о воронке под баскетбольным щитом, куда упала висевшая на кольце бомба.

…В памяти всех очевидцев и участников трагедии запечатлелся еще и третий, самый мощный взрыв, прогремевший примерно в половине второго. Судя по всему, тогда разорвалась одна из бандитских мин, так как доставить извне такое количество взрывчатки не может ни гранатомет, ни иное средство. Предположительно причина третьего взрыва — воздействие на самодельное взрывное устройство разгоравшегося пожара…»

Танки и огнеметы

«…Первые выстрелы из танков были сделаны вскоре после третьего взрыва в спортзале и производились т.н. «болванками», таранившими крышу, а также стены фасада школы с целью образования проемов для выбегавших заложников. Покидая спортзал, боевики отступили с частью способных передвигаться заложников в основное здание школы. Рассредоточившись в столовой, актовом зале, коридорах и классных помещениях обоих этажей, боевики около полутора часов вели плотный огонь. Это затрудняло эвакуацию раненых из примыкавших к спортзалу раздевалок и туалетов, не говоря о самом спортзале.

Командующий 58-й армией, помимо распоряжений начальника ОШ А. Андреева, выполнял приказы министра обороны и начальника Генштаба и перед ними же отчитывался.

В 13 ч. 21 м. он доложил о происшедших взрывах.

В 15 ч. 07 м. и 15 ч. 34 м. Соболев докладывал о ходе операции начальнику Генштаба и Министру обороны соответственно. В 18 ч. 15 м. С. Иванов приказал Соболеву блокировать весь город, что и было завершено в 00 ч. 30 м. 4 сентября. С 20 ч. до 21 ч. танк Т-72 произвел семь выстрелов в проемы окон столовой осколочно-фугасными снарядами, хотя не было и не могло быть достоверных данных об отсутствии в столовой и других помещениях живых заложников.

4 сентября, после неоднократных докладов в Москву, подразделения 58-й армии в 20 ч. вернулись в пункты постоянной дисклокации.

К 18 часам, согласно информации, поступившей от оперативно-боевых групп ЦСН, было установлено, что в местах нахождения боевиков (класс, подвал и чердачное помещение) заложники отсутствуют. В связи с этим руководство штаба в целях уничтожения укрепленных огневых точек террористов и предотвращения дальнейших потерь личного состава ЦСН приняло решение о применении тяжелого вооружения (огнеметы РПО-П («Шмель») и танка. По огневым точкам террористов, находившихся на крыше школы, было нанесено огневое поражение из огнеметов РПО-П («Шмель»).

Единственный вопрос, возникающий у членов комиссии к структурам МО России, задействованным во время операции: как можно передавать вверенную боевую технику и личный состав не установленным лицам и не интересоваться их дальнейшими действиями».

Хронология штурма

«13.03.—13.05. В здании слышны два сильных взрыва. В. Андреев отдал приказ спецназовцам начать боевую операцию по освобождению заложников. Министр МЧС Б. Дзгоев получил указания из ОШ не приступать к тушению пожара до особого распоряжения.

13.04.—13.25. Спортзал покидают способные самостоятельно передвигаться заложники.

13.18. Ведущие европейские телекомпании начинают прямую трансляцию с места событий.

13.19. Заложники продолжают бежать из школы, многие ранены. Перестрелка слегка затихает.

13.26. Над школой появляются боевые вертолеты — один МИ-24 и два МИ-8.

13.29. В южной части спортзала раздается третий, самый мощный взрыв. Огонь, до этого пылавший на чердаке, перекидывается на пол спортзала. Немногочисленные заложники продолжают покидать школу.

13.30.—13.50. Через окна тренажерного зала, примыкающего к основному залу с севера, в школу вошли первые спецназовцы. Из тренажерного зала эвакуированы все живые заложники. Пробив брешь между двумя залами, спецназовцы и гражданские лица проникают в спортивный зал. Боевиков в зале нет, пожар только разгорается, много раненых, контуженых и обессиленных заложников.

13.35. Оперативный штаб сообщает, что боевики открыли по бегущим заложникам огонь, и отдает команду «действовать в соответствии с обстановкой». Во двор школы с западной стороны ворвались первые подразделения спецназа ФСБ. Вслед за ними продвигаются гражданские лица, приступившие к эвакуации раненых заложников. Их действия прикрывает БТР, подъехавший вплотную к зданию школы.

13.42. Происходит обрушение горящих досок и обшивки потолка. Часть террористов пытается выйти из здания, смешавшись с толпой заложников.

13.50. Идет эвакуация раненых в больницы Беслана и Владикавказа. К школе дополнительно выдвигаются несколько БТР.

14.00.—14.30. Из-за железнодорожного полотна танк № 328 производит первые несколько залпов «болванками» по столовой и кухне… Объявлено, что спецподразделения «контролируют все помещения школы». Здание школы горит.

15.10. В здании школы и окрестностях идет бой, слышны взрывы, выстрелы из танковых пушек. После получения разрешения от руководства ФСБ пожарные расчеты ГПС МЧС РСО-Алания выдвинулись к месту пожара.

15.20. Пожарные приступили к тушению огня в спортзале. Первая машина принадлежала не МЧС, а БМК, была неисправна и с малым запасом воды. Пожарные подразделения МЧС въехали во двор позже, так как подъездные пути были заняты частным автотранспортом. Самое активное участие в тушении приняли гражданские лица, фактически взявшие на себя задачу тушения. В зале раздаются маломощные взрывы — от воздействия огня — и взрываются ручные гранаты и пластит.

15.25. Два отделения ПСЧ-6 прибыли на место и приступили к тушению возникших очагов пожаров под обстрелом.

15.28. 2 отделения пожаротушения, находившиеся в группировке сил МЧС (школа № 6), приступили также к тушению пожара. Дополнительно были вызваны 2 отделения из СЧТКП г. Владикавказ и 1- из ПСЧ-7 г. Ардон.

15.35. По прибытии к месту пожара первого заместителя Министра по ГПС полковника в/с Романова (РТП-2) был создан ОШ пожаротушения и организованы 2 боевых участка:

— 1 БУ — с северной стороны спортзала поданы 3 водяных ствола в проемы окон;

— 2 БУ — с восточной стороны спортзала — 2 ствола в дверной проем и в пролом стены.

16.00. По данным Минздрава Северной Осетии, ранены свыше 340 человек, 180 из них — дети.

16.10. Группа жителей Беслана пытается линчевать неизвестного мужчину, который был задержан военными.

16.17. В здание школы входят спасатели и врачи, начинается эвакуация оставшихся заложников и продолжается тушение пожара.

16.30. Танк № 325 подъезжает к школе со стороны домовладения Кадиева по ул. Коминтерна и практически в упор расстреливает помещение столовой, находящееся над входом в подвал. Местные жители, в частности Х. Езиев — руководитель Правобережного отдела ТКВ, тщетно пытаются этому противодействовать.

17.00. В спортзале и примыкающих к нему помещениях практически нет живых заложников. Трупы погибших заложников и боевиков находились в актовом зале, коридорах обоих этажей и некоторых классах. Это не относится к столовой и прилегающим помещениям.

17.16. В районе школы вновь слышна стрельба. Спецназ продолжает поиск и преследование боевиков.

17.30. В подвал районного отдела УФСБ РФ по РСО-Алания водворяются три человека, предположительно боевики, Ф.И.О. и судьбы которых по сей день достоверно не известны.

18.00. По поступившим сведениям, погибли 316 мирных жителей, убиты 27 боевиков. В Беслан прибывает советник Президента РФ А. Аслаханов.

18.21. Саперы продолжают обезвреживать многочисленные взрывные устройства, установленные в школе.

19.22. Советник президента Асламбек Аслаханов заявляет, что в школе могли находиться до 1200 заложников.

20.22. В одном из школьных строений раздается новый взрыв, возобновляется перестрелка.

20.59. Объявлено число госпитализированных заложников: 652 человека, в том числе 228 детей. Завершающая стадия штурма проходит в восточной пристройке, расположенной над подвалом.

21.00. Вновь, уже в третий раз, применяется танк, стрелявший сквозь спортзал. Разрушены оба этажа пристройки, в которой предположительно находились не только боевики, но и последние из оставшихся в живых заложники. Наряду с танками применялись гранатометы и РПО»…

Полностью текст доклада на сайте «Новой»

Особое мнение Анны Политковской

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow