Спросите у любого молодого человека, кто такой Василий Стрельников, и вам наверняка ответят: «Это главный голос нашего MTV!». MTV Russia действительно «говорило» голосом Стрельникова целых четыре года. Потом Василий ушел на СТС, где вел авторские программы «Вася in da house» и «Супер!». Жизнь программ была недолгой, и пару лет назад Василий ушел в творческий отпуск. Отдых Стрельникову был необходим — немногие знают о том, что сорокатрехлетний Василий работает в массмедиа уже… 25 лет.
В далеком 1979 году он стал диктором Всемирной службы московского радио, вещавшей на Запад на английском языке, где в рамках своей программы «Уикенд с Василием» общался с такими заезжавшими в столицу мировыми звездами, как Карлос Сантана, Питер Гэбриэл, Анни Леннокс… В 1987-м стал создателем и ведущим «Лучшей двадцатки ТАСС» — первого официального советского хит-парада. В 1988-м озвучил два золотых сувенирных диска, предназначенных первым леди — Раисе Горбачевой и Нэнси Рейган, посетившей Москву вместе с супругом. Песни ведущих советских артистов разбавлял колоритный голос Василия, зачитывающий дружественным народам приветственные речи… В 80-х дублировал и озвучивал на английский советские фильмы и мультфильмы…
В карьере Стрельникову помогало не только огромное желание работать на радио, но и двойное советско-американское гражданство. Отец Василия — известный американист, работал в Штатах собкором газеты «Правда». Там же познакомился с будущей женой, которая проходила практику в русском посольстве. Василий появился на свет в Нью-Йорке. Спустя несколько лет переехал с семьей в Вашингтон. А в 1975 году отца Стрельникова перевели в Москву. Василию было 13 лет.
— Как вы впервые попали на радио?
— В 1979 году в Советском Союзе появилась Всемирная служба московского радио — наш ответ Всемирной службе Би-би-си. Радио было предназначено для западных слушателей, вещало на английском языке на коротких волнах. Один из передатчиков направили на Москву — для дипкорпуса, благодаря чему это радио могли слушать и советские граждане. Они почти ничего не понимали, впрочем, их не политика интересовала, а музыка, транслирующаяся в конце каждого часа. Новому радио требовались дикторы — носители языка, найти которых было довольно сложно. Мама узнала о конкурсе, я, всю жизнь мечтающий о работе на радио, пришел на прослушивание, начитал текст про грядущую Олимпиаду, и через 40 минут мне предложили постоянную работу. Так в 18 лет я стал диктором московского радио на английском языке, где задержался лет на 12. Сначала читал новости, но у меня была мечта сделать музыкальную передачу. С американским форматом и советской музыкой. Так появилась передача «Уикенд с Василием».
— Как вам удавалось пробиваться к иностранным звездам?
— Существовал целый ряд хитростей. 1983 год, в Советский Союз приезжают Бенни и Бьорн из группы АВВА. Приезжают с неофициальным визитом, как простые туристы. У друга знакомый работал на таможне в «Шереметьеве», он нам и рассказал об их приезде. По другой цепочке узнали о том, что они остановятся в «Национале». Два часа спустя я звоню в «Националь» — естественно, из телефонной будки. По-английски узнаю, в каком номере они проживают. Мне легко выдают эту информацию. Я звоню им в номер, представляюсь и говорю: «Очень хотел бы у вас небольшое интервью взять». Они удивляются, ведь их визит нигде не заявлен, но соглашаются — им самим это интересно: они в это время работали над мюзиклом «Шахматы», где по сюжетной линии один из главных героев был русский, который мечтает сбежать на Запад. Они приехали посмотреть, что такое Советский Союз, поэтому им было интересно и со мной пообщаться. Договорились встретиться в «Национале». На троллейбусе подъезжаю к гостинице. Глубоко вдыхаю и по наглой, жуя жвачку, захожу в вестибюль. Сразу на лестницу, по сторонам не смотрю, иду уверенно, хотя чувствую, что все за мной наблюдают.
Это был второй день их пребывания в столице. Они жили в шикарной гостинице и не успели впитать в себя реальную Москву, поэтому были очень дипломатичны. Сказали: «Нам Москва очень нравится, интересный город». «А как вам наша поп-музыка?» — «Мы знаем, что есть Алла Пугачева. Мы у нее вчера были на приеме. Очень много было водки». То есть Алла Борисовна еще раньше меня подсуетилась. Говорили минут тридцать. На работе я расшифровал кассету и понес на визу свои драгоценные четыре страницы. На следующий день получаю текст, и у меня просто сердце разрывается. Расшифровка получилась такая: «Голос за кадром: «Наш корреспондент Василий Стрельников беседует с музыкантами из ВИА АBBА. Швеция. Он поприветствовал музыкантов. Вывод пленки с голосом музыкантов: «O, hallo, hallo». Потом перечеркнута первая страница, вторая, третья, а в конце четвертой маленький подвальчик с текстом: «И спросил, как им Москва». На что они ответили: «О, нам Москва очень нравится, у вас тут Алла Пугачева». «Спасибо за интервью». Я пошел к главному редактору, хотя понимал, что это бесполезно. Ответ был такой: «Мы московское радио, зачем нам пропагандировать западных музыкантов, у нас своих полно. Поставь Пугачеву, и все будет нормально!».
Часто я общался со звездами и на «официальных» основаниях. В 1989 году в Советском Союзе впервые состоялся двухдневный рок-фестиваль Moscow Music and Peace Festival с участием мировых звезд первой величины. «Лужники», 70 000 зрителей, Бон Джови, Cinderella, Scorpions, Skid Row, Оззи Осборн на сцене. В Советском Союзе это мероприятие, как всегда, подавалось как акция мира, а в Америке рекламировалось как акция против наркотиков. Мои знакомые с американского MTV, выступающего информационным спонсором концерта, предложили мне поработать с ними в качестве координатора и переводчика. И десять дней я имел прямой доступ ко всем артистам.
— И как вели себя рок-звезды? Как реагировали на реалии Советского Союза образца 89-го года?
— Они находились в весьма грустном состоянии духа. Потому что этих молодых миллионеров поселили в гостинице «Украина». Когда кто-то из них узнавал, что я родился в Америке, сразу начинал кричать: «Почему же ты тогда живешь здесь? Здесь же так ужасно! Одни солдаты!». Их всех поражало количество солдат на улице. А еще то, что нигде ничего нельзя купить. Что за блок «Мальборо» можно на весь день нанять огромный «Икарус» и кататься.
Им показывали наши достопримечательности, но они ничего не понимали. Помню, была фотосъемка: «Рок-музыканты смотрят на Большой театр». Но они были настолько далеки от этого! Они смотрели не на театр, а на солдат. А на смотровой площадке на Воробьевых горах их интересовала не панорама Москвы, а нищие, которые просят у иностранцев деньги.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Интересно, а как иностранные звезды обустраивали у нас свой быт? Чем питались, например?
— Они все везли с собой. Я в первый раз с этим столкнулся, когда в 87-м году в Советский Союз приехал Билли Джоэл. Вместе с ним приехали два контейнера — минеральная вода, хлеб, крекеры, сахарозаменитель. А еще он вез с собой килограммы туалетной бумаги — ему сказали, что в Советском Союзе ее нет.
А рок-звезды вечером после концерта мне говорили: «Отведи нас туда, где проститутки и можно пожрать». Мы шли куда-нибудь в гостиницу «Международная», однажды водил их в «Генацвале», они остались в восторге от грузинской кухни. А вообще почти у всех была полевая кухня, стояли американцы, англичане и готовили. На самом деле все эти звезды привозили в СССР целый кусок своей страны и изолировались от нашего мира.
Правда, местная водка им нравилась. Например, участники группы UB40 были пьяны постоянно. У них Советский Союз с чем ассоциировался? Водка, Сибирь, медведи, ушанки. Ввиду того, что водка занимала первую строку в этом хит-параде, они тут же ее хватали и начинали пить из горла.
— Кто из участников этого концерта запомнился вам больше всего?
— Я очень подружился с Себастьяном Бахом — солистом группы Skid Row. Благодаря ему я внес в этот концерт свой небольшой вклад сомнительного свойства! Группа Skid Row тогда была на пике популярности, и именно ей доверили открывать концерт. За 15 минут до выступления ко мне подбежал Бах и спросил: «Слушай, Дазилий, ты же русский, знаешь какие-нибудь смачные русские матерные слова?». «Конечно, знаю», — ответил я. «Поможешь мне что-то сказать на сцене, а то как же рок-концерт и без мата?». И я на его ладони ручкой написал несколько нецензурных слов. И вот — первые кадры исторического рок-концерта. Весь мир смотрит Москву по спутнику. Выходит Бах, хватает микрофон и, заглядывая в свою ладошку, начинает материться по-русски. Вздох 70 000 человек: «Че он сказал?», а я за кулисами стою довольный.
Мы так сблизились с этим Бахом, что он на полном серьезе после окончания второго концерта затащил меня в гримерку и говорит: «А теперь собирайся — ты уезжаешь с нами, потому что здесь невозможно жить». И подзывает своих продюсеров, режиссеров, гримеров. Гримеры начинают галдеть: «Так, бороду сбриваем, здесь делаем зеленую прядь, там красную, в ухо повесим цепочку». Они хотели меня за одну ночь превратить в рок-музыканта, чтобы я на следующий день вместе с ними в «Шереметьеве» вышел через зеленый коридор. Естественно, из этой затеи ничего не вышло.
— Часто ли во время интервью музыканты говорили о политике?
— В 1987 году в Измайлове на концерте, посвященном Маршу мира из Ленинграда в Москву, выступал Карлос Сантана. За кулисами я спросил его, что он думает об этом марше, и он сказал: «Знаешь, в Америке есть одно очень опасное заболевание — это не рак и не СПИД, это равнодушие ко всему, что происходит, особенно это ощущается сейчас — при Рейгане». И давай Рейгана поливать, что он «затупил» американцев, что они дальше своего носа не видят, многие даже не знают, где Советский Союз находится…
Бывало, и про нашу идеологию высказывались. На упомянутом концерте «Гринписа» я подошел к гитаристу группы U2 Эджу. Говорю: «Пару слов для «Радио Москвы». «Для кого, для кого? — оживился Эдж. — Подожди, это то, что на коротких волнах? Когда мне очень плохо, я слушаю вашу контору, она меня заставляет смеяться! Ну вы иногда несете такое говно!».
— Вы были ведущим первого советского хит-парада ТАСС… В объективности нынешних хит-парадов уверены очень немногие. Взять хотя бы недавнюю церемонию вручения наград MTV.
— Я вспоминаю работу на MTV с ностальгией. Я каждый день ходил туда как на праздник. Но сейчас MTV я не смотрю. Пытался посмотреть вручение премий, но через 10 минут переключил канал, потому что мне стало очень грустно. Ну нельзя брать общие планы, на которых видно, что никто не пришел на эту вечеринку. Я читал в интернете про скандал с Земфирой. Это ведь клево, что есть такая сенсация, что мегазвезда Земфира отказывается от премии… Я ее могу понять.
Сегодня люди слушают то, что показывает им телевидение. А телевидение показывает то, на чем можно заработать. За годы работы на MTV я «съел» очень много такой музыки и сейчас лечусь от этого. Полтора года назад я решил уйти на пенсию — жил за городом, отдыхал, путешествовал, гулял, лазил по интернету.
Сегодня я немного занимаюсь озвучкой — на REN TV и радио «Энергия». А еще я познакомился с таким понятием, как подкастинг, — это возможность для любого человека взять мп3 рекордер или компьютер, подключить микрофон, начитать пяти-десятиминутную передачу и закачать ее на определенный сервер, чтобы другие люди могли послушать. В Америке это движение сейчас гиперпопулярно, мы решили продвигать его и в России. На нашем сайте www.RussianPodcasting.ru выложено уже больше 1500 записей. И поверьте, это гораздо интереснее, чем попса!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68