В августе 2004 года Минприроды сообщило агентству «Интерфакс» о начале совместной с ФСБ, МВД и налоговыми органами проверки объемов добываемой и экспортируемой нефти. В самом деле, если незаконную добычу нефти еще можно как-то наладить в локальных масштабах, то скрывать ее экспорт можно только в масштабах общегосударственных. В детской игре принято предупреждать: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать!». По-взрослому так не делают. Тем более когда речь идет, по оценкам экспертов, о миллиардах долларов.
Странное объявление мелькнуло и забылось. О результатах проверки нам уже никто не рассказывает. Тогда мы сами кое-что расскажем. В отличие от ФНС мы знаем, конечно, мало и случайно. Мы обратим внимание ФСБ, МВД и иже с ними на маленький хвостик заявленной ими темы, возможно, высунувшийся в Рязани.
Фининспектор
В июле 2003-го из Госдумы в Рязань с поручением экс-директора ФСБ депутата Николая Ковалева спустилось заявление некоего Сидоркевича С.А. о вопиющих безобразиях в налоговой инспекции. Письмо проверила прокуратура, установив, что такого жителя в Рязани нет. Тем не менее заместитель прокурора области в августе 2003-го возбудил дело против всего состава управления ФНС. Были проведены обыски, изъяты кипы документов. Из рапорта УБОП: «…в отношении членов организованной преступной группы, осуществивших при соучастии должностных лиц УФНС… хищения средств федерального бюджета в особо крупных размерах…».
В декабре прошлого года в суд было передано дело о незаконном получении начальником инспекции № 2 по Рязани Игорем Фоминым двух квартальных премий на сумму 9 тыс. рублей. Это результат двухгодичной разработки, которая велась с привлечением всех рязанских правоохранительных сил. Суд идет уже несколько месяцев. Подсудимый передвигается по городу, подобно маленькому танку, на белой «десятке» с серийным номером «26» (вся Рязань ездит с номерами «62»). Фомин приехал на этой машине из Ессентуков три года назад и с ходу врезался тут во что-то до сих пор не объяснимое.
Это дело, стоившее бюджету много больше, чем вменяется Фомину, закончится оправдательным приговором если не в Рязани, то в Москве. На фоне жалоб о непомерной загруженности правоохранительных органов оно представляет собой факт, заставляющий искать за ним скрытую подоплеку. Собственно, искать долго не придется: во время обыска в 2003 году следователь сам произнес ключевое слово: не надо было, дескать, наступать на хвост НЭК «Квандо». Об этом рассказывают свидетели на суде над фининспектором Фоминым.
«Квандо»
В 2001 году главой УФНС по Рязани стал «варяг» — Владимир Сонькин, прежде работавший в Кавминводах. Он привез часть своих людей, в том числе Фомина. Новая команда обратила внимание на некое ООО «НЭК «Квандо»: фирма просила вернуть из бюджета НДС по экспортным операциям на десятки миллионов рублей. По документам, ООО «НЭК «Квандо» с заявленным штатом в полтора человека закупало тысячи тонн нестабильного газового конденсата в Казахстане, гнало его в Оренбург для переработки в стабильный, в Башкирию, где из конденсата делались бензин, дизельное топливо и мазут. После транспортировки трубами и цистернами до границ России нефтепродукты уходили в адрес компании CRUDEX SA в Швейцарии. Возврат НДС НЭК «Квандо» ранее производился регулярно. Новая инспекция затормозила этот вопрос, заподозрив схему лжеэкспорта.
НЭК «Квандо» выступало как агент ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ». Конечно, теплоэлектроцентраль по идее должна сжигать мазут, а не гнать его на экспорт, но никто не запретит ей заниматься и непрофильной коммерцией. Если она законна. Но вот тут и возникли сомнения. Что заставляло ТЭЦ торговать со Швейцарией не от своего имени, а от имени ООО «НЭК «Квандо», зарегистрированного по адресу в жилом доме, где, по уверениям соседей, никакой организации никогда не было?
Попытки инспекции найти ответы на эти вопросы вызвали неожиданно острую реакцию. ООО «НЭК «Квандо» раздвоилось на ООО «Квандо» и ООО «Квандо брокер». Первое осталось в Рязани, унаследовав имущество. А «Квандо брокер» с документами «мамы» уехало в известный внутренний офшор в городе Снежинске Челябинской области. Там фирма сразу же была ликвидирована, а все документы якобы уничтожены. Они содержали информацию о десятках экспортных операций объемом в сотни тысяч тонн нефтепродуктов и уже на многие миллионы долларов. Оставшееся в Рязани ООО «Квандо», вопреки запрету суда, продало весь автопарк аффилированным структурам, а «мама» всех «Квандо» — ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» — на всякий случай перерегистрировалась в Казани.
Дальние концы этой истории уходят в Казахстан и Швейцарию, ближние — в Оренбург, Казань и город Салават в Башкирии. Но и туда просто так не влезешь, «вертикали» не хватает. Про Снежинск и говорить нечего, для налоговой службы это дальше, чем заграница. Да и не дело это налоговой инспекции, строго говоря. Исчерпав собственные силы, УФНС обратилось к прокурору области с заявлением о возбуждении уголовного дела против теперь уже конкретно поименованных лиц из клонированных «Квандо». Но прокуратура, как мы знаем, возбудила дело против инспекции, а в возбуждении дела по «Квандо» отказала. Рассуждая, почему уничтожение документов не является преступлением, прокуратура, например, сослалась на то, что «официальными документами» следует считать не товарные накладные и бухгалтерские платежки, а «произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти…». Странное суждение для прокуроров.
УФНС по Рязанской области, погнавшись за таинственными «Квандо», сразу же оказалось здесь под фактическим бойкотом. УВД и УБОП, участвующие вместе с прокуратурой в погоне за Фоминым, — по другую сторону баррикад. Обычная в таких случаях оперативная информация недоступна. Но что заставляет рязанских прокуроров гоняться за фининспектором и открещиваться, городить ерунду в отношении «Квандо» и ТЭЦ? Эту причину в целом можно охарактеризовать одним словом: НЕПРОЗРАЧНОСТЬ. Стремление уйти в тень и способствование нагнетанию тени. Бейте лампочки вместе с УБОП, что-то вроде того.
«Новые рязанские»
Следующая часть текста направлена на доказательство непрозрачности. Кто поверит на слово, может посмотреть по диагонали, это все путано. Это запутывали специально. Но при желании можно и разобраться.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Мы не прокуратура. Единственный тезис, который мы доказываем, состоит в непрозрачности. В мире никто не гоняется за «офшорками». Им просто не доверяют ни денег, ни тем более социальных программ. В тени офшора можно держать яхту для прогулок. Но не турбину ТЭЦ, которая отапливает половину Рязани.
Ведь что такое контроль над Ново-Рязанской ТЭЦ, да еще если реализуется проект аренды, вкупе со всеми городскими сетями? Если во главе города встал бывший директор ТЭЦ, жителям надо следить за карманами: тарифы на тепло и электроэнергию — дело гибкое. С другой стороны, где-то на ТЭЦ стоит (условно) рубильник: повернешь его так — и всей Рязани хорошо, повернешь этак — и вся Рязань замерзнет. Рубильник держит в руках Анатолий Шестаков — хотя и член партии «Единая Россия», но человек все же не вполне государственный при более пристальном рассмотрении. Кстати, его брат Владимир не таков. Он призер Олимпиады в Сеуле и возглавлял Федерацию дзюдо. В период захвата Ново-Рязанской ТЭЦ в 2001 году ее проходные были увешаны фотографиями Владимира Шестакова с президентом Путиным, одну из которых нам с трудом удалось найти (см. фото).
Непроходная пешка
Но и наличие такого брата — не гарантия того, что Анатолий Шестаков правильно повернет рубильник в ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в тот самый момент, когда это сочтет своевременным «Единая Россия».
И Анатолий Шестаков, и советник губернатора Валентин Тихвинский, видимо, вращаются и в каких-то других кругах. Если вернуться к истории с возвратом НДС НЭК «Квандо», возникает вопрос: почем овчинка? Когда обсуждается фактическая приватизация всего рязанского ЖКХ, зачем по мелочи подставляться? Управление ФНС в оборонительных боях выяснило самое интересное: НДС не был связан с лжеэкспортом. На вопрос «куда?» в принципе есть ответ: бензин пересек границу. Но как следствие конфликта высветился вопрос: откуда? И вот он-то, похоже, напугал кого-то до такой степени, что пришлось жечь документы.
В узких кругах, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой нефти, широко обсуждается такая тема, как левая нефть и нефтепродукты. Есть много путей их получения: незаконная добыча и излишки в трубах, образующиеся при умелом измерении объемов, или еще более умелая игра на разнице качества нефти и нефтепродуктов, идущих по трубам. По экспертным оценкам, левой нефти и нефтепродуктов из России уходит море, их стоимость исчисляется в миллиардах долларов. Вопрос техники — как легализовать «излишки».
Можно, например (мы ничего не утверждаем, просто теоретизируем), закупить газовый конденсат в Казахстане. Во-первых, это далеко — поди-ка проверь, сколько пришло. Во-вторых, газовый конденсат обладает такой особенностью, что норм выхода из него нефтепродуктов не существует. На каком-нибудь из этапов в цепочке может возникнуть и достаточно крупная партия нефти или бензина, которая получена другим способом. Для такой схемы были бы нужны десятки небольших фирм. Вероятность их появления тем выше, чем ближе труба, например, «Транснефтепродукта». В Рязани есть не только труба, но и дочернее предприятие этой компании.
Если наше предположение верно, становится понятно, почему Шестаков не мог просто махнуть рукой на этот НДС. Ведь это в Рязани он если не ферзь, то фигура. А в нефтяном экспорте он пешка. И никакой губернатор Шпак не может ему посоветовать выйти из этой игры: тут совсем другая «вертикаль» и деньги тоже другие.
Ну и кто тут кем управляет? Ведь здесь именно Фомин и стоящий за ним глава УФНС Сонькин представляют интересы государства. Может быть, в каких-нибудь иных своих ипостасях они тоже какая-нибудь мафия, но не в этой истории. А кто же тогда прокуратура, РУБОП, кто тут депутат областной Думы Шестаков, мэр Сазонов, советник губернатора Тихвинский да и сам губернатор, если он держит таких советников? Какие-то у них тут не вполне государственные интересы. То есть и государственные тоже — если совпадут. А если не совпадут, тогда уж извините. Вот это и называется — коррупция.
P.S. Советник губернатора Тихвинский, бывший директором «Квандо» и Ново-Рязанской ТЭЦ, которому автор передал все свои телефоны с просьбой о встрече, на связь не вышел. Ни одной его фотографии в рязанской прессе нам обнаружить не удалось.
К сведению:
В 2001 году более половины из 11 млн акций Ново-Рязанской ТЭЦ скупило ООО «Зимородок», принадлежавшее Анатолию и Владимиру Шестаковым. В результате маневров, агрессивных действий, а возможно, и нарушений закона, которыми сопровождаются такого рода истории, «Зимородок» консолидировал все 11 миллионов в две акции у себя на руках. ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» уступило одну долю ООО «НЭК «Квандо». Интересно, что, хотя захват Ново-Рязанской ТЭЦ осуществлялся в то же самое время, когда УФНС отказало в возврате НДС НЭК «Квандо», это две разные и параллельные истории. Объединяет их только состав участников. До сих пор никто в Рязани не догадался сложить две истории вместе, а картина получается интересная.
Директорами Ново-Рязанской ТЭЦ и «Квандо» были в том числе Валентин Тихвинский и Семен Сазонов. Тихвинский — бывший сотрудник милиции и налоговой полиции, а сегодня — советник губернатора Рязанской области Георгия Шпака по вопросам экономической политики. Сазонов в результате давления на депутатов со стороны Шпака и его администрации, свержения прежнего мэра и связанного с этим скандала избран главой муниципального образования Рязань. В Рязани полагают, что Сазонов назначен мэром под план передачи в аренду ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (оно платит налоги в Казани) тепловых, водопроводных, распределительных и канализационных сетей города Рязани «для повышения их инвестиционной привлекательности».
Возможно, в таком проекте никакой каверзы и нет. Но для инвесторов тут нет ясности с прозрачностью. Есть и вопросы к собственнику ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (через учредительство) и ООО «Квандо» Анатолию Шестакову. Ныне он депутат областной Думы, четвертый номер в списке «Единой России», знакомый губернатора Шпака. На сайте рязанского правительства он упоминается однажды в майском репортаже об открытии Шпаком новой турбины на ТЭЦ. В газетах это имя встречается чаще. Сообщается, например, что когда-то Анатолий Шестаков руководил секцией дзюдо в Рязанской школе милиции.
Что касается новой турбины ТЭЦ, то, по некоторым сведениям, она принадлежит ООО «Региональная лизинговая компания», которое учреждено «ВАЛАКСИС АССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ СА» из Швейцарии и ОАО «Вердахлебопродукт» из поселка Сараи Рязанской области. Из Швейцарии под лизинг турбины пришло до 10 млн долларов. В том, что швейцарский бизнес вдруг заинтересовала турбина в Рязани, тоже не было бы ничего плохого. Но стоит кое-что проверить. Все ли деньги пошли именно на турбину? А вдруг эта швейцарская фирма принадлежит как раз тем рязанским ребятам, которые гнали не очень понятный бензин якобы в Швейцарию через совсем непонятное НЭК «Квандо», убитое в Снежинске?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68