СюжетыОбщество

ДЕЛО УЛЬМАНА ЖИВЕТ

СУД ДА ДЕЛО

Этот материал вышел в номере № 64 от 01 Сентября 2005 г.
Читать
Военная коллегия Верховного суда, рассматривая 30 августа кассационную жалобу на оправдательный приговор Северо-Кавказского военного суда по делу о расстреле и сожжении спецназом ГРУ шестерых человек в январе 2002 года в Чечне, вернула все...

Военная коллегия Верховного суда, рассматривая 30 августа кассационную жалобу на оправдательный приговор Северо-Кавказского военного суда по делу о расстреле и сожжении спецназом ГРУ шестерых человек в январе 2002 года в Чечне, вернула все на новый круг рассмотрений, посчитав приговор незаконным. Главные претензии кассационной инстанции: грубые процессуальные нарушения при формировании коллегии присяжных и поведение судьи, позволявшего себе давать политические указания присяжным.

Суть оправдательного приговора: да, бойцы отряда ГРУ убили и сожгли несчастных, но не виноваты, потому что выполняли приказ вышестоящего начальства. В ходе предыдущих судебных разбирательств не обращали никакого внимания на то, что приказ, собственно, таковым и не был, никаких бумаг, а лишь иносказательные намеки неясного руководителя операции, прозвучавшие по рации.

Что теперь будет?

Потерпевшие — семьи сожженных жителей Шатойского района Чечни — испытают хотя бы нескольконедельное успокоение от восторжествовавшей на этот момент справедливости. До нового рассмотрения. А оно будет уже третьим по счету — и таким же мучительным. Потому что, увы, опять назначено проходить в Ростове-на-Дону. Но сильные античеченские настроения — факт южнороссийской действительности.

Так почему все-таки приговор отменен? Ведь Верховный суд, как очень часто случается, «не замечает» того, что не надо замечать?

Похоже, постановление от 30 августа — реакция на фразу президента. Широко известно, что, встречаясь с правозащитниками в начале лета, президент так и выразился: он «шокирован» оправданием Ульмана и подельников.

Вот Верховный суд и принял решение.

Как бы там ни было, ГРУ, быть может, хоть немного и ненадолго охолонят. Спецподразделения этой организации ведь так и продолжают свою «санитарную» деятельность в Чечне, как это делали Ульман и его отряд. А то, что нет громких дел в обиходе, так это только потому, что лично вы о них не слышали. Дело по зачистке в станице Бороздиновской (4 июня) — тоже ГРУшное (мы много писали об этом). Дело об убийстве главы администрации горного селения Зумсой Абдул-Азима Янгульбаева (4 июля) — из той же категории.

Напомню. «Уазик», на котором ехал глава, остановили трое вооруженных в масках, предъявивших удостоверения ГРУ, потребовали выйти из машины и предъявить документы. Когда Янгульбаев по приказу открыл багажник для досмотра, убийцы трижды выстрелили в него в упор из оружия с глушителем. Убийство стало итогом тяжелейших отношений Янгульбаева и ГРУшников, развивавшихся в течение последнего полугодия. В январе в Зумсое похитили четырех человек. Это сделала группа военных, десантировавшаяся с вертолетов (обо всех четверых до сих пор ничего не известно). Абдул-Азим Янгульбаев всеми силами старался найти похищенных односельчан — открыто выступал против произвола военных. Что теперь бывает в Чечне не часто.

Весной именно он передал в общество «Мемориал» и прокуратуру черновик рапорта одного из бойцов действовавшей в январе в селе 621-й РГСпН (разведгруппы спецназначения). Там были фамилии тех, кто командовал группой офицеров-похитителей, говорилось об обстреле домов, убийстве одного из жителей.

Так что дело Ульмана, как оно развивалось в течение трех с лишним лет до 30 августа, лишь приговаривало новых людей к расстрелу силами ГРУ. Будет ли положен этому конец? Ведь ГРУ — это зона личной ответственности президента?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow