Грузия приняла декларацию по мирному урегулированию конфликта в Южной Осетии. Станут ли эти предложения, ранее озвученные президентом Грузии Михаилом Саакашвили, платформой для сближения позиций? Готовы ли стороны хотя бы обсудить эти инициативы и положить начало новому этапу урегулирования?
О сути и содержании инициатив рассказывает корреспонденту «Новой» Временный Поверенный в делах Грузии в Российской Федерации Теймураз ГАМЦЕМЛИДЗЕ.
— Теймураз Вахтангович! Кто участвовал в разработке плана по урегулированию конфликта с Южной Осетией?
— Это инициатива правительства Грузии.
— Только Грузии? То есть вы не учитывали позиции Запада и мнение Москвы?
— Не совсем так. В конференции в Батуми участвовали международные эксперты, которые поддержали предложения по мирному урегулированию конфликта. Президент Грузии озвучил эти предложения 21 сентября 2004 года на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 26 января на Парламентской ассамблее Совета Европы.
— Так, Европа поддержала. А как отнеслись грузины? Не кажется ли вам, что после 16 лет противостояния дать автономию Юго-Осетинской области — значит сдать свои позиции?
— Инициатива правительства Грузии, поддержанная на международной конференции в Батуми, абсолютно новый подход к решению конфликта. Мы предлагаем жителям, проживающим в конфликтных регионах, те же права и условия, какими пользуются граждане, проживающие на всей территории Грузии. На территории Южной Осетии предлагается создать свободную экономическую зону, которая будет способствовать развитию экономики региона. Люди устали от конфликтов, и грузины, и осетины хотят мира и нормальной, спокойной жизни.
— Вы сказали: предоставление автономии — это совершенно новый подход. Но это похоже на возвратную меру. Автономия уже существовала в составе Грузинской ССР. И даже тогда, при Гамсахурдия, проявились противоречия. Стоит ли возлагать большие надежды на эту инициативу?
— Я бы по-другому посмотрел на вопрос. Это не возвратная мера, а единственно правильный путь решения проблемы. У осетин в составе Грузинской ССР не было таких широких прав, которые предлагаются сегодня.
Конечно же это компромиссное решение. Но без компромиссных решений с обеих сторон невозможно достичь мира и согласия. Это наша основная цель, и поэтому мы надеемся, что наши инициативы будут поняты и приняты.
— Не означает ли этот компромисс утрату позиций, которые отстаивает Грузия с 1989 года по отношению к Южной Осетии?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Политика — искусство возможного. В предложениях грузинского правительства максимально учтены интересы сторон. Если одна или другая сторона выйдет за рамки возможного, решение конфликта мирным путем станет маловероятным.
— Что все-таки может потерять Грузия?
— Это все-таки не шахматный гамбит. Главное, что мы приобретем, — это мир и нормальные условия для жизни наших граждан. Ради этого стоит идти на компромиссы.
Я бы все-таки сделал акцент на том, что мы приобретаем.
Что значит соглашение? Это подготовка — диалог — результат — закрепление. Если отсутствует составляющая для одной из звеньев этой цепи, соглашение не состоится. Компромисс и есть одно из составляющих этой цепи.
Наши усилия направлены на развитие региона, на то, чтобы жизнь в этой части страны вернулась в нормальную колею и люди поверили в свое будущее.
— Осетины готовы поверить в свое будущее? Как они реагируют на инициативы?
— Большинство и грузинского, и осетинского населения, проживающего на территории конфликта, хочет мира. Вопрос в политической договоренности. К сожалению, представители де-факто руководства Южной Осетии не приняли участия в международной конференции в Батуми.
— Кстати, о политиках. Вы предлагаете назначить руководителя автономии путем свободных выборов. Но в Южной Осетии уже есть избранный президент. Грузию устраивает фигура Кокойты? Или будут перевыборы?
— Предложения предусматривают свободные демократические выборы в исполнительные и законодательные органы власти автономии.
— А сроки перехода Южной Осетии в статус автономии?
— Предложениями предусмотрен переходный период сроком в три года.
— Что за собой оставит Тбилиси?
— В компетенции федеральных властей: национальная безопасность, оборона, контроль над вооруженными силами, охрана государственных границ, финансово-налоговая политика, внешняя политика, вопросы, связанные с гражданством.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68