Сюжеты · Культура

ШАПРОНОМ ПРОКАТИ

<span class=anounce_title2a>КИНОБУДКА</span>

Этот материал вышел в № 42 от 16 Июня 2005 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 42 от 16 Июня 2005 г.

20:00, 15 июня 2005
views

94

20:00, 15 июня 2005
views

94

Российское кино, как двуликий Янус, привыкло, притерпелось к двум полярным образам-маскам: домашняя (для своих, российских зрителей) и гостевая (чтоб в люди выйти, себя показать, в Европу, на фестивали, иностранцам чтоб понравилось)….

Российское кино, как двуликий Янус, привыкло, притерпелось к двум полярным образам-маскам: домашняя (для своих, российских зрителей) и гостевая (чтоб в люди выйти, себя показать, в Европу, на фестивали, иностранцам чтоб понравилось). Синдром раздвоения личности год от года обостряется. Теперь молодой кинематографист должен строго определиться: ты с кем, товарищ? Хочешь бокс-офис, держись ближе к Первому. Войти в арттусовку? Выверяй компас по маршрутам, проложенным Тарковским, Сокуровым, Муратовой. О своем, личном «даже не думай», иначе твою первую картину не заметят ни дома, ни в гостях. А там — пиши пропало. Раньше роли режиссеров были строго расписаны: одни — любимцы западных фестивалей, другие (такие как Рязанов, Данелия, Митта) — радетели кино народного. Но вот на последних Каннах на месте российского кино зияла черная дыра. Но свято место… И в образе многострадальной Родины выступила Украина.

О мытарствах и перипетиях русского арт-хауза, об игнорировании западными фестивальными селекционерами нашего мейнстрима, о долгосрочном заказе на маргинальное русское кино беседуем с отборщиком Каннского фестиваля Жоэлем ШАПРОНОМ, посетившим «Кинотавр».

— Существуют ли на Западе сформулированные ожидания российского кино? У меня складывается ощущение, что есть какие-то неписаные правила: фильмы какого рода, стиля, жанра, настроения отбираются на фестивали. У ряда моих соотечественников копится обида: выбирают чаще картины, в которых Россия представлена убогой, спивающейся, нищей (все это имеет место, но дело в пропорциях представленного на экране). В общем, актуальна лишь эстетика безобразного, как в фильмах Лидии Бобровой, Ильи Хржановского.

— Давайте начнем с ожиданий, как вы говорите, заказа. Не думаю, что эти ожидания существуют. Когда вы являетесь директором фестиваля, отборщиком или даже прокатчиком, вы уже напитаны, насмотрены многими картинами какой-то кинематографии. Вы воспитывались, формировались, росли вместе с этими фильмами. Вы должны понять, что десятилетиями западные люди смотрели, развивались на авторском, диссидентском русском кино. Это здесь вы смотрели Данелию, Гайдая, Рязанова, а западный артзритель видел «Историю Аси Клячиной…», фильмы Тарковского, Параджанова, а в конце 80-х — Германа, Муратовой, Сокурова… Единственная картина, выпадающая из этой схемы, — «Очи черные» Никиты Михалкова, поскольку это копродукция с Мастроянни… В 87-м году картина вызвала резонанс. В остальном же — одно русло авторского кино, могу с вами согласиться, очень узкое. Конечно, оно не представляет того, что делалось в СССР и даже России. Но по привычке мы стали искать… Да нет, как это искать, мы не искали… Когда у тебя сложившийся образ в голове, ты просто двигаешься по этому пути. Я бы очень хотел как отборщик Каннского фестиваля сломать этот имидж, стереотип. Это не значит, что я бы не отбирал работы Звягинцева или Сокурова, поскольку они занимают свою нишу. Но раз я смотрю всю российскую продукцию, то знаю, что снимается много жанрового кино, о существовании которого за рубежом не подозревают. Но у вас сейчас действительно разнообразная кинематография. То есть этот разрыв реального и ожидаемого существует. И когда смотрю фильмы для фестиваля, я ищу только хорошие фильмы.

— Мне кажется, вам уже и показывают какие-то узкоспециальные, фестивальные картины, предугадывая ваши симпатии, приоритеты.

— Даже говорили: это «кино для Жоэля», кажется, Разлогов придумал формулировку, но я ничего специального для этого не делал. Неправда, что, если вы снимете кино, как Герман, оно непременно отправится в Канны. Я вижу много картин, сделанных «по образу и подобию», но они вторичны и тем самым неинтересны. Наоборот, сегодня я как раз пытаюсь расширить рамки имиджа русского кино. Это сложно. Для того чтобы на западных экранах появились жанровые русские фильмы, надо пробить стену непонимания, конкуренции, ожиданий. С этой проблемой связан выпуск «Ночного дозора» во Франции. Не буду говорить о качестве фильма, это отдельная тема. Но ситуация похожа на выход «Маленькой Веры». Нравится картина или нет — в истории советского кино и истории взаимоотношений советского кино с западным зрителем есть «до» и «после» «Маленькой Веры».

— Картина пользовалась у вас успехом?

— Не скажу, что был везде аншлаг, но она прозвучала, запомнилась, на нее обратили внимание. И снимать после нее стали по-другому. Вот и премьера «Ночного дозора» может оказаться этапом в развитии российского проката внутри страны, стать новой вехой в диалоге российского кино и западного зрителя. Я рассчитываю на успех картины. Будет успех одной картины, потом другой. Зритель привыкнет ходить в кино на «русский фильм». Премьера состоится 28 сентября, во Франции выйдет 250 кинокопий, такого количества не было вообще в истории французского кино. Это настоящий блокбастер.

— То есть у компании Люка Бессона появятся реальные конкуренты?

— Не только Бессон снимает во Франции блокбастеры. В такие фильмы необходимо вкладывать большие деньги в рекламу. Поэтому рассчитываю, что помимо зрителей, которые ходят на Сокурова и Звягинцева, придет и другая аудитория.

— Вам есть с чем сравнивать: у русского мейнстрима есть шансы на успех у западного зрителя?

— Для кинематографии важно иметь мейнстрим, иначе она загоняет себя в тесное артхаузное гетто. Ведь и мы постарались сделать французское кино ближе российскому зрителю. На каком французском кино вы росли? На комедийном, детективном: Делон, Бельмондо…

— Не забудьте о «Фантомасе» и Луи де Фюнесе.

— Именно так. Вы не смотрели наши социальные картины, политические фильмы, психодрамы. А они существовали — был опять же узкий ручеек кино, который пробивался на ваши экраны. Сейчас благодаря средствам, вложенным в рекламу нашего кино в России, и усилиям прокатчиков можно посмотреть практически все самое интересное, созданное во Франции, все жанры от «Такси-3» до «Кожи ангела». Мы уже сломали представление о французском кино как легкомысленном. И сейчас есть возможность изменить образ кино российского.

— Но в формировании этого образа косвенно виноваты вы, точнее, стремление российских партнеров предугадать ваш выбор. Впрочем, дело не только в отборе. Многие студии уже и снимать начали «по заказу Шапрона».

— Надеюсь, что сейчас ситуация в корне изменится.

— А изменится ли желание делать фильмы «для своих» или для заграницы? Вот вы назвали «Очи черные». Картина, принятая на Западе как песня о просторах русской души, здесь была встречена с некоторым недоумением. Она смотрелась выставочным экземпляром made in Russia. Получивший приз в Венеции «Дом дураков» тоже был многими не воспринят здесь.

— Может, вам лично не нравится «Дом дураков», но почему вы решили, что он был принят на Западе? Я-то считаю «Дом…» хорошей картиной, но она была провальной в прокате, и с успехом «Очей черных» ее сравнить нельзя.

— Может быть, скоро закроется тема «заказа на русское кино»?

— Это понятие «заказа» — внутренняя проблема. Может, ментальная. Уверяю вас, никому из французских режиссеров не придет в голову, что, если Венеция, Канны, «Оскар» отметят какую-то французскую картину, надо идти по ее стопам. Это ваша национальная черта. Наши режиссеры в первую очередь ориентируются на французских зрителей. Это их единственная цель. Только здесь доминирует идея: как нас будут воспринимать за рубежом? Если бы русские режиссеры занимались больше своим зрителем, старались его понять, предвидеть, что его волнует, — непременно стали бы интересны и за всеми возможными «границами». На Каннском фестивале русские журналисты меня атаковали: «Почему нет русского кино?». Я отвечал: «По той же причине, по которой нет и испанского кино». Канны заняты поиском хороших фильмов, откуда они — дело второстепенное, даже в каталоге мы больше не пишем, откуда фильм.

— Границы в киномире сейчас стираются. Главное — имя режиссера. Большинство фильмов — копродукция…

— Вот Вендерс, откуда его фильм? Все происходит в Америке. Деньги канадские, он — немец. Но знаете, ни один испанец не пристал ко мне: «Почему нет испанского кино?». Все изменилось — и мир, и вы. В 87-м было «Покаяние» в конкурсе. Сейчас бы вы сказали: «А, ну это же грузинская картина». В этом году в Каннах была и грузинская картина, и литовская. Русским это уже все равно. Русских фильмов нет, потому что, по мнению отборочной комиссии, не было достаточно яркой картины.

— А проблема моды на страну, политический аспект? К примеру, Россия по всем приметам выпала из европейской моды, а Украина, наоборот, вошла. И маленький украинский фильм был отмечен по-царски.

— Отборщик не имеет права обращать внимание на то, откуда картина. Я отвечаю только за качество. Надо прекратить говорить о кинематографиях, пора уже говорить о фильмах: «О, это хороший фильм, откуда он? Из России? Хорошо».

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

3 часа назад

Россия обратилась в ЕСПЧ с жалобой на Украину, обвинив ее в гибели мирного населения и жестоком обращении с людьми

важно

день назад

СМИ: телефонный номер основателя Telegram Павла Дурова был в списке потенциальных объектов слежки через шпионскую программу Pegasus

важно

2 дня назад

В России число случаев COVID-19 превысило 6 млн

Slide 1 of 5

выпуск

№ 79 от 21 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 79 от 21 июля 2021

Подписывайтесь!

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

504459

2.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

202856

3.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

149064

4.
Сюжеты

Погоны закрывают звезды Опубликован проект приказа директора ФСБ с перечнем сведений, которые могут быть использованы против России. В списке — практически вся деятельность «Роскосмоса»

views

134997

5.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

131181

6.
Комментарий

«А если надо, закрывайте по уголовке» Кинчев защищает свободу даже тогда, когда она угрожает жизни

views

109165

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera