СюжетыОбщество

ТЕРПСИХОРА В КРОССОВКАХ

БИБЛИОТЕКА

Этот материал вышел в номере № 18 от 10 Марта 2005 г.
Читать
Это своевременная и просто написанная книга. Своевременная — потому что интерес к неклассическому танцу растет с каждым днем, и ликбез как увлеченных неофитов, так и заслуженных балетных мэтров актуален и востребован. Простота письма —...

Это своевременная и просто написанная книга. Своевременная — потому что интерес к неклассическому танцу растет с каждым днем, и ликбез как увлеченных неофитов, так и заслуженных балетных мэтров актуален и востребован. Простота письма — следствие глубокой образованности автора, известнейшего балетного критика и ученого Елизаветы Яковлевны Суриц, отдавшей изучению американского балета и танца большую часть своей жизни в профессии.

Пусть никого не смутит «американский ракурс», он оправдан, коль скоро речь идет о танце модерн, чья Родина — Америка. Суриц рассказывает о модерне не столько как искусствовед — сухо, аналитично, «с лорнетом» (хотя описанию и разбору наиболее эпохальных спектаклей посвящено немало страниц). Автор — остроумный публицист, веселый этнограф, бытописатель с прищуром.

История жанра начата даже не с матери-основательницы модерна в танце Марты Грэм, а с описания танцевальных традиций коренного индейского населения Америки, с анализа потребностей колонизаторов в своей танцевальной культуре, с брошенных будто вскользь штрихов о секте трясунов, считавших танец средством очищения человека.

Подробности первой главы «От истоков до 1920-х годов», во многом посвященной американским гастролям дягилевских «Русских сезонов», незаметно разворачивают диспозицию, чтобы ахнуть уже по всем следующим эпохам подряд: «Танец модерн (1910 — 1950)», «Американ Балле Тиэтр в 1930—1950 годах», «Русский балет Монте-Карло (1939 — 1962)», «Джордж Баланчин в США», «Во второй половине ХХ века», «Танец на эстраде, в мюзикле». Особенно ценны главы о зарождении танца модерн, о его развитии в 50—70-х годах прошлого века и о танце на эстраде — на русском языке литературы об этом ничтожно мало.

«Предвестницы» вроде создательницы «гармонической гимнастики» Женевьев Стеббинс, подготовившие в конце XIX века расцвет танца модерн, конечно, не знали, что, восставая против мешающих дыханию корсетов, закладывают фундамент эмансипации женщин и — спустя столетие — мощному феминистскому движению. Просто в моде в очередной раз был культ естественности, культ тела, а в Америке в тот момент была наиболее благоприятная почва для формирования нового взгляда на танец. Чем не преминули воспользоваться Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Мод Аллан, Дорис Хамфри, Айседора Дункан — только последняя наиболее четко выразила бунтарский дух поколения «предвестниц» (и потому ее менее «засвеченным» коллегам уделено больше места). Страницы, посвященные описанию системы Марты Грэм, которой и сегодня пользуются современные танцовщики всего мира, заслуживают особого внимания — на русском языке днем с огнем не сыскать ничего подобного.

Самая ценная глава — «Во второй половине XX века», рассказывающая о легендарных спектаклях мэтров современной хореографии Алвина Эйли, Алвина Николая, Мерса Канингема, Пола Тейлора, Мередит Монк, Триши Браун. Спектакль живет один вечер, и по большому счету от него ничего не остается, кроме засушенного букета и что-то поймавших строчек рецензии. Елизавета Суриц посмотрела исторические спектакли для нас, и мы теперь можем знать, что именно Канингем одним из первых начал ставить танец на внемелодийные концепции Джона Кейджа и отменил солистов — все танцовщики стали равно важными фигурами — чем не примененный на практике демократический принцип?..

Сквозная мысль, пронизывающая книгу, — постепенное осознание того, что американский танцевальный модерн, возникший как оппозиция классическому балету, стал основой для самоидентификации тысяч молодых людей. Поводом для объединения — в профсоюзы, кружки, трасты, компании. По сей день американский современный танец не финансируется государством, существует на деньги частных фондов и неизменно остается символом солидарности и энтузиазма, как ни пусто могут звучать эти слова для нас.

Начинавшийся с разрозненных попыток понять «американское» через приметы — Дикий Запад, города-небоскребы, спортивную и бытовую лексику, успешно пройдя период «абстракционизма» с помощью Баланчина, американский балет и танец пришли к взаимопониманию.

Если бы российскому современному танцу, проходящему сейчас ускоренный курс самообразования, когда-нибудь удалось стать стимулом самоидентификации тысяч людей, о большем нельзя и мечтать. Ведь это означало бы, что каждому причастившемуся захочется создать «танец для себя», осознать свою жизнь как танец и пожелать станцевать ее красиво. В кроссовках, валенках, на пуантах или босиком — неважно.

Страстной бульвар, 10, магазин «Театральные книги».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow