СюжетыКультура

УНИЖЕННЫЕ И «ОСКАР»БЛЕННЫЕ

КИНОБУДКА

Этот материал вышел в номере № 16 от 03 Марта 2005 г.
Читать
Почему миллиард землян приговаривают себя на протяжении нескольких часов смотреть по телику пусть «самую важную», но всего лишь вечеринку, проходящую в голливудском кинотеатре «Кодак»?Что пытаются разглядеть они на самой красной из...

Почему миллиард землян приговаривают себя на протяжении нескольких часов смотреть по телику пусть «самую важную», но всего лишь вечеринку, проходящую в голливудском кинотеатре «Кодак»?

Что пытаются разглядеть они на самой красной из дорожек? Почему им так важно знать, что Скарлетт Йохансон была в воздушном черном, Пенелопа Круз и Кейт Бланшетт — в бледно-желтом, а Рене Зельвегер все же удалось похудеть на 20 кг, набранных для роли Бриджитт Джонс…

Если вспомнить оскаровских победителей хотя бы за последние пять лет, можно увидеть нечто большее, чем просто «самое гламурное событие года».

Итак, 2000 год. Еще до взрыва башен-близнецов, зато уже после бомбежки Югославии, академия утверждает идеалы любви и красоты, с одной поправкой: по-американски («Красота по-американски» — лучший фильм). А «фабричная девчонка» Хилари Свонк получает свою первую статуэтку за средний фильм «Мальчики не плачут», в котором яростно борется за женские права.

Потом все шло-ехало по законам Голливуда: истинные мужи-бойцы доказывали свое право на Олимп: Рассел Кроу в «Гладиаторе», Дэнзел Вашингтон в «Тренировочном дне»… Даже Эдриен Броуди в «Пианисте» демонстрировал силу духа, «пламя страсти и уверенность в победе». После 11 сентября стрелки больших голливудских часов сбились с прямого хода. Внешне все было по-прежнему: громогласно утверждалась оглушительная победа главного блокбастера — «Властелина колец». 11 статуэток, отданных после 11 сентября главному индустриальному колоссу, знаменовали не только массовую эмиграцию в фэнтези (фильм собрал около миллиарда долларов) и спасение от наступающей на пятки агрессивной реальности, но врачующий души самообман: «в Голливуде все спокойно».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В нынешнем году «часы» окончательно сбились с выверенного хода. Возможно, потому, что фоном для грандиозной церемонии служат грандиозные и непредсказуемые последствия войны в Ираке, где сейчас задействованы около 140 000 американских солдат. Опасные лучи войны просочились даже на сверкающую сцену самой лучезарной из церемоний. А ее ведущий, злой на язык комедиант Крис Рок, к всеобщему удовольствию зала, издевался над бессмысленным, неумело правящим королем Бушем подобно шекспировскому шуту.

Ощутимым свидетельством разлада в «академическом семействе» стал провал «Авиатора» — основного фаворита гонки (11 номинаций). Не считать же поощрением пять второстепенных статуэток (за лучшую роль второго плана — Кейт Бланшетт, костюмы, художественное оформление, монтаж и работу оператора)? Что случилось? Ведь не хотелось академикам в очередной раз щелкнуть по носу традиционно обижаемого академией мэтра Скорсезе. И среднекрепкий, хотя и затянутый, «Авиатор» уступил вовсе не шедевру «Малышка на миллион».

Полагаю, все дело в героях. Сегодня, как никогда, Америка в них нуждается. Сегодня, как никогда, ей трудно сформулировать, кто они — нынешние герои Америки. Однако ясно: талантливый шизофреник, экстравагантный миллионер Говард Хьюз, воспетый Скорсезе и Ди Каприо, ныне в герои не подходит. Слишком неоптимистичный финал судьбы, без героизма.

В «Малышке на миллион» (статуэтки за лучший фильм, режиссуру — Клинту Иствуду, женскую роль — Хилари Суэнк, мужскую роль второго плана — Моргану Фримену) академики поощрили судьбу не героини, ломающей преграды в боксерских перчатках, но самой Хилари — типичный пример self-made womаn, «девушки из низов». После окончания школы Хилари с мамой переехали жить в Калифорнию с 75 долларами на двоих, вели борьбу за выживание и в конечном счете добились своего. В 1999 году гадкий утенок получила первый «Оскар». Теперь «ангел с железными зубами» честно сказала: «Просто не знаю, что такого я сделала в жизни, чтобы это заслужить. Я просто девочка из трейлера, у которой была большая мечта». Кажется, и 75-летний элегантный Клинт Иствуд не столько поощрен за режиссуру, сколько за благородство нестареющего героя вестерна.

Финал нынешней оскаровской гонки напоминает правильный финал голливудского фильма. «Оскар» Джеми Фоксу вручили за сыгранную им судьбу великого блюзмена Рэя Чарлза («Рэй»). Хотя вопрос: не умри в прошлом году Рэй и не будь он слепым, наградили бы фильм академики? Ведь общеизвестна их слабость к увечным и смертельно обреченным. Вот и упорная героиня Хилари Свонк прикована к постели. «Оскар» за лучший иностранный фильм достался испанскому режиссеру Алехандро Аменабару за ленту «Море внутри» — тоже о парализованном больном, борющемся за право уйти из жизни.

Но чего уж никак не отнять у «Оскара» — его неистребимого оптимизма. Может, поэтому мультфильмом номер один стала «Суперсемейка» — о том, как проблемы зла и несправедливости в мире решают члены одной очень одаренной и очень американской семьи.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow