Раз в году, 27 января, в день снятия блокады, Петербургская филармония снова становится Ленинградской. В прошлое возвращает Седьмая симфония Шостаковича.
Впервые опыт возвращения-искупления осуществили с умноженной силой, представив проект «Синемафония Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича». Если просто и бесхитростно — под музыку показали монтаж хроники советской истории 1920 — 1940-х годов.
Если сложно и хитроумно, группа музыкантов, историков и кинотехнологов подготовила синтетический жанр — синемафонию. Режиссер и автор монтажа — Георгий Параджанов, композиторский сценарий — Борис Тищенко, дирижерский сценарий — Рудольф Баршай, исторический сценарий — Юрий Колосов, аудиовизуальная композиция — Алим Шахмаметьев.
К работе над громоздкой синтетической партитурой, которая была выставлена на всеобщее обозрение в зрительском фойе, руку прилагал и Тонино Гуэрра. А в консультанты была звана жена композитора — Ирина Антоновна Шостакович.
Перед началом ученик Шостаковича Борис Тищенко вспомнил слова учителя: «Музыка не может воскресить убитых, восстановить дома, но она может сделать так, что многие дома останутся целы, а люди — живыми».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В первой части «Синемафонии» иллюстрацией служили и стройка века, и молоты с наковальнями, и стремнины ГЭС наряду с тихими радостями будней… Было и знаменитое «Нашествие», в которое вылились бесформенные поначалу пятна на пленке, переросшие в орла Третьего рейха и несметные полчища. Лирическое скерцо второй части симфонии — «Воспоминания» — началось с портрета вождя народов. Там же мелькал и Ленин — живой и скульптурно-указующий, показали и врагов народа в сталинских лагерях, тощих детей, разрушение храмов…
Кадры Ленинграда в белую ночь и пишущего Шостаковича сменялись апокалиптикой пожаров, лавин, орущего Гитлера и раскачивающимся маятником, напомнившим «Репетицию оркестра» Феллини. Оркестр в руках Максима Шостаковича играл подлинную исповедь: правдиво, искренне, без капли пафоса и очень человечно. В темном зале лампы над пультами смотрелись как несколько десятков горящих свечей.
…«Автором-конструктором» и автором художественного сценария проекта значился Сергей Давитая, которого несколько лет назад называли одной из самых загадочных персон в Смольном времен Яковлева. Он был известен как координатор Всемирного комитета третьего тысячелетия. Ему и его команде также было поручено курировать ряд программ, связанных с 300-летием Петербурга. Проект «Синемафонии» тоже был запланирован в этой программе.
Основной целью стратегического плана этого Всемирного комитета третьего тысячелетия является «образование Человеческого Общества на всей Земле и закрытие деятельности преступных сообществ». По словам Давитая, «комитет занимается стратегическим планированием развития Человечества примерно на тысячу лет вперед». «Человеческое Общество отличается от первобытного, капиталистического, фашистского, коммунистического, информационного, индустриального и демократического», — заявляет апологет «нового знания».
Неправдоподобная высота манифестов на фоне Блокадной симфонии напомнила, как ни странно, сцену из «Заводного апельсина» Кубрика: провинившегося героя в больнице заставляют смотреть сцены насилия под музыку Девятой симфонии Бетховена.
В надежде на исцеление, конечно.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68