История отравления президента Украины Виктора Ющенко открыла для медицинской и широкой общественности новый яд, который можно использовать для умертвления одного человека, — диоксин. Эксклюзивность выбора орудия убийства неслучайна и наводит на мысли о хорошо продуманной операции спецслужб. Редкий яд позволяет спрятать концы в воду.
А именно на это был расчет в истории с Ющенко. Украинские врачи, к которым он обратился при первых симптомах недомогания, поставили диагноз «желудочный грипп». Связанный жесткими условиями предвыборного тура Виктор Андреевич несколько дней занимался самолечением. Случись что, ни одна экспертиза в Украине не удосужилась бы обнаружить следы насильственной смерти.
К счастью, больного в очень тяжелом состоянии успели переправить в Австрию в клинику «Рудольфиннерхауз». Но хотя симптомы заболевания и результаты анализов, особенно в первые дни, не укладывались в рамки гражданской медицины, врачи очень осторожно говорили о диагнозах. И даже поначалу опровергали поспешные заявления соратников Ющенко о покушении на жизнь. Дело в том, что в распоряжении «Рудольфиннерхауз» не было тестов на диоксин, а остальные маркеры токсинов давали отрицательный результат.
Австрийцы ограничились осторожным диагнозом «острый панкреатит», что позволило политическим противникам Ющенко активно развивать тему его «хронических заболеваний», не позволяющих занимать первый пост в государстве. Лидеру оппозиции пеняли, что он злонамеренно использовал свою болезнь как повод обвинить действующие власти в покушении на убийство.
Весь мир три месяца наблюдал обезображенное лицо Ющенко, прежде чем известный британский токсиколог Джон Генри, изучив фотографии пациента, высказал предположение о том, что следует искать диоксины.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Для ученого сообщества это было неожиданностью. Диоксины были известны как техногенный фактор загрязнения окружающей среды и как оружие массового поражения (содержащий диоксины агент «оранж» использовался американцами во Вьетнаме). То есть были хорошо изучены случаи массового отравления, но ни одного индивидуального. Ющенко стал первым.
После того как в декабре прошлого года было объявлено, что кандидат в президенты Украины был отравлен 2,3,7,8-тетрахлордибензо-п-диоксином (TCDD), токсикологи всего мира недоумевали: почему был выбран столь неэффективный яд? Несколько ученых, основываясь на известной им информации о диоксинах, утверждали, что для того, чтобы достигнуть результата, отравители должны были «кормить» Ющенко отравой в течение нескольких месяцев. Сегодня уже известно, что российскими учеными был разработан специальный растворитель, увеличивающий действенность диоксинов.
Намеки на причастность российских спецслужб к отравлению Ющенко появились еще до того, как было обнародовано точное название яда. Но даже российское авторство технологии растворения диоксина не дает права на однозначные утверждения.
Доклад об этом изобретении был опубликован в журнале FEBS Letters в 1999 году, и им мог воспользоваться любой способный химик. Проблема лишь в том, чтобы достать необходимое количество 2,3,7,8-TCDD. Профессор Броуэр, проводивший анализы Ющенко, утверждает, что этот токсин может быть изготовлен только в нескольких университетских и фармацевтических лабораториях с привлечением значительных технических и финансовых средств.
На прошлой неделе в интервью CBS Ющенко заявил, что украинские спецслужбы уже располагают необходимой информацией: «Такой диоксин производится в четырех-пяти военных лабораториях России, Америки и ряда других стран. Наши спецслужбы проинформировали меня о том, как этот материал попал в Украину, но доказательства находятся сейчас у Генеральной прокуратуры, которая в конечном итоге даст ответ на этот вопрос». При этом сам генпрокурор Украины Святослав Пискун заявил, что в работе сейчас порядка 50 версий отравления Ющенко. Ясности оба высказывания, согласитесь, не вносят.
Предположим, что существуют доказательства причастности российских спецслужб к отравлению. Могло ли это быть темой переговоров Ющенко и Путина в Кремле? Вполне возможно. Тогда логично предположить, что имел место своеобразный шантаж: Россия во избежание громкого скандала отказывается от своих претензий на влияние в юго-восточных регионах Украины и не препятствует евроустремлениям Ющенко. В таком случае преступление никогда не будет раскрыто.
В данную версию вполне вписывается высказывание Ющенко в Давосе о том, что он прощает своих отравителей, поскольку этого требуют его православная вера и мораль. И политическая необходимость?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68