СюжетыОбщество

Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОТ НИХ НЕ ЗАВИШУ

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Этот материал вышел в номере № 07 от 31 Января 2005 г.
Читать
Считаете ли вы необходимым выразить свою общественную позицию, если не согласны с тем или иным решением властей предержащих? Или достаточно просто заниматься своим делом?— Нам для этого трибуна особо не предоставляется. Но когда есть...

Считаете ли вы необходимым выразить свою общественную позицию, если не согласны с тем или иным решением властей предержащих? Или достаточно просто заниматься своим делом?

— Нам для этого трибуна особо не предоставляется. Но когда есть возможность высказаться, то я это делаю.

Вторая часть вопроса мне больше нравится, и ответ, скорее всего, утвердительный.

Может ли голос творческой интеллигенции что-то изменить в сегодняшнем российском общественном климате?

— От нашего мнения практически ничего не зависит: у власти танки и ракеты, а мы можем их облить только из пипетки.

Есть ли для вас в творческой среде знаковые фигуры, к мнению которых вы прислушиваетесь или кого хотели бы услышать?

— Слушаю и прислушиваюсь. Но это не значит, что, услышав, ориентируюсь по этому голосу. По очень многим вопросам у меня есть свое мнение, придерживаюсь его достаточно жестко. Никто меня не переубедит, что изменившееся время должно менять и художественные критерии. К нравственной позиции это тоже относится. Полемику по этому поводу считаю бесполезной, потому что доказать что-то невозможно. Опять же выход один — делать свое дело и пытаться соответствовать высокому предназначению театра.

Определяется ли личное благополучие художника степенью его лояльности к власти либо к корпоративным структурам? Можно ли быть благополучным оппозиционером?

— В наше время возможны любые парадоксы. Можно быть оппозиционером и при этом растекаться по груди награждающего тебя орденом — что опять же не дает никакой защиты от неприятных неожиданностей. Жизнь приучила наше поколение быть готовым ко всему, и ничего уже не удивляет.

Сам я к расположению власти никогда не стремился, в каких-то близких отношениях находиться с ней не приходилось. Обращаться и просить — случалось, если этого требовали дело или конкретные театральные и человеческие проблемы. Не за себя, естественно, просил, поэтому был спокоен и, как правило, получал поддержку.

С властью трудно держать дистанцию и трудно ей не уступить — лучше всего это иллюстрирует история Мольера, который вел тонкую игру, сопротивлялся, как мог, но в итоге был раздавлен и смят.

В советские времена в ходу было понятие «государственный заказ». Как он трансформировался сейчас и насколько такого рода «обслуживание» является для вас приемлемым?

— Государственного заказа в прежнем его понимании не существует. Не исключено, что грядущая театральная реформа предполагает его возвращение в том или ином виде. Но время сейчас такое, что театр вправе либо отмахнуться от заказа, либо принять — чтобы что-то с этого иметь. Выбор — на совести самого театра.

Театр сейчас в гораздо меньшей степени, чем ТВ или кино, контролируется цензурой (а она, безусловно, есть) — вряд ли можно припомнить хотя бы намек на театральный скандал, в котором была бы замешана идеология. Но делать отсюда далеко идущие выводы и оптимистические прогнозы я бы не стал.

Как соотносятся для вас понятия «материальное благополучие» и «совесть художника»?

— Однажды очень известный актер, руководитель одного очень известного театра, сказал, что вот когда они будут делать хорошую колбасу, тогда и мы будем ставить хорошие спектакли. Ничего подобного, это неправда. Колбаса — колбасой, а искусство — искусством. Великие произведения могли рождаться в самые страшные и отнюдь не сытые годы — вспомним Россию в двадцатые и тридцатые годы прошлого века.

Не знаю художника, для которого бы вопросы какого-то особого материального благополучия занимали первостепенное место. Предложи настоящему актеру выбор между миллионом и ролью Гамлета, и, если он действительно настоящий актер, — он скажет: «Гамлет!». Имея зарплату в три тысячи рублей. Потому что деньги разойдутся, а Гамлета он больше может никогда не сыграть.

Не верите? А я верю.

В то же время нельзя заставлять художника думать только о куске хлеба. Это нерентабельно, когда талантливый человек вынужден заниматься исключительно поиском средств на пропитание вместо того, чтобы творить.

Можно ли считать укрепление властной вертикали новой российской идеологией? Видите ли вы в этом опасность для демократических ценностей?

— Власть всегда себя укрепляла и заботилась о своей вертикальности. Соответственно, всегда есть и опасность потери обществом той или иной степени свободы. Политика — это игра, а даже в большой игре сосуществуют игроки разного уровня, в том числе несерьезные. Нынешние — в основном серьезные, а вот что их побуждает действовать подобным образом, я не знаю.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Конечно, высокая государственная власть хочет, чтобы мы от нее зависели, — так легче управлять. Чтобы всегда под рукой были виноватые, чтобы легче было дергать за ниточки и переставлять людей, как фигуры на шахматной доске. Сообразно этому ее и ориентируют политтехнологи, так нынешние власти предержащие и действуют.

Но в душе я должен знать, что от них не завишу. Если буду зависеть — ничего не смогу сделать.

Возможна ли такая ситуация, когда эзопов язык и «фига в кармане» снова станут инструментом в руках художника и способом общения с аудиторией?

— «Фиги» давно вытащены из кармана, иносказания никому не нужны, вроде все уже сказано открытым текстом по поводу прошлого и многое говорится по поводу настоящего (другое дело, что это ничего не меняет).

С прошлым рассчитываются по-разному. Если человек в свое время веселил вождей на партийных дачах, а сейчас смеется над ними со сцены, изображая убожество и старческую немощь, меня коробит. Что-то сегодняшний герой не вспоминает, как выплясывал и умилялся, когда большие люди гладили его по головке. Это, увы, присуще части нашей творческой интеллигенции, и не только ей. Что ж вы, братцы, тогда-то были такими паиньками?

Я учился на втором курсе Школы-студии МХАТ и участвовал в дипломном спектакле «Бронепоезд 14-69», который поставил Павел Массальский. Витя Онищук играл белогвардейца Обаба и, когда Вершинин входит в бронепоезд, должен был по роли произнести: «Первому мужику — пулю в лоб!». Он и произнес, в середину предложения открытым текстом вставив «…твою мать». Высокая комиссия приняла решение лишить его диплома и дисквалифицировать как актера, для проформы заставив предъявить объяснительную. Витя написал, что, четыре года учась по системе Станиславского, он для каждой роли готовил внутренние монологи.

И вот во время дипломного спектакля его внутренний монолог, обращенный к классовому врагу, неожиданно вылез наружу и проявился таким образом. Не поверить такому объяснению означало для театральной «парткомиссии» подставить самих себя — «да-да, и с нами такое на сцене случалось, тем более по отношению к классовому врагу…». Дали ему диплом.

Разное бывало. Кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказал в одном интервью, как во время съемок «Трех мушкетеров» его вызвали в КГБ и задали невинный вопрос об актерах. Он начал рассказывать, какие у него в картине снимаются замечательные артисты и люди — Смехов, Боярский, Старыгин, Смирнитский, Дуров…

Тут ему дали послушать фонограмму, на которой Боярский показывал Брежнева — а он это делал одним из первых и потрясающе смешно. Смех наш тоже был слышен — очевидно, прослушивали гостиничный номер. «И это ваши «замечательные» люди»?». Пришлось объясняться — ну что с них, товарищи, взять — это же актеры, они все обезьяны, они просто подражают… «Да, просто обезьяны? — и включают запись дальше. Тут мой голос — «подожди со своим Брежневым», и идет этюд «Ленин и Крупская», был у меня такой. «А вот это как объясните?!». Опять пришлось Юнгвальд-Хилькевичу что-то про обезьян, про любовь к подражательству… Резюме было следующим: ладно, фильм закрывать поздно, но Дуров как самый старший из «замечательных артистов» за это ответит. И приписочка такая была под интервью — «документы Дурова на получение звания три года пролежали под сукном». «Что ж ты мне тогда не сказал?» — спросил Юнгвальд-Хилькевича. «Да не хотел вас расстраивать».

Так что меня давно «рассекретили». Случалось немало других, гораздо более серьезных эпизодов, когда можно было по-настоящему бояться последствий. Но если их бояться — лучше вообще тихо сидеть и не чирикать. Так что я не боялся. Выгнали бы из театра? Руки-ноги целы, не пропаду. Посадили бы — а кто не сидел?

Есть ли сходство между нынешним отношением государства к культуре и его отношением в советские времена?

— Отношение к культуре в целом — не изменилось. Единственное отличие в том, что «сверху» буквально пока что не диктуют и не влезают в творческий процесс.

А в остальном то же самое, что раньше. Денежные потоки все как-то мимо театра текут, еще и говорят в свете предполагаемых изменений, чтобы мы свое последнее туда отдавали. Чтобы уж совсем ничего не осталось.

Отношение к нам, я бы сказал, снисходительное. Не понимают того, что, если исчезнет культура, нефть и не понадобится. Потому что все уже будут сидеть вокруг костра в пещере и мычать.

В чем сегодня миссия культуры и насколько вы ощущаете необходимость лично вашего «миссионерства»?

— Ничего иного в качестве миссии не придумано, кроме как пробуждать в душах людей свет, доброту и сопереживание другому человеку. Если это исчезнет — тогда все, конец.

В самой культуре происходят сложные процессы, сопровождающиеся очень сильной девальвацией. Мне говорят, как модно и то произведение, и это. Но вот такой наивный пример. Смогу ли я даже в камерной аудитории прочитать, допустим, отрывок из Сорокина? Не смогу. Ни духа, ни мужества, ни художественной совести не хватит. А вот «Я помню чудное мгновенье» прочту где угодно.

Не знаю, почему, но мои внуки любят то, что люблю я. Ничего им не вдалбливал в голову, но они отличают в искусстве высокое от низкого. И это для меня — главное.

Вне программы

— Лев Константинович, как-то так получается, что все чаще на ум приходит цитата из Некрасова — «бывали хуже времена, но не было подлей»…

— Да, есть такое. Время, конечно, подлое. Тут дело простое — как ты сам удержишься. Взял один раз взятку — и все, ты уже там. И когда в следующий раз попытаешься сказать «нет-нет-нет», тебе ответят — «ты уже с нами, ты наш…». То же самое и в верхних политических эшелонах, где иначе вести себя, очевидно, невозможно. От тех, кто делает такие попытки, среда избавляется.

То же и в искусстве. Изменишь себе ради трехкопеечного успеха — все, попался. Ты в обойме, и никуда не выскочить. Что угодно после можно поставить — не поверят. Не бывает «вот это для коммерции, а вот это для души». Никогда не бывает.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow