СюжетыОбщество

Дело «Курска» в Европейском суде

Материал 2005 года

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2005 г.
Читать

В Европейский суд по правам человека поступила жалоба Романа Колесникова.

Роман Колесников — отец капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, командира 7-го — турбинного — отсека АПРК «Курск».

Дмитрий Колесников — автор записки, свидетельствующей, что 23 человека остались живы после взрывов на подводном крейсере и ждали помощи.

Записка Дмитрия Колесникова, найденная в девятом отсеке в октябре 2000-го, опровергла официальную версию о том, что весь экипаж «Курска» погиб в первые же минуты катастрофы. Предварительное следствие по делу «Курска» нашло неопровержимые факты того, что 23 подводника были живы не менее двух с половиной суток.

Неопровержимые факты — это стуки SOS, идентифицированные экспертами как «стуки, производимые человеком, металлическим предметом по межотсечной переборке подводной лодки…» (страница жалобы 8).

Тем не менее ни одна официальная инстанция Российской Федерации не признала стуки SOS сигналами о помощи с затонувшего «Курска». Прокуроры во главе с Владимиром Устиновым, уголовные и гражданские суды (кроме судьи Басманного суда Станислава Вознесенского) пришли к выводу, что стуки SOS издавались с подводной части надводного корабля, находившегося за пределами района катастрофы. То есть стучали и просили о помощи не подводники «Курска», а кто-то другой, не установленный следователями.

Роман Колесников, отец Дмитрия Колесникова, и его представитель адвокат Борис Кузнецов многократно пытались доказать в судах РФ, что это абсурд и должностное преступление, цель которого — вывести из-под уголовной ответственности офицеров ВМФ (страницы жалобы 7, 8).

Должностное преступление, по мнению истцов, совершили не только следователи Главной военной прокуратуры, но и эксперты В.Колкутин и С. Козлов. Основываясь на экспертизах именно этих военных чиновников (Колкутин — главный судмедэксперт Минобороны, Козлов — главный штурман ВМФ РФ), следствие во главе с А. Егиевым и В. Устиновым закрыло уголовное дело о гибели «Курска» и вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении 11 офицеров Северного флота (страница жалобы 3).

Московский гарнизонный военный суд и Московский окружной военный суд оставили это постановление в силе и отказали Роману Колесникову (и другим родственникам погибших подводников) в удовлетворении жалобы о возвращении уголовного дела по «Курску» на дополнительное расследование.

Таким образом, Роман Колесников и Борис Кузнецов посчитали, что Российская Федерация нарушила статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод — право на жизнь. (Страница жалобы 5: «…Государство принимает на себя обязательство по обеспечению условий и мер безопасности при мореплавании, в том числе при проведении учений, по обеспечению средствами спасения… созданию систем эффективного поиска корабля, оказавшегося в аварийной ситуации, и спасению экипажа, включая спасение подводников из затонувшей подлодки…»)

Также Российская Федерация нарушила статью 13 Европейской конвенции, а именно — право Романа Колесникова на эффективное средство правовой защиты.

Также Российская Федерация нарушила статью 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 ноября 1985 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. (страница жалобы 6).

Также Российская Федерация нарушила и собственную Конституцию, в частности, статью 18, в которой говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», и статью 52: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

…В декабре 2002-го офицеры Северного флота были с невнятной формулировкой отстранены от должности. Но Роман Колесников считает, что виновные в смерти его сына и 117 членов экипажа «Курск» не понесли ответственности, предусмотренной ч.3. ст. 263 УК РФ (Халатность, неисполнение или ненадлежащие исполнение должностным лицом своих обязанностей… Срок лишения свободы до семи лет…).

Общеизвестно, что основные «герои» дела «Курск» не только не понесли заслуженного наказания, но фактически получили повышения, награды и особое расположение президента Российской Федерации.

1) Командующий Северным флотом В. Попов был назначен сенатором Совета Федерации РФ.

2) Начальник штаба Северного флота М. Моцак был назначен первым заместителем полпреда президента в Северо-Западном округе.

3) Начальник пресс-службы ВМФ России капитан второго ранга И. Дыгало был назначен помощником главкома ВМФ В. Куроедова и повышен в звании до капитана первого ранга.

4) Заместитель главного штурмана ВМФ РФ С. Козлов (именно он определил, что сигналы о помощи подавали не подводники «Курска») стал главным штурманом ВМФ РФ.

5) Руководитель следственной группы старший следователь по особо важным делам ГВП подполковник юстиции Артур Егиев был назначен первым заместителем военного прокурора Дальневосточного округа.

6) Главный военный прокурор генерал-лейтенант Савенков стал генерал-полковником.

8) Директор ЦКБ «Рубин» И. Спасский (где был спроектирован «Курск» — проект 949 А) практически не затронут официальным расследованием по делу о гибели лодки. Хотя именно конструктивные недостатки не позволили в августе 2000-го пристыковать спасательный аппарат к комингс-площадке и спасти подводников из 9-го отсека. До сих пор на флоте не проведены работы по установлению и устранению таких же конструктивных недостатков на всех лодках проекта 949 А. И. Спасский был награжден правительственной грамотой. После подъема «Курска» президент вынес Спасскому личную благодарность.

7) В августе 2000-го, после гибели «Курска», президент Путин не принял заявление об отставке главкома ВМФ РФ Куроедова. В ноябре 2002-го, после подъема «Курска», В. Путин вынес личную благодарность В. Куроедову «за профессионализм, мужество и честно выполненный гражданский долг». В сентябре 2004-го В. Путин указом продлил срок службы в должности главкома ВМФ РФ шестидесятилетнему Куроедову.

P.S.

P.S. В ближайших номерах «Новой» читайте рецензии на книгу генерального прокурора В. Устинова: «Правда о «Курске» и книгу адвоката Кузнецова: «Она утонула…» Или правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов».
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow