Сюжеты · Культура

МАРШ ПРИМИРЕНИЯ И САГАЛАСИЯ

<span class=anounce_title2a>КИНОБУДКА</span>

Этот материал вышел в № 88 от 29 Ноября 2004 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 88 от 29 Ноября 2004 г.

21:00, 28 ноября 2004
views

482

21:00, 28 ноября 2004
views

482

Пора окучивать «Детей Арбата», а вы все про «Сагу», зевнут отягощенные зрелищами телезрители. Объясню. «Московская сага», сочиненная семьей Барщевских вслед за Василием Павловичем Аксеновым, кумиром нашей молодости, меня настолько…

Пора окучивать «Детей Арбата», а вы все про «Сагу», зевнут отягощенные зрелищами телезрители. Объясню. «Московская сага», сочиненная семьей Барщевских вслед за Василием Павловичем Аксеновым, кумиром нашей молодости, меня настолько деморализовала, что я вообще не думала писать об этом безбрежном конфузе, кабы не эстафета, переданная следующему сериалу. Два таких изделия — это уже тенденция.

Соглашусь, что о «Детях Арбата» говорить еще рано, но общая директория любого сериала всегда понятна с первой серии, будь это первоклассная «Сага о Форсайтах» с приветом от ВВС или пособие в виде нашей. То есть понятно: кино перед нами или вышивка гладью.

О «Московской саге» написано уже столько, что мне остается подвести итог, для чего и существует моя колонка.

Недавно состоялась небольшая драка между четырьмя журналистами (один из которых — педагог), где двое утверждали, что «Сага» — полезное кино (ударение на первом слове). Ну а двое, натурально, возражали. Угадайте, в чьем стане был педагог.

Один из журналистов, господин прелукавый, выдвинул тезис «истории для быдла». В чем, собственно, и польза. Поскольку я опасаюсь, что «Дети Арбата» продолжат этот (далеко не новый) формат, воспользуюсь данным мне правом выступить в весе пера и сообщить ряд необременительных умозаключений.

В начале перестройки было модно менять знаки, и на смену, допустим, «Кубанским казакам» приходили в большом количестве их перевертыши. Пересмотрев не так давно «Покаяние», я, к своему изумлению, обнаружила, что именно великий Абуладзе открыл этот новый подход к истории, так потрясший нас в 1986 году. Но то кино, хотя и заказанное режиссеру Белым Лисом Шеварднадзе на гребне новой политики, было заряжено громадным талантом художника, почему и не наводило на раскольные мысли о конъюнктуре.

Василий Аксенов изваял огромный гипсовый куб с четкой штриховкой светотени: все вроде правильно и честно, но при этом невыносимо скучно. Что само по себе странно, так как автор — замечательный стилист и блестящий выдумщик. (Хотя то, что он писал «Московскую сагу» с замахом на западное телевидение, многое объясняет.)

Само собой, от сериала нечего было и ждать откровений, потому что кинопроизводная от плохого романа по определению не может быть хорошей. Тем более когда режиссером у нас отнюдь не Абуладзе, да и прочая компания под стать. В «Детях Арбата» есть хотя бы восхитительный Суханов в роли Сталина — настоящий князь тьмы, до дрожи зловещий и непредсказуемый.

Но не знаю, почему считается, что Чурикова может, как ломовая лошадь, вытянуть любую телегу из любого бездорожья только потому, что она великая актриса. Или что опытный актер Соломин может сыграть совесть нации только потому, что у него интеллигентное лицо. Или что банкир с фамилией, которую никто не знает и не помнит, может сыграть Сталина только потому, что вложил в фильм сколько-то там миллионов. Ладно, актеры — составляющая, конечно, важная, одна из важнейших, но дело в другом.

«Московская сага» вызывает не просто тоску, будучи по жанру, конечно, бразильским мылом. И не только потому я смотрела этот комикс с яростью, что, в отличие от скучного и правильного романа, здесь все было липой, клюквой и туфтой. (О чем написано изрядно, не буду повторяться.) Дело в возвращении пафоса пользы «истории для быдла».

Историей для быдла является такая история, где путем предъявления джентльменского набора: немножко лагерного ужаса, немножко засилья преступного КГБ, немножко бериевского сластолюбия, немножко прелестей родовых поместий и их разорения, немножко предательства, мужской дружбы и войны плюс любовь-морковь — самая людоедская и ничем не искупаемая эпоха, на фоне которой жила и продолжает жить страна, показана как некое мифическое «сложное время». Время, в котором было много страшного, но много и хорошего, и все этак гармонично и затейливо переплеталось, что и виноватых не сыскать. В ритме «Марша авиаторов» с дивными словами: «вздымая ввысь свой аппарат послушный».

Заключительная серия «Московской саги» (за которой последовал фильм о съемках, где все фигуранты прямо-таки упивались друг другом и общим успехом, не исключая и любимого моего Василия Палыча) недвусмысленно указала нам своего адресата: быдло, о котором толковал лукавый журналист. Я не знаю, кто это конкретно. Школьники? Домохозяйки? Ветераны? Депутаты? Безработные профессора? Скинхеды? Проститутки? Участковые врачи? Молодые банкиры? Старые учительницы? Работники СМИ? Зато все мы знаем генезис быдла. Его формирует людоедское время, обеспеченное грамотным пиаром. Тогда аппарат становится послушным, и его можно хоть ввысь вздымать, хоть бросать в отхожую яму как бы для его же пользы и удовольствия.

Когда сегодня с экрана режиссер впирает (пиарит) мне, что хотел показать Сталина-человека, меня тошнит, словно от вкуса человечьей крови. Когда мне пиарят раковую опухоль истории четвертой степени как родинку, которую легко удалить, распустив напоследок олигофренические слюни, каменное слово «быдло» заполняет меня изнутри, и я не могу пошевелиться и даже закричать, словно в плохом сне. Когда идеологи и просто уважаемые люди внушают мне, что это полезно, мне вспоминаются два слова, которыми моя косноязычная родина только и смогла ответить на различные манипуляции с ее историей. Они были начертаны мазутом на стене шлюза, на воротах которого возвышались раньше гигантские фигуры Ленина и Сталина — будто бы, сгинув, они оставили на память о себе это послание: «Х… ВСЕМ!».

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

час назад

Минюст включил The Insider и пятерых журналистов в список иноагентов

Slide 1 of 5

выпуск

№ 80 от 23 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 80 от 23 июля 2021

Подписывайтесь!

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

504930

2.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

204361

3.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

150005

4.
Сюжеты

Погоны закрывают звезды Опубликован проект приказа директора ФСБ с перечнем сведений, которые могут быть использованы против России. В списке — практически вся деятельность «Роскосмоса»

views

137441

5.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

131521

6.
Комментарий

«А если надо, закрывайте по уголовке» Кинчев защищает свободу даже тогда, когда она угрожает жизни

views

109549

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera